ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Г. Киселева
Оксана Лунина пришла в Институт земной коры СО РАН после
техникума, в самые трудные для науки 90-е годы. Без
отрыва от основной деятельности экстерном закончила университет,
поступила в аспирантуру и уже через несколько месяцев после ее
окончания защитила кандидатскую диссертацию.
Человек деятельный, энергичный она всегда была лидером,
и совсем не случайно ее избрали председателем совета молодых
ученых института. Оксана активно выступает на конференциях, много
публикуется, участвуя в самых различных конкурсах, часто
одерживает победу. Вот и в минувшем году Оксана стала обладательницей
президентского гранта.
Моя работа называется «Активные разломы и поля напряжений
Баргузинского рифта в позднем кайнозое. Байкальский регион», рассказывает
она. Когда возникшие в земной коре напряжения
достигают предельных значений, происходит разрыв, соответственно,
толчок и сотрясение. Моя задача разработать основанную на
комплексе различных методов стратегию, которая бы позволяла
определять сейсмоопасные участки. И далее, если и не выходить на
конкретный прогноз, то в какой-то мере определять место и силу
различных колебаний. А главным образом определять
сейсмоколебания в разрушенной среде.
Работа выполняется в несколько этапов сначала составляются карты
разломного блокового строения, которые несут информацию об
отдельных разломах в позднем кайнозое (100 тысяч и миллион
лет), затем различными методами выявляются сейсмоопасные участки, на
основе полученных данных рассчитывается сила землетрясений,
которые могут быть связаны с этими разломами, и вычисляется
площадь сотрясения, предположительно вовлеченная в процесс.
Я работаю в лаборатории тектонофизики, но наш институт
занимается изучением разломов с разных точек
зрения. Поэтому научные разработки используются при
проектировании трубопроводов, газопроводов, других объектов,
таких, например, как кимберлитовые трубки в Якутии.
В науке нужно, конечно, работать интенсивнее, чем где-либо, но,
набрав определенных багаж, зарекомендовав себя,
получаешь большие возможности реализовать свои знания.
стр. 5
|