Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 7 (2293) 16 февраля 2001 г.

О ЧЕМ ДУМАЮТ УСПЕШНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ?

Ольга Ушакова, "НВС"

Полезный опыт удачного сотрудничества фирмы "Холидей-классик" и служб Сибирского отделения РАН.

"Социально-этичный маркетинг — явление самого последнего времени. Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации являются установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом".

Филип Котлер,
профессор маркетинга
Северо-Западного университета США.


 

Если "по большому счету", то успешные менеджеры думают о будущем. Вот вы, например, читатель, наверняка хотите лечиться в оснащенной поликлинике и недорого, ходить по усаженной цветами улице, покупать продукты в красивом магазине и по разумным ценам… Понятно, что само собой все это не образуется, а организуется — постепенно и целенаправленно. Думают же в сегодняшней жизни об этом и далее организуют люди, живущие где-то рядом и определяемые современным понятием "менеджеры". Они могут работать в государственном предприятии или в частном; главное, что их объединяет — потребность нормально, качественно делать свою работу и получать адекватный результат.

В подобном восприятии или отношении к действительности есть очень серьезный социально значимый сегодня аспект, учитывающий не только экономику и расчет, но и уровень культуры, образованности и цивилизованности той или иной субкультуры. В нашем случае — населения новосибирского Академгородка.

Речь пойдет о в чем-то неожиданном и в то же время интересном опыте сотрудничества служб СО РАН и акционерного общества "Холидей-классик", предложившего проект восстановления всем известного здания сгоревшей столовой по ул.Героев труда, 18 и организации в этих стенах современного торгового предприятия. Забегая вперед, скажем, что обе стороны проявили достаточную менеджерскую активность, в результате чего год назад по названному адресу открылся супермаркет "Холидей-классик". В целом торговые площади занимают свыше 1200 кв.м., что соответствует представлениям о крупном магазине для массового покупателя.

Надо сказать, что пострадавшее здание, числившееся на балансе Управления делами СО РАН, чуть ли не 10 лет оставалось неким "грязным пятном" на фоне микрорайона. Этот остов дряхлел с каждым годом, внутри обдиралось и разворовывалось все, что можно было еще унести, вокруг скапливались мусор и всяческие отбросы, по ночам там собирались бомжи. Ситуация была весьма неприглядной, руководство Сибирского отделения очень хотело изменить ее, но это как раз были годы резкого падения бюджетного финансирования науки и на капремонт столовой просто не имелось средств.

В разговоре с корреспондентом "НВС" начальник Управления делами СО РАН Иосиф Иосифович Гейци рассказал, что вопрос восстановления неоднократно обсуждался Президиумом и даже рассматривались бизнес-планы, предлагавшиеся различными предпринимателями. Но они так и не были утверждены, хотя идея создания на этом месте предприятия, полезного и необходимого науке или инфраструктуре Академгородка, с повестки дня не уходила. И вот через какое-то время пришла еще одна компания, предложила проект, решающий существующие проблемы и просматривающий перспективы, создающий рабочие места. Но самое главное — с официальной поддержкой инвесторов "в кармане". Эти инвесторы и арендаторы не были какими-то нуворишами, свалившимися неизвестно откуда, а такими же жителями городка — из той же научной среды. Тут и физик, и экономист, и инженер… Современные интеллигентные люди, умеющие работать, привлекать капитал со стороны, способные при этом решать социальные проблемы района.

Проект компании "Холидей" — его и рассматривали-то практически как научно обоснованный — был принят. Но история воплощения оказалась достаточно долгой и затратной. Будущие арендаторы рискнули и все расходы взяли на себя, вложив в дело свыше десяти миллионов рублей.

Руководитель строительства И.З.Рахман, проработавший 40 лет в "Сибакадемстрое", считает, что легче было бы строить нечто новое, наверно, и дешевле бы обошлось. Многие, и коллеги в том числе, считали, что это просто "безумство храбрых" — взяться за такую работу. Оставшиеся после пожара стены, перекрытия, подвал и крышу надо было элементарно отскабливать от напластований лет. А дальше — авторский проект тоже известных здесь архитекторов А.П.Березнюка и А.А.Кондратьева, всяческие согласования с нужными управлениями: по канализации, санитарии, пожарной части и проч. По всем параметрам приходилось воссоздавать дополнительно еще и какие-то утратившиеся материальные составляющие — трубы, кабели, блоки… Был заключен договор с ООО "БЕТ" (начальник Г.И.Кузьменко), осуществлявшим работы по восстановлению и реконструкции. Большой объем пришелся на облагораживание окружающей территории. Асфальт, современная парковка для автомашин, разные перила-лесенки…

В целом, начиная от расчистки, когда пришлось вывозить — "Камаз" за "Камазом" — сотни тонн мусора, демонтированного оборудования бывшей столовой и строительных конструкций, до восстановления и реконструкции практически заново двухэтажного здания и открытия светлого и красивого магазина, прошло три года. Они показали, что с авторами проекта супермаркета "Холидей-классик" можно иметь дело.

Виктор Константинович Юрченко — директор Сибирского филиала Агентства по управлению имущества РАН — назвал осуществление проекта одним из немногих случаев удачного сотрудничества СО РАН и предпринимателей. Затраты на капитальный ремонт Сибирское Отделение по закону должно определенным образом возместить и это будет сделано. Главное, что важно — положительный результат, распространяющийся на всех участников и жителей Академгородка, в том числе.

О самом проекте вообще можно говорить отдельно. Его участники и технический директор Я.Г.Куркин рассказывали об этом достаточно подробно:

— Изначально встали самые простые вопросы: что будет представлять собой наше предприятие? Кто наши клиенты? Что для них ценно? Каким оно станет дальше? Стратегия должна была учесть неоднозначную среду научного городка. Ответы на "простые" вопросы помогли сформировать концепцию, включающую формирование идей, разработку замысла от "стройки" до "покупки", разработку оргструктуры, анализ возможностей — своих и рынка, создание представлений о рабочем цикле предприятия, о ценовой политике и так далее.

Создавалось современное торговое предприятие для массового покупателя. А это — современное, какого не было раньше, торговое и холодильное оборудование; современные технологии управления бизнесом вообще и торговым, в частности. И соответственно современные построения отношений в трудовом коллективе.

Новое оборудование, например, дает и иные возможности. Оно легче управляется, качественнее поддерживает параметры, лучше сохраняет продукты. Новые технологии — это возможность работать с самым широким ассортиментом. Без современной управленческой системы большой ассортимент просто нереален. Иначе невозможно, например, делать необходимые закупки, учитывать неравномерность спроса — по праздникам он резко возрастает. Этот Новый год — первый для нас по сложности, но наша система управления справилась с этим.

Для нас, когда мы начинали проект, целью было не только добиться своей благополучной рыночной судьбы, но и воплощения определенных идей организации бизнеса. Это была идея построения менеджерской организации. То есть, организации, которая бы управлялась наемными менеджерами. Где не было бы смешения гражданско-правовых отношений собственников предприятия и трудовых отношений. Чтобы это были разные люди.

… Управляющий торговым залом супермаркета И.В.Чижиков считает, что ассортимента товаров из 10 тыс. наименований — а "Холидей" сегодня именно столько и предлагает — доперестроечная торговля не выдержала бы. Суперассортимент требует и супертехнологий по закупке, работе с поставщиками, движению товаров, изучению спроса, реализации. Далее — информационное сопровождение товара, кассы, поддерживающие штрихкодовую технологию на все товары. Из этого рождаются преимущества — скорость и качество обслуживания. Мы знаем, говорит он, как, когда, сколько и чуть ли не кем покупаются товары. Можем сформировать как картину магазина по единицам товаров, так и портрет наших покупателей. Во многом используются внутренние разработки магазина по аналитической обработке собранных данных.

В основе проекта, безусловно, лежит технологическое мышление. Но не только. Авторы проекта по очереди говорят об одном и том же.

Первое — это желание сделать что-то хорошее на месте разрушенного здания. Получить результат, который был бы зримо виден и как-то жил во времени. Второе — хотелось в такого типа деятельности доказать, что определенные, естественные для бизнеса правила применимы и для этой области. Про торговлю говорят, что в ней очень много неопределенностей, масса параметров. Что здесь важны интуиция, чутье.Но на деле это такая же отрасль народного хозяйства, как и другие предприятия. Здесь используется много технологий — информационные, связанные с управлением; технологии товародвижения, подготовки товаров и так далее.

Технологии подразумевают какие-то достаточно жесткие требования. На вопрос: удается ли осуществить эти просчитанные схемы, руководству компании и супермаркета сложно дать однозначный ответ. Предприятие находится в постоянном развитии. Но есть технологии контроля, которые подразумевают мгновенную реакцию на сбои, и есть ответственность людей.

Весь этот год проект развивался экстенсивно: открыли, оснастили. Заканчивается реконструкция 2-го этажа. Дальше предполагается интенсивное развитие, направленное на улучшение внутренних технологий, повышение качества обслуживания покупателей.

Предприятие состоялось. Роль сыграли не деньги даже — в первую очередь, люди. И те, кто в СО РАН поверил будущим арендаторам, и те, кто фактически стал партнером социальной проблемы. А дальше — сложился динамичный коллектив "Холидея", который, в общем-то, сам себе бросает вызов и меняет лицо того бизнеса, в котором работает. Дело не только в зарплате — сложилась совокупность людей, которые объединились, готовы к тому, чтобы работать лучше, интереснее. Это тоже была одна из идей проекта — создание менеджерской организации, где трудовой коллектив является самостоятельной силой, у которого есть свои стремления.

* * *

Успешные и активные менеджеры нашего времени потому и успешны, что уловили меняющуюся логику зависимости потребления в обществе от определенных этических представлений. Формирующаяся концепция в среде специалистов по маркетингу имеет название социально-этичного маркетинга или социально-этичного менеджмента. Ее основное требование заключается в учитывании и сбалансированности трех факторов: прибыли фирмы, потребностей клиентов-покупателей и интересов общества. Без особых пояснений понятно, что они довольно противоречивы и требуют компромиссов, но при этом заставляют искать наиболее приемлемые решения, использующие научно-технический прогресс. Очевидный результат в нашем случае — создание совместными усилиями СО РАН и коллектива предпринимателей большого, удобного и нужного городку торгового предприятия.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+36+1