Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 16 (2502) 29 апреля 2005 г.

ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ФОРУМА

Иллюстрация

Рассматривая Энергетический форум как общественную трибуну для открытого обсуждения проблем и путей развития российского энергетического сектора, участники форума считают, что формирование качественно нового российского топливно-энергетического комплекса, отвечающего высоким экономическим, инвестиционным, инновационным, экологическим и социальным стандартам, отраженным в Энергетической стратегии России, возможно только при условии консолидации усилий государства, бизнеса и общества.

Сегодня мировая экономика вступает в активную фазу формирования глобального мирового энергетического порядка. Мировые энергетические проблемы приобретают все более глобальный характер, энергетический фактор постоянно находится в орбите большой мировой политики. Россия, являясь одним из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, ведет активный энергетический диалог с международными организациями и странами, участвующими в формировании нового мирового энергетического рынка.

В этих условиях влиятельное положение России должно укрепляться, способствуя с одной стороны, позитивному развитию мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и повышению стабильности и энергетической безопасности в мире, и, с другой стороны, раскрытию геополитического преимущества и экспортного потенциала российского ТЭК, созданию условий внутреннего экономического и социального развития, повышению уровня жизни населения.

Ключевым моментом в решении проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы является формирование позитивного баланса интересов и партнерских отношений государства и недропользователей.

Неудовлетворительное положение сложилось в области реструктуризации топливно-энергетического баланса. Существующий сегодня баланс первичных ресурсов не соответствует показателям и стратегическим направлениям, сформированным в Энергетической стратегии. Доля угля не возрастает, а доля газа растет вместо стабилизации и снижения. Рост потребления угля экономически не стимулируется из-за низких темпов изменения соотношения цен на уголь и газ. В электроэнергетике и коммунальном теплоснабжении наблюдается тенденция перевода генерирующих мощностей с жидкого топлива на газ.

Инвестиционная активность в отраслях ТЭК остается низкой и не отвечает требованиям времени. Объемы инвестиций в электроэнергетику, газовую отрасль и в угольный сектор существенно ниже запланированных в энергостратегии.

Темпы модернизации производственных фондов и внедрения энергоэффективных технологий не соответствуют современным требованиям и не обеспечивают запланированного снижения энергоемкости внутреннего валового продукта. Значительные потери энергоресурсов на всех этапах от добычи до потребления требуют внедрения новых технологий с привлечением инвестиций. Государственная политика в области энергосбережения, содержащая в своей основе законодательное стимулирование снижения издержек, должна использовать более активно и административные механизмы, ужесточающие технические нормы и требования по энергоэффективности.

Серьезным препятствием реформы энергетики является неэффективная сфера жилищно-коммунального хозяйства. Эта сфера характеризуется отсутствием конкуренции между производителями и между различными видами отопления, неэффективным использованием преимуществ когенерации и централизованного теплоснабжения, крайне низкой эффективностью систем теплоснабжения и теплопотребления, отсутствием баланса между спросом и предложением на тепловую энергию. Главным резервом развития и укрепления российской экономики является эффективная реализация преимуществ России, как крупнейшей топливно-энергетической державы.

Ключевой задачей сегодня является формирование взаимовыгодного партнерства и сотрудничества между государством, частным бизнесом и обществом посредством создания эффективных рыночных отношений, конкурентного инвестиционного климата и полноценных институтов гражданского общества.

Благоприятные внешние условия способствуют росту добычи и экспорта нефти. В последние годы Россия обеспечивает самый высокий прирост добычи нефти в мире. Этот факт свидетельствует о том, что Россия играет стабилизирующую роль на мировом рынке нефти.

Сегодня основные ресурсы углеводородного сырья в России расположены на суше, более половины нефтедобычи сосредоточено в районе Поволжья, Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений Волго-Уральского и Северо-Кавказского нефтегазоносного бассейна сильно выработаны (на 60, 80 и более процентов). В Западной Сибири степень выработанности составляет около 40 %. В качестве альтернативных регионов добычи в перспективе следует рассматривать Арктическое побережье, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Важным направлением развития нефтедобычи является освоение шельфа острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.

Поддержание темпов роста добычи нефти потребует в ближайшие годы значительных капитальных вложений. Прирост геологических запасов нефти сегодня не покрывает уровень добычи. Главной причиной такого опасного положения является неэффективная система управления недрами.

В освоенных районах с развитой инфраструктурой (Урало-Поволжье, Коми, Северный Кавказ, на юге Западной Сибири) значительная часть запасов заключена в мелких месторождениях. Структура вновь разведанных запасов нефти продолжает ухудшаться, они сосредоточены в основном в мелких и средних месторождениях, являются в значительной части трудноизвлекаемыми.

Совершенствование законодательства в области недропользования должно быть направлено на улучшение инвестиционного климата и обеспечение баланса интересов всех участников процесса: государства, субъектов РФ и недропользователей.

Нефтеперерабатывающий сектор сегодня, в основном, решает задачу удовлетворения внутреннего спроса. Его техническое и технологическое оснащение и, соответственно, качество продуктов переработки, в основном, не соответствует современным требованиям, однако оно обусловлено особенностями конъюнктуры внутреннего рынка нефтепродуктов.

Важным фактором социальной стабильности в обществе является оптимальное решение проблемы ценообразования на нефтепродукты на внутреннем рынке. Высокие цены на бензин и дизельное топливо, учитывая, что Россия является страной-экспортером нефти, вызывают серьезную озабоченность. Такое положение во многом обусловлено монополизацией региональных топливных рынков и влиянием высоких мировых цен на нефть. С особым вниманием нужно отнестись к построению единого европейского энергетического пространства как одного из важнейших каналов евроинтеграции. Необходимо использовать стремительно растущий интерес стран Азии в целях привлечения инвестиций в российский ТЭК, а также для того, чтобы сбалансировать направления энергопотоков и региональный экспорт.

Важным международным правовым документом, регламентирующим взаимодействие в энергетической сфере, является Договор к Энергетической Хартии. Россия подписала, но не ратифицировала Договор к Энергетической Хартии, заявив о его временном применении на добровольной основе. Необходимо уделить особое внимание соотношению внешнеполитических интересов государства и международной деятельности отечественного топливно-энергетического бизнеса.

Ратификация Россией Киотского протокола будет способствовать развитию международного экологического и энергетического сотрудничества. Киотский протокол нужно рассматривать как первое в ряду международных соглашений, которые призваны предотвратить глобальные катаклизмы, связанные с климатическими изменениями.

Российская федерация и США заинтересованы в партнерстве в области энергетики. Лидеры двух стран на своих встречах традиционно рассматривают актуальные вопросы инициированного ими в мае 2002 года энергетического диалога. Обе наши страны заинтересованы в тесном партнерстве в области энергетики. США — крупнейший потребитель энергоресурсов, а Россия — их поставщик на мировой рынок.

Угольная промышленность располагает достаточной базой для полного удовлетворения потребностей экономики России, однако ее развитие осложнено рядом сопутствующих факторов: во-первых, это ограничения по использованию угля по экологическим причинам, во-вторых, ограничения по объемам перевозок железнодорожным транспортом, и зависимость ценовых показателей угля от тарифов на его перевозку.

В отличие от быстро дорожающих газа и нефти, цены на уголь должны увеличиться к 2010 году лишь на 10-15 % с последующей их стабилизацией и некоторым снижением. Это может произойти в результате вовлечения в добычу более эффективных запасов угля, улучшения хозяйственной организации отрасли и внедрения новейших научно-технических разработок в добыче, переработке и транспортировке угля.

Удовлетворение потребности экономики страны в угольном топливе будет связано с развитием добычи угля в бассейнах федерального значения Кузнецком и Канско-Ачинском. Межрегиональное значение будут иметь месторождения Восточной Сибири, Печорского, Донецкого и Южно-Якутского бассейна.

Предприятия отрасли сегодня подходят ко второму этапу реструктуризации, основная цель которого — путем структурных преобразований совершенствовать технологию угледобычи, техническое перевооружение производства, при совершенствовании законодательной базы вывести угольную отрасль на рентабельный режим работы.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+330+1