Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20-21 (2555-2556) 18 мая 2006 г.

КАК РАЗВИВАТЬ СИБИРЬ?

Этот вопрос, как и два других: «Каким быть технопарку в новосибирском Академгородке?» и «Что делается в томской особой экономической зоне?» — были вынесены на обсуждение совместного заседания Межведомственного совета по социально-экономическому развитию Сибири и Совета по инновационной деятельности СО РАН, состоявшегося 5 мая в Доме ученых в последний день работы Общего собрания СО РАН при максимально заполненном зале.

И. Глотов, «НВС»

О методическом обеспечении
разработки ФЦП «Сибирь»
на период 2008-2020 годы

26 апреля Президент РФ В.Путин провел в Томске совещание по вопросам социально-экономического развития регионов Сибирского федерального округа. По горячим следам томского совещания академик-экономист Валерий Кулешов представил на заседании двух Советов в Доме ученых СО РАН доклад «О методическом обеспечении разработки ФЦП „Сибирь“ на период 2008-2020 годы».

Доклад ак. В. Кулешова, как и обычно все его выступления, был предельно лаконичен, но для успешного усвоения аудиторией обильно проиллюстрирован графиками и экономическими схемами. Прежде всего, докладчик пояснил, почему название доклада столь обтекаемо — есть вещи, которые пока не слишком понятны широкому кругу и которые следует обсудить в ходе дискуссии, к чему он и призвал слушателей. Материалы к докладу подготовлены большой группой специалистов, но в ряде случаев ак. В. Кулешов высказал исключительно свою собственную точку зрения.

Иллюстрация

Исполнилось 10 лет с момента, когда в условиях современной России была начата разработка первого документа, отражающего перспективу развития Сибири — ФЦП «Сибирь» (на период до 2005 года). Начали разработку в 1996 году; программа принята Правительством в 1998 году. Второй, более предметный, современный документ — «Стратегия развития Сибири», который в 2000 году начали разрабатывать, а в 2002 году он был утвержден Правительством в качестве «Стратегии экономического развития Сибири до 2020 года». Третий документ — «Стратегия Сибири: партнерство власти и бизнеса во имя социальной стабильности и устойчивого роста», начало разработки которого — 2005 год. Наработок в научном методическом плане сделано много, а вот говорить о финансовом наполнении разработанных программ, к сожалению, не приходится. Лишь ФЦП «Сибирь» один раз (в 1999 г.) оказалась в бюджете РФ, правда с ничтожным финансированием. Разработка всех документов была инициирована высшими руководителями государства. Основную часть времени занимала не разработка, а согласование документа. Десятилетний цикл закончился, и с 2006 года, опять-таки по инициативе высших руководителей государства, нам была предложена разработка следующей программы, называемой Федеральной целевой программой «Сибирь».

Небезынтересно отметить, что в течение нескольких последних лет федеральная поддержка регионов, входящих в состав СФО, ведется более чем через 30 федеральных целевых программ. Но удельный вес Округа в валовом региональном продукте (ВРП) России не растет. В этой распределительной системе весьма значимы неформальные факторы, например, влиятельность губернаторов в этом процессе. В недавно опубликованном рейтинге губернаторов-лоббистов лишь три губернатора из СФО занимают места выше 30-го (17, 18, 22). А возглавляет список губернатор Санкт-Петербурга, занимающаяся наращиванием налоговой базы. Недавно правительство северной столицы объявило о намерении утроить объем городского бюджета к 2009 году. Я бы отметил, что такие вещи возможны в том числе и за счет налоговой базы Сибирского региона. Высокие темпы роста размера бюджета (удвоение и утроение) в отечественной экономике возможны только за счет перераспределения: у кого-то нужно что-то отнять, кому-то что-то нужно добавить. А в то же время социально-экономическое положение в Сибири в целом не улучшается.

Сошлюсь на Президента России, подводившего итоги развития округа на совещании в Томске 25 апреля с.г.: «Ещё в 2002 году была принята „Стратегия экономического развития Сибири“. Однако надо признать, что она не привела к серьезному подъему региона, на что мы рассчитывали. Несмотря на свои естественные конкурентные преимущества, Сибирский округ по-прежнему „привязан“ к федеральной помощи. При росте среднероссийских темпов валового регионального продукта на душу населения — в Сибирском округе они уже второй год подряд снижаются. Очевидно, что сейчас надо искать прорывные и, в первую очередь, инновационные решения. Развитие Сибири и других восточных регионов должно быть основано на их все более эффективной интеграции как в экономику России, так и в общемировые рынки».

Поэтому разработка и реализация региональной ФЦП «Сибирь» призвана поправить положение. Эту точку зрения поддерживает Министерство регионального развития, которое полагает, что программа могла бы стать формой реализации Стратегии развития Сибири. На сегодня существуют восемь региональных ФЦП с ежегодным выделением на их реализацию порядка 30 млрд рублей из федерального бюджета. Некоторые регионы получают солидные деньги. Например, Татарстан получил на реализацию ФЦП регионального развития из федерального бюджета только в 2005 году около 10 млрд рублей (а всего за последние 10 лет — около 2 млрд долларов инвестиционных рублей), Башкортостан — более 6 млрд рублей, Дальний Восток — около 1 млрд рублей, Калининградская область — 1 млрд рублей и т.д. Часть региональных программ сужается, другая — изживается идеологически и монетарно, не имея будущего, а некоторые (например, ФЦП развития Татарстана и Башкортостана) заканчиваются в 2006 году. В этой схеме — два противоречия, которые общественности не нравятся. Первое — в одну кучу свалены проблемы мезорегионов, второе — основные деньги получают субъекты Федерации (очень избирательно).

Иллюстрация

При этом Министерство экономического развития в противовес предлагает не разрабатывать региональную ФЦП «Сибирь» (вследствие вырождения института региональных программ), а активизировать работу субъектов СФО в рамках федеральных целевых программ, а также сосредоточиться на разработке стратегий развития субъектов Федерации с ориентацией на группы взаимосвязанных производств и с получением на эти цели бюджетных средств.

Необходимо отметить, что с 2005 года схема финансирования бюджетных проектов существенно изменилась и продолжает меняться. За что нам бороться? Если сложить суммы ассигнований из федерального бюджета 2006 года на реализацию приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, ФЦП регионального развития, проектов инвестиционного фонда и т.п., то получится сумма примерно в 30 млрд долларов. Это примерно равно объему всех инвестиций в основной капитал в 2000 году. Есть основания полагать, что тенденция роста федеральных инвестиций сохранится и далее. В резерве остаются средства быстро прирастающего Инвестиционного фонда. Кроме того, утвержденные инвестиционные программы только четырех государственных компаний (Газпром, РАО ЕЭС, РЖД, Роснефть) на 2006 год оцениваются в 25 млрд долларов. Все эти корпорации активно инвестируют в проекты на территории Сибири. Значит деньги есть, и немалые. Делаем вывод, что растет необходимость координации всех проектов на межрегиональном уровне.

Что мы предлагаем? Придать ФЦП «Сибирь» статус не региональной, а национальной программы нового типа. Я нашел хорошее определение в журнале «Политический класс» (№ 9, 2005 г.): «Сибирский суперрегион является главным инвестиционным проектом России, и между понятиями „будущее Сибири“ и „будущее страны“ более чем резонно поставить знак равенства». Сибирские проекты — это основа для поддержания и ускорения экономического роста в Российской Федерации, Сибири, Сибирском федеральном округе. Реализация каждого из них должна обеспечить прирост не менее 0,1-0,3 % ВВП России и порядка 1% прироста ВРП СФО (к объемам 2002-2003 гг.). Речь идет исключительно о приростной составляющей экономики Сибири. Это те объекты, которых нет сегодня (за исключением производства военно-технической продукции, Севморпути и Транссиба). ФЦП «Сибирь» в качестве правительственного документа должна определить и организовать системную реализацию приоритетных направлений развития производительных сил Сибири в рамках долгосрочной перспективы. Региональный аспект ФЦП — это целевая интеграция отраслевых программ в комплекс на базе общей инфраструктуры, организационных форм, региональных ресурсов и т.п.

Среди пакетов стратегических проектов развития Сибири нового века докладчик выделил в отраслевом разрезе инвестиционные проекты, финансируемые большей частью из государственных средств, а также проекты, наиболее продвинутые к реализации (наука, инновации, ОЭЗ, трубопроводный транспорт, атомная промышленность, ГЭС, ТЭЦ и т.п.). Перечень проектов очень динамичен. В Сибири появились новые (по сравнению с периодом 1999-2005 гг.) позиции: инновационные центры, экспортные трубопроводы, международные транспортные маршруты. Показателен интерес к крупномасштабным и дорогостоящим объектам туризма. Огромными темпами растет сфера торговли (супер- и гипермаркеты) и внешнеэкономическая деятельность. Но часть проектов превратилась в отложенные проблемы для Сибири, ушла в другие регионы (например, Газпром строит два новых нефтехимических завода в Астраханской области — цена проекта около 0,8 млрд долларов). Другая часть оказалась не в приоритетных, например, глубокая переработка древесины, слабо обозначено развитие стройиндустрии и т.п.

Иллюстрация

«Поезд» проектов тронулся — в последнее время приняты решения: о создании ОЭЗ в Томске и технопарка в новосибирском Академгородке; о строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан; о достройке Богучанской ГЭС. Ведется подготовка к эксплуатации нефтегазовых месторождений Западной и Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). При реализации этих проектов используются принципы государственно-частного партнерства в виде использования бюджетных средств. С учетом начальных шагов в рамках национальных проектов фронт движения выглядит достаточно убедительно.

В чем прагматика ФЦП? Первое — деньги. «ФЦП предполагает выделение средств, а кто будет координировать, решит председатель Правительства» — это слова В. Путина о судьбе нанотехнологий в России. Их можно с полным основанием распространить и на ФЦП «Сибирь» как национальный проект. И было бы лучше всего, если бы этот проект взялось координировать Правительство РФ. И второе — формирование единого экономико-технологического пространства Сибири. Для Сибири это понятие носит весьма размытый характер. Экономика Сибири осталась недостроенной с позиций комплексности. Главным связующим звеном остается Транссиб. Докладчик представил карту стратегических инвестиционных проектов СФО, Тюменской области и Республики Саха — объектов ФЦП «Сибирь» — северного и южного вектора (их разделяет Транссиб). Транссиб — это единственное звено, связующее не только Запад-Восток, но и Север-Юг. А как связаны Север и Юг нашего мезорегиона? Север — это сырьевой сектор — нефте- и газодобыча, горнодобывающие производства, ориентированные на экспорт. Юг сориентирован на обрабатывающие (в том числе высокотехнологичные) производства и услуги. Интеграция между Севером и Югом прослеживается слабо, и здесь свою роль могла бы сыграть ФЦП. Нужна структурная перестройка экономики Юга на удовлетворение технологических потребностей сырьевых производств Севера (импортозамещение), подготовка кадров и т.п. Это может стать важным элементом устойчивости экономического роста как Сибири, так и страны в целом.

Ак. В. Кулешов привел свои оценки результатов реализации ФЦП «Сибирь» по наиболее крупным субъектам Федерации, взяв за критерий удельный вес соответствующего региона в ВРП РФ. Вывод — есть основания полгать, что доля ВРП Сибирского федерального округа в ВРП России увеличится к 2020 году на 1,4-1,6 %, достигнув 12,4-12,6 % в доле ВРП России.

Фото В. Новикова

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+377+1