Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2017

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 24 (2510) 17 июня 2005 г.

ПОМНИТЕ:
НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ
ВЫ — ФЭМЭШАТА

9 июня 319-ти новосибирским фэмэшатам были торжественно вручены аттестаты, из них 16 окончили школу с серебряными медалями и один — Николай Куртов — с золотой.

Валентина Садыкова, «НВС»

Большой зал Дома ученых едва вместил выпускников, преподавателей, воспитателей, родителей и гостей. Физико-математическая школа провожала свой 42-й выпуск. Звучала торжественная музыка, волновались выступающие: директор ФМШ проф. А. Никитин, заместители директора А. Марковичев, В. Михеев, Н. Яворский, В. Алешин, декан ФФ НГУ проф. А. Аржанников, проф. И. Бобко, родители и выпускники.

Иллюстрация
Николай Куртов — золотой медалист, абитуриент факультета информационных технологий НГУ.
Фото А. Лаврентьева.

«Выпуск в ФМШ — это событие значимое для всего научного сообщества Академгородка…»

«Выпускной — это самое впечатляющее событие в жизни. Потом будет все обыденнее — начинаешь ощущать себя взрослым…»

«Хотим пожелать вам стать классными специалистами, достойными гражданами и всю жизнь заниматься любимым делом…»

«Мы будем всегда рады видеть вас в школе — и в гостях, и в качестве учителей для новых поколений фэмэшат…»

«Помните: на всю оставшуюся жизнь вы — фэмэшата…»

«Спасибо за терпение, за заботу, за знания — мы любим вас», — горячо аплодировали любимым учителям выпускники.

«Я очень хочу, — сказал директор школы А. Никитин, — чтобы все вы поступили в университет. Вы все — замечательные!»

А накануне, перед началом заседания ученого совета, посвященного итогам выпускных экзаменов, я попросила заместителя директора ФМШ проф. Александра Сергеевича Марковичева рассказать о сегодняшнем дне физматшколы и ее выпускниках.

— Абсолютное большинство выпускников собирается поступать в Новосибирский государственный университет. В Москву мало кто уезжает, уже поняли, что жизнь там дорогая, а образование НГУ дает не хуже. Хотя единицы все-таки уезжают, особенно если какой-нибудь вуз себя настойчиво рекламирует.

Иллюстрация
Выпускники ФМШ — медалисты Владимир Ширяев, Александра Шумакова, Егор Чиглинцев, Александра Белых и Александр Панов.
Фото Юрия Анциферова.

НГУ в особой рекламе не нуждается, но на встречи с выпускниками в течение года приходят деканы всех факультетов, рассказывают чем замечателен факультет и чему учит, каких специалистов готовит.

До нынешнего года ученый совет школы сам определял сроки сдачи выпускных экзаменов и утверждал экзаменационные задания, которые готовила университетская экзаменационная комиссия. Экзамен считался вступительным в НГУ. Нынче Областное управление народного образования обязало два экзамена — сочинение и алгебру-начала анализа проводить одновременно со всеми школами по варианту для физико-математических классов средней школы. Смысла особого в этом не было, задания были легче — 82 % получили «отлично».

Так что на этот раз нам пришлось проводить еще один письменный экзамен по математике — вступительный в НГУ. В нем пожелали участвовать практически все выпускники, за исключением восьми человек. Видимо, им для поступления этот экзамен не требовался. Каждый факультет ежегодно определяет требования к поступающим в ФМШ, которые потом утверждаются на ученом совете НГУ.

Сорок второй выпуск достаточно сильный, показатель — наличие довольно большого количества медалистов. Хотя есть и несколько разгильдяев — это те, кто получил «тройки» на экзамене. А как их иначе назвать? На письменный экзамен по математике отводится три часа. Сиди и решай. Председатель комиссии предупредил: «Ни в коем случае не выходите раньше. Решили свой вариант, решайте другой». И буквально тут же один такой умник сдал работу и ушел. Допустил глупейшие ошибки. В результате получил три балла — только из-за своего легковесного отношения к делу.

Самой большой популярностью среди выпускников ФМШ в последние годы пользуются факультеты, которые готовят специалистов по информационным технологиям — механико-математический и ФИТ. Что поделаешь — мода! Немного меньше ребят идут на физический факультет (хотя и там готовят специалистов по автоматизации физико-технических исследований). Но все равно, фэмэшат среди студентов ФФ — абсолютное большинство. На ММФ по результатам наших экзаменов зачисляют примерно треть — среди фэмэшат жесткий конкурс, некоторые не прошедшие сейчас поступают летом на общих основаниях. Дозирует набор фэмэшат экономический факультет. Остальные факультеты берут после собеседования всех наших выпускников, набравших проходной балл.

ФМШ пока удается обеспечивать высокий уровень подготовки школьников. Большинство преподавателей — бывшие фэмэшата, люди творческие, научные сотрудники. Хотя возрастная проблема преподавательского корпуса также актуальна, как и для всего Сибирского отделения. Работа по привлечению молодежи ведется, но не всегда удается удержать хорошего ассистента при такой низкой, как у нас, зарплате. Опытных воспитателей также становится меньше, а найти им достойную замену проблематично. Выручают наши выпускники, теперешние студенты, которых мы принимаем на должность воспитателей.

В ФМШ по-прежнему приезжают одаренные ребята со всей Сибири и Дальнего Востока. Хотя их стало меньше, чем, скажем, 20 лет назад. Бывает, что победители олимпиад, получившие приглашение в Летнюю школу, приезжают, поступают в ФМШ, но не остаются здесь на учебу. Дело в том, что во многих регионах действуют программы поддержки талантливых школьников, ребят обеспечивают хорошими условиями для учебы, стипендиями, в общем, делают все, чтобы удержать их дома. И если Новосибирск претендует на роль столицы Сибири и заинтересован в привлечении талантливой молодежи, руководство должно больше уделять внимания Физико-математической школе.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+337+1