Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2535) 16 декабря 2005 г.

НАУКА И КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ
ТЕХНОЛОГИЙ:
ОПЫТ ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ

Валерий Ермиков, к.г.-м.н.,
директор Департамента науки СО РАН

Проект EuropеAid

Иллюстрация

Европейский Союз принял и финансирует проект EuropеAid, призванный помочь улучшению условий для развития науки и инноваций в Российской Федерации (прежде всего в Российской академии наук), а также оказать содействие в коммерциализации российских научно-технических результатов на внутреннем и международном рынках. Проект поддерживает усилия России по построению эффективной национальной инновационной системы, с помощью которой можно будет извлекать выгоду из ее колоссального научно-технического потенциала.

Проект сосредоточил свою деятельность на двух важнейших направлениях:

1. Разработка рекомендаций для РАН и федеральных органов власти с целью проведения результативной инновационной политики.

Одним из основных инструментов выработки рекомендаций по инновационной политике является серия из 7 организуемых проектом тематических семинаров, в которых принимают участие представители основных заинтересованных организаций. В 2005 году прошли три таких семинара.

2. Поддержка ряда пилотных центров коммерциализации научно-технических результатов, которые будут способствовать получению реальных доходов из результатов деятельности научно-исследовательских организаций.

Проведен конкурс и подведены итоги по отбору центров коммерциализации, которые будут поддержаны проектом. Из подавших заявки выбрано 7 центров коммерциализации. Из них один в Екатеринбурге — на базе Института металлургии УРО РАН, один в Томске — Конструкторско-технологический центр ТНЦ СО РАН, один во Владивостоке на базе Института автоматики и процессов управления ДВО РАН. Статус ассоциированных центров проекта предложен семи центрам, из которых за Уралом находится только один, в Новосибирске — общество с ограниченной ответственностью «Инверсия-Файбер» (Центр коммерциализации лазерных и волоконно-оптических технологий).

Руководителями проекта являются: от Российской академии наук — координатор проекта д.э.н. Владимир Иванов, начальник НОУ РАН, от ЕС — директор проекта Питер Линдхольм (Peter Lindholm), управляющий директор компании InnoAG (Германия).

И вот, в рамках проекта «Наука и коммерциализация технологий» программы EuropеAid, 13-20 ноября 2005 г. состоялся первый партнерский визит во Францию и Германию российской делегации, возглавляемой координатором проекта В. Ивановым. В составе делегации — 18 человек: академики, специалисты из администрации Президента РФ, Минобрнауки и Росатома, РАН, РФФИ, Фонда содействия развитию малых предприятий научно-технической сферы РФ… Сибирское отделение представлял автор этих строк, директор Департамента науки СО РАН.

Иллюстрация
Российская делегация в Париже

Программа партнерского визита включала в себя посещение во Франции и Германии государственных организаций, ответственных за развитие науки и инноваций, беседы с руководителями и круглые столы по обсуждению интересующих проблем.

Франция

В соответствии с программой состоялись встречи с руководителями Министерства образования, науки и технологий, Агентство при Министерстве регионального развития DATAR, Комиссариата по атомной энергетике, государственно-частной венчурной компании OSEO-anvap и Министерства экономики и промышленности.

Иллюстрация

Для справки: всего во Франции 250 000 инженеров (это люди с высшим образованием, работающие в сфере науки), из них около 170 тыс. ученых, занимающихся фундаментальными и прикладными исследованиями. Нужно отметить, что все французские ученые (как и преподаватели вузов, школ, воспитатели детских садов) являются государственными служащими со всеми вытекающими последствиями: стабильная заработная плата, социальная защищенность — невозможность увольнения без согласия работника, переход на работу в другую организацию со своей ставкой, пенсия в размере 80 % зарплаты. Финансирование оплаты ученых идет централизованно по статье «Оплата государственных служащих», поэтому все другое финансирование по статье «Наука» практически не содержит заработной платы.

Во Франции существуют 3 системы, в которых занимаются фундаментальными и ориентированными фундаментальными (прикладными) исследованиями: 85 университетов, государственные промышленно-коммерческие учреждения, представленные национальными научными центрами (ADEME — экология, CNES — космос, CEA — атомная энергия, ANVAR — Национальное инновационное агентство и др.), государственные научно-технические учреждения, из которых главное — CNRS (Centre National de la Recherche Scientifigue) и ряд более мелких (INRA — агрономия, INSERM — клинические исследования, INRIA — компьютерные науки и др.).

Государственные научно-технологические институты во Франции имеют значительный культурный и бюджетный вес. Из общего объема бюджетных расходов на научно-техническую сферу около 22 % направляется в университеты, 20 % — на фундаментальные научные исследования, 30 % — в приоритетные отрасли (космос, здравоохранение, охрана окружающей среды), 13 % — на программы экономического развития и 23 % на оборону (суммарно не 100 %, т.к. часть пересекается, дано по материалам проекта EC «Science and Technology Commercialization».

Европейское сообщество на переломе столетий ясно осознало задачу перехода на новую парадигму экономического развития — новую инновационную политику, основанную на знаниях. Этот вопрос обсуждался на нескольких сессиях Евросовета (в Лиссабоне, 2000 г.; Стокгольме, 2001 г.; Барселоне, 2002 г.), когда главы государств и правительств стран ЕС, оценив достижения, пришли к заключению о необходимости увеличения доли инвестиций в НИОКР с 1,9 % от ВВП Евросоюза в 2000 г. до 3 % к 2010 г. При этом они призвали к значительному увеличению удельного веса в этой сфере частного сектора. Есть страны, которые уже превысили эти показатели сегодня, например, Швеция — более 4 %.

С 2000 года было много инициатив Правительства Франции, однако 3 % от ВВП на НИОКР достичь не удалось. Сегодня здесь тратится на исследования 2,1 % ВВП, из них 1,2 % бюджетные средства, 0,9 % — частные. Это средний показатель по Евросоюзу.

За последние несколько лет во Франции был принят ряд принципиальных решений:

2003 год — слияние Национального инновационного агентства ANVAR (французский вариант фонда малых предприятий) с инновационным банком, в результате чего была создана государственно-частная компания OSEO-ANVAR.

2004 год — создание Национального агентства по исследованиям.

2004 — 2005 гг. — создание Агентства по региональному развитию DATAR и реализация Проекта формирования сети региональных центров конкурентоспособности.

2005 год — создание Национального агентства по инновациям (для крупной промышленности).

Наряду с созданием Агентства по исследованиям завершается работа над Законом об исследованиях (в декабре будет передан в Парламент, утверждение ожидается в конце января). В законе закрепляется 3 % ВВП на научные исследования, делается акцент на интеграцию разных сфер французской науки и междисциплинарность, закрепляется необходимость обязательной аттестации научных исследований и описываются общие принципы внешней и внутренней оценки, вводятся программно-целевые принципы финансирования научных учреждений, меняются права на интеллектуальную собственность и налогообложение при инновационной деятельности.

В частности, если ранее CNRS защищал в Министерстве общие объемы финансирования и затем распределял их между лабораториями, то с 2006 года все средства можно получить только по конкурсу проектов, в котором предпочтение будет оказываться интеграционным и междисциплинарным исследованиям по приоритетным направлениям и критическим технологиям. При этом сами научные организации (без директивных государственных списков) определяют, что является приоритетным для каждой лаборатории, а конкурсная комиссия для принятия решения будет оценивать и сравнивать предложения. Результат оформляется контрактом с Агентством по исследованиям. Дополнительно CNRS может получать деньги из других источников, в частности, по рамочной программе ЕС.

Государство стремится к укреплению связей между тремя ветвями науки Франции. Поэтому в новом законодательстве предусмотрено создание интеграционных структур, которые, однако, будут не государственными, а локальными (юридическую форму определяют сами участники). Уже сегодня в ряде университетов появились междисциплинарные научные департаменты.

В 1999 году был принят Закон об инновациях, который разрешил научным организациям и ученым создавать инновационные предприятия и участвовать в их работе. При определенных условиях возможно использовать для их создания бюджетные деньги. Сегодня, например, в CNRS 4 крупные лаборатории имеют дочерние предприятия, 70 % акций которых принадлежат CNRS.

Изменен подход к интеллектуальной собственности. Сегодня интеллектуальная собственность законодательно принадлежит: организациям-работодателям (CNRS, университет и др.) — 50 %, лабораториям — 25 %, исследователям — 25 %. В то же время, государство, понимая, что CNRS или университет не являются лучшими для управления частными компаниями, разрешило исследователям как частным лицам владеть до 30 % акций частных компаний.

Определено также несколько форм участия исследователей в работе частных компаний: консультант; частичная занятость по совместительству; работа по договору-контракту лаборатории с частной компанией.

Деятельность национальных центров рассмотрена на примере Центра по атомной энергетике и ее приложениям — CEA (энергетика, оборона, промышленные технологии). CEA создан в 1945 г. Сегодня в Центре работают 15 тыс. сотрудников, в том числе 50 % дипломированных инженеров (ученых), бюджет составляет 3 млрд евро, где 40 % — государственное финансирование, 60 % — за счет контрактов с промышленностью.

В CEA входят 9 научных центров на территории Франции, специализирующихся в области термоядерного синтеза, лазерных технологий, новых материалов, водородной энергетике и др. CEA по профилю своей деятельности организует также совместные научные коллективы с другими структурами, в том числе с университетами. Каждый оплачивает свою долю, плюс совместные гранты по программам EC, общегосударственным и программам муниципальных органов. В CEA есть Дирекция по коммерциализации технологий в составе 60 чел. В задачи Дирекции входят разработка стратегии маркетинга, изучение рынка, заключение контрактов по использованию интеллектуальной собственности, создание инновационных предприятий. Для решения последней задачи создана дочерняя частная компания CEA-val (valorization) со 100 % капитала CEA. В принципе, CEA может напрямую создавать инновационные компании, однако для этого нужно решение Административного совета, куда входят 3 министра Франции (экономики, финансов, науки), поэтому через дочернюю компанию принимать решения проще.

Сотрудники CEA, не теряя работы, могут на 1-2 года переходить в создаваемые частные фирмы или другие структуры.

Критерии успеха CEA (по мнению Министерства науки): тесное переплетение фундаментальных и прикладных исследований; междисциплинарный состав исполнителей и исследований; изначально тесные связи с промышленностью; кадровый молодежный ресурс (связь с университетами); сильная региональная составляющая (центры по всей стране); быстрое реагирование (возможность выделения ресурсов); международный имидж.

Национальное агентство по инновациям создано в сентябре 2005 г. Запланированный на 2006 год бюджет составляет 2 млрд. евро. Предназначено для ведения новой инновационной промышленной политики, формируемой Министерством экономики и промышленности. Идея — вернуться к 60-м годам, когда во Франции было несколько крупных государственных проектов.

Отбор и финансирование крупных проектов будет осуществлять Совет директоров Агентства, состоящим из 30 персон, представляющих крупные компании Франции. Крупные проекты (с бюджетом свыше 100 млн. евро) рассматриваются как мобилизаторы промышленных инноваций («подгребающие» под себя средние и мелкие предприятия) длительностью до 5 лет, после чего продукт должен быть на рынке. Инвестирование/кредитование предполагается под 0 % или под очень небольшой процент (сейчас это решается).

Предполагается, что эти проекты будут рассматриваться на Европейском уровне с привлечением других стран и других проектов, которые уже идут, например, по программе EС «EUREKA».

Агентство регионального развития Франции было организовано в 2004 г. Главной его задачей является создание сети региональных центров конкурентоспособности (политика создания которых проводится Францией с 2002 года). Ранее создавались технополисы, где на одной территории были объединены научные, образовательные учреждения и промышленность. Оказалось, объединения на одной территории недостаточно — технополисы начали давать нормальную отдачу через 30 лет. Это недопустимо долго. Центры конкурентоспособности призваны объединить ученых, университеты и промышленность вокруг проектов по реализации критических технологий (в каждом проекте должно участвовать не менее 2 промышленных компаний, 1 университет и 1 научная организация).

Агентство организовало конкурс проектов, куда поступило 105 предложений. Для победителей конкурса государство выделило 1,5 млрд. евро. Общий объем финансирования по условиям конкурса должен составлять около 5 млрд. евро (1/3 — государство, 1/3 — промышленность, 1/3 — регионы).

По итогам конкурса отобрано 15 проектов мирового уровня и 52 — национального. Государство озабочено проблемой равноправия регионов (отслеживается, чтобы Парижский регион — Иль де Франс — не получал более 20 % грантов).

Центры отбирались с учетом особенностей территории. Например, между Тулузой и Бордо располагается Аэрокосмический центр, в который входят предприятия мирового уровня: Airbas, Motorolla, Siemens и т.п. Они конкурируют между собой, но создали ряд совместных коллаборативных проектов, которые были приняты.

Другой пример — Бургундия, которая представила 4 проекта: а) по безопасности продуктов питания — в провинции производится много вина; б) по акустике и транспортной вибрации — есть трасcа гонки Formula-1; в) по цифровой обработке изображений — есть предприятия Коdak; г) по сохранению водорода — есть соответствующая компания. Для центров конкурентоспособности были отобраны заявки а) и г).

У центров есть свой юридический статус и орган управления. Как правило, это представители промышленности, но право управления может быть делегировано также университетам или научным организациям. Например, президент центра конкурентоспособности около Тулузы является одновременно президентом компании «Airbas», президент IT-центра — президент большой французской компании Talis, в Гренобле президентом центра нанотехнологий является директор атомного центра CEA.

Министерство только организовало тендер, остальное решается победителями на месте. Хотя необходимо выполнение двух министерских директив: большинство голосов в Административном совете центра должно принадлежать организациям, подавшим заявку; внутри центра организуется комитет, состоящий из промышленников и ученых, который решает, какие вести проекты.

Рамочный контракт с центром (в котором нет денег) подписывается префектом региона. Финансируются проекты, однако деньги идут через администрацию центра (как юридическое лицо). У центра нет реальных границ, но территория зоны (где участники — университеты и научные организации), где могут быть установлены определенные преференции (например, освобождение от социальных налогов), должна иметь конкретный периметр.

В 2005 году по центрам конкурентоспособности были утрясены все организационные проблемы и с 2006 года начнется финансирование. Через 3 года должна быть проведена внешняя оценка: все ли, кто должны, вложили деньги, сколько завоевано процентов нового рынка, сколько имеется ноу-хау, число созданных новых рабочих мест.

Поскольку этот проект — государственный приоритет, финансирование центров конкурентоспособности многоканальное. Помимо финансовой поддержки в рамках конкурса существуют другие источники поддержки центров конкурентоспособности. Премьер-министр обязал все министерства не менее 1/3 своего бюджета развития направить на центры конкурентоспособности. В этом году по решению Правительства будет открыто 3000 новых бюджетных мест для ученых, из них 2000 откроются в центрах конкурентоспособности. Весь этот процесс координируется советом во главе с Министерством экономики и промышленности. Секретариат находится в Агентстве по территориальному развитию.

Поддержка малых и средних компаний (численностью до 2000 человек) также ведется по разным каналам.

Министерство экономики и промышленности выдало более 3000 беспроцентных кредитов по 50 — 100 тыс. евро на компанию, опираясь на средства банка поддержки малых предприятий. В 2006 г. предполагается удвоение бюджета.

Кроме того, новым малым и средним инновационным предприятиям (существующим менее 8 лет) оказывается содействие в виде снижения налогов на прибыль: скидка в размере 5 % от объемов затрат на НИОКР; скидка в размере 45 % от увеличения затрат на НИОКР по сравнению с предыдущим годом и т.п.

Компания считается инновационной, если 15 % расходов компании идет на НИОКР.

Агентство OSEO-anvar, образованное путем слияния государственного агентства ANVAR (типа фонда Бортника в России) и венчурного банка, специально предназначено оказывать эффективную помощь проектам малых фирм. Это государственно-частная ассоциация. Сильная сторона этого агентства — работа на местах. OSEO-anvar во всех регионах имеет представительства, которые наделены правом самостоятельно принимать решение.

Сфера деятельности агентства: создание новых малых компаний; поддержка создания новых продуктов и технологий; поддержка трансфера технологий от лабораторий к малым предприятиям; создание условий для кооперации малых инновационных компаний с подобными компаниями в других странах Европы (включая Россию).

Форма финансирования — беспроцентный кредит по контракту и без условий предоставления компанией залога или гарантий. Риск берут на себя дочерние структуры OSEO-anvar типа OSEO-safaris. Из профинансированных компаний удачными являются 50-60 %.

Фото Е. Понариной

(Окончание следует)

стр. 3-4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+358+1