Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 7-8 (2542-2543) 17 февраля 2006 г.

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ

Член-корреспондент РАН Николай МАХУТОВ — председатель Межгосударственного научного совета стран СНГ по чрезвычайным ситуациям, председатель наблюдательного Совета «Ростехнадзора» по промышленной безопасности, руководитель первой в мире федеральной Государственной научно-технической программы «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» и комплексной программы «Безопасность Москвы». Участвовал в разработке и обосновании системы запасов прочности на потенциально опасных объектах, включая атомные реакторы, термоядерные установки, ракетно-космическую систему «Энергия-Буран». Неоднократно был председателем и членом Государственных экспертных комиссий по анализу аварий и катастроф, в том числе и на Чернобыльской АЭС. Наш корреспондент встретился с ученым во время его недавнего приезда в Красноярск.

Безопасность края

— Николай Андреевич, на одной из встреч с красноярскими учеными вы заострили внимание на уникальности нашего края с точки зрения возможных техногенных катастроф. Хотелось бы услышать подробнее вашу точку зрения. Тем более, что вы являетесь научным консультантом тома по проблемам безопасности Красноярского края в многотомном издании «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты».

Иллюстрация
Чл.-корр. РАН Николай Махутов с ведущим специалистом в области техногенной безопасности Красноярского научного центра СО РАН проф. Владимиром Москвичевым.

— Сейчас по решению Совета безопасности и президента создается новая философия обеспечения безопасности и защиты населения и критически важных для национальной безопасности объектов от природных и техногенных катастроф, от террористических воздействий. Президент ориентирует нас на то, чтобы под опеку были взяты в первую очередь критически важные объекты. И к первой, наиболее важной группе, отнесены объекты радиационной и ядерной опасности, гражданские и военные. Красноярский край их имеет. Причем эти объекты в отношении безопасности важны не только для России, но и для всего мира.

Вторая группа включает в себя крупнейшие гидротехнические сооружения, аварии и катастрофы на которых могут привести к ущербу для всей страны в целом. Сюда же входят объекты оборонного назначения, космического в том числе — заводы и КБ. Не забудьте о важных для страны объектах энергетики — это и добывающие предприятия, и производящие энергию. К сфере национальной безопасности также относится металлургия. Здесь существует два вида опасности: первая — так называемые «хвостохранилища», огромные массивы вынутых из земли шламов, имеющих химическую и радиационную компоненту. Сюда же можно отнести крупные горные выработки, которые могут породить обвалы, затопления. И все это есть в Красноярском крае! Причем этот набор с техногенной точки зрения представлен очень мощно.

Триединая задача

— Ну и что ж нам делать?

— Самая очевидная задача — организовать мониторинг состояния этих объектов и довести полученные данные до владельцев объектов, до властей, то есть государственных систем управления краем и федерального центра через новые информационные системы, через создание национального кризисного центра. Ваш край имеет в этом направлении большие заделы, в том числе в Красноярском научном центре СО РАН. Например, в институтах Леса и Вычислительного моделирования ведутся разработки по приему, первичной и вторичной обработке космической информации. Поэтому, исходя из поручения президента, ближайшие годы потребуют существенной активизации трех основных компонентов обеспечения национальной безопасности и безопасности Красноярского края.

Во-первых, необходимо принять решение о серьезности проблемы и осознать ее значимость. Вторая задача состоит в концентрации лучших научно-технических сил на создании новых информационных, мониторинговых, контрольных, защитных технологий. Возможности такие в Красноярском крае есть. И третья задача — занять свое место в федеральной, общегосударственной постановке проблемы. С одной стороны, как крупнейшая территория, с другой, как крупнейший владелец потенциально опасных объектов. Если удастся это дело организовать и повести правильно, объединенными силами науки и промышленности — это и станет решением значительной части проблем национальной безопасности.

У нас в Академии наук, кстати, уже записаны приоритетные фундаментальные направления. Таким образом, формальная основа существует. Президиум Академии наук одобрил эти направления. Мы, конечно, решали такие задачи и раньше. Но шли поэтапно, проторенными путями. Теперь ситуация в корне изменилась. Новые угрозы осознаны, объявлены Советом безопасности и президентом. Требуется перегруппировать силы, сконцентрировать их, образовать новые возможности, пойти на определенные затраты, на поддержку на всех уровнях выдающихся специалистов в этой области — а они у вас тоже есть. Я думаю, тогда и получится результат.

Стратегические риски

— А что вы подразумеваете под новыми возможностями?

— В крае несколько лет назад создан мощный антикризисный центр. Но сейчас задача ставится несколько по другому. По решению Президента Российской Федерации создается федеральный центр с новыми мощностями, новой идеологией, новой структурой. Куратором этого центра является Министерство по чрезвычайным ситуациям. Ясно, что кризисные центры, созданные в регионах, войдут в этот центр, но им будут поставлены новые цели. МЧС имеет богатейший опыт по ликвидации последствий разного рода катаклизмов. Теперь задача состоит в том, чтобы их предупредить! На ранних стадиях осуществить то, что мы называем «ранний мониторинг» и «ранняя автоматизированная защита». Даже от мелких чрезвычайных ситуаций, которые слишком часто перерастают в большие. Нужно перенести центр тяжести на упреждение, за несколько лет подготовиться к тому, что может ждать нас в будущем.

Предвидение за несколько лет тех опасностей, которые будут угрожать России, ее народу, мы назвали «проблемой стратегических рисков». Мы, ученые, всегда занимались рисками и занимаемся ими каждый на своем уровне. Но теперь существуют риски, касающиеся всей страны. Эти риски, по нашему мнению, требуют уже другого понимания, что и подтверждено решением Совета безопасности и президента. Теперь они относятся именно к их компетенции. Подобной постановки задачи в отдельно взятой стране еще никогда не было. В этом ключе Россия опять стала мировым лидером.

— Но ведь у нас уже существует научно-технический совет Сибирского округа МЧС, который базируется в Красноярске.

— И МЧС, и его региональные центры имеют дело с известными чрезвычайными ситуациями и рисками, которые мы смотрим каждый день по телевидению. Но эти риски являются только частью стратегических рисков, может быть, даже не первостепенной. Поэтому весь накопленный опыт должен быть задействован.

Созданная в Красноярске система явится элементом большой системы анализа стратегических рисков. Вы упомянули о серии книг «Безопасность России». Ни в одной стране мира нет такой энциклопедии! А если вы откроете свой том, то вполне можете заменить Красноярский край на Россию. Задумка, заложенная в эту книгу, является прообразом комплексного анализа всех рисков, которые существуют у нас в стране. Выработка региональной политики, направленная на уменьшение и снижение этих рисков по всем направлениям, станет примером для всей страны. Именно сумма направлений, сумма угроз, сумма опасностей и создает в конце концов тот стратегический риск, который определяет: будет Россия — не будет России. В этом направлении Красноярский край в России оказывается лидером! Правда, мы сделали более ранний том по безопасности Москвы…

— Так вы же и являетесь руководителем государственной программы «Безопасность Москвы»!

— Да. Но если по Москве мы сделали только постановку вопроса, то на примере Красноярского края провели уже комплексную отработку нового подхода к стратегическим рискам. Пилотный проект по Красноярскому краю, я считаю, оказался удачным.

— Честно говоря, меня удивило то, что вы приехали в Красноярск отметить, на первый взгляд, не такое уж и большое событие — 15-летие Научно-производственного предприятия «СибЭРА».

— В серьезных делах случайных действий не бывает. Так вот, «СибЭРА» была задумана как элемент комплексной оперативной диагностики аварийных ситуаций. Двадцать лет назад мы уже знали, что к этому необходимо готовиться: объединять научные силы, создавать организации, готовить людей. В проблеме национальной безопасности этот короткий отрезок времени — 15 лет — оказался очень важным. Заслуга «СибЭРЫ» состоит в том, что эта организация в Красноярском крае оказалась в свое время на острие задачи, сформулированной только сейчас. То, что на скромном юбилее присутствовали руководители и владельцы крупнейших предприятий — тех потенциально опасных объектов, которые попадут в список критически важных объектов для страны, говорит о многом. Опыт «СибЭРЫ» может стать вторым пилотным проектом для всей страны. Хорошие диагностические организации есть во многих регионах, но сочетание всех компонентов — «Наука — образование — производство» плюс хорошее диагностическое оборудование, техника, производственные площади, контакты с важнейшими предприятиями — прекрасный образец для подражания. Многие люди, работающие здесь — мои ученики. Но даже если бы этого не было, все равно опыт НПП «СибЭРА» мне, специалисту в области техногенной безопасности, был бы интересен.

— Жаль, что время вашего визита в Красноярск на исходе. Хотелось бы поговорить еще о многом… Когда вы снова будете у нас?

— Не знаю, как скоро, но точно приеду! Надеюсь, что и вы будете заниматься вашей очень нужно работой.

— Спасибо. Надеюсь, что буду…

Беседовал Сергей Чурилов
Фото Бориса Кабреша

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?25+365+1