Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 23-24 (2558-2559) 8 июня 2006 г.

ЭФФЕКТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО И НАУКА

С. Першуткин, кандидат философских наук
Москва—Новосибирск

Иллюстрация

Возможности государственного регулирования разных сфер жизнедеятельности общества, российский и китайский опыт госуправления такими сложными и противоречивыми процессами, научнoе их осмысление были предметом обсуждения международной научно-практической конференции «Эффективное государство и его роль в развитии российско-китайского сотрудничества», состоявшейся недавно в Москве. Организаторы конференции — Администрация Президента России, Российская академия государственной службы при Президенте РФ и другие структуры, в частности, Институт Дальнего Востока Российской Академии наук.

Участники конференции, работавшие в четырех секциях («Реформирование госуправления в Китае и России», «Торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество», «Наука, образование и культура», «Российско-китайское сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества») отмечали необходимость дальнейшего повышения роли государства во взаимодействии народов наших стран, общественных и государственных структур, потребность и важность расширения масштабов изучения в России китайского языка и, соответственно, в Китае — русского. Причем, не только студентами филологами, но и экономистами, юристами, инженерами.

Если в России (спустя год после поставленной в прошлогоднем Президентском послании Федеральному собранию задачи построения эффективного государства) еще остаются сомнения среди государственных служащих, политиков и экспертов: должно ли государство поддерживать науку, СМИ, культуру, то у нашего стратегического партнера — Китая, с его почти пятью тысячелетиями предыстории и истории государственности, эти вопросы давно решены, в чем заключается одна из весомых причин китайского социально-экономического чуда.

Можем ли мы, занятые поиском национальной идеи и чудодейственных рецептов экономического рывка, игнорировать убедительный и разносторонний китайский опыт? Судя по всему, нет. По объему валового внутреннего продукта Китай за последние годы вошел в число мировых лидеров, а ВВП на душу населения в этой стране превышает уже тысячу долларов. Китай планомерно идет не просто к эффективному государству, но, прежде всего, инновационному, поскольку коэффициент вклада науки и техники в экономику составляет свыше 70 %. Ежегодно 1,5 % ВВП выделяются на НИОКР, что эквивалентно более чем 22 миллиардам долларов. В сфере науки, принадлежащей госсектору, основной и вспомогательной деятельностью заняты свыше 25 млн человек, из них 3 млн ученых. Около миллиона человек составляет численность аспирантов и докторантов, а по количеству студентов (20 млн человек) Китай — мировой лидер.

Все эти данные не могут не впечатлять, но еще больше побуждают задуматься результаты сравнительных исследований китайской и российской молодежи, приведенные на секции «Наука, образование и культура» данной конференции. Если наши молодые соотечественники, как правило, вынуждены жить одним днем, то молодые китайцы находят силы для каждодневного упорного труда во имя прекрасного завтра.

За этим видятся не только определенные ментальные качества китайской нации: трудолюбие, сентиментальность, романтизм, но и рыночный прагматизм, высочайшая степень организованности, склонность к постоянному программированию своей деятельности, к жесткому самоанализу.

Четкое понимание целей позволяет точно рассчитывать необходимые ресурсы. Подобный подход приносит свои плоды — как на индивидуальном, так и на государственном уровне.

Таким образом, какие-то особые секреты китайского чуда отсутствуют. Главная причина — в наличии сильного и авторитетного государства, выстраивающего для всех слоев населения вполне понятные и однозначные правила игры.

С этим же связано и сравнительно однозначное понимание национальной элитой потребностей общественного развития, высокая степень единодушия общества в оценке главных направлений развития. Наличие в обществе и во властных структурах механизмов самоочищения от коррупционеров и преступников поддерживает доверие к власти, сплачивая нацию.

Что еще правомерно отметить в итоге? Как в практическом, так и в научном плане тематика эффективного государства далека от исчерпания. Тем более, если речь идет о российско-китайском сотрудничестве. Исполнительной власти обеих наших стран еще предстоит плотно поработать, чтобы насытить конкретикой важные политические договоренности о стратегическом партнерстве и добрососедстве России и Китая.

Многое может сделать и наука, прорабатывая с разных сторон проекты важных политических решений и договоренностей — если получит госзаказ на продолжение этой начатой в Москве работы.

Во-первых, конкретизируя тематику и выделяя отдельные аспекты: «Эффективное государство и наука», «Эффективное государство и СМИ», «Эффективное государство и молодежь».

Во-вторых, переходя от широкого формата конференций с несколькими секциями и обобщенными рекомендациями к более узкому формату экспертно-аналитических семинаров с ограниченным количеством участников, (юристов, социологов, экономистов) с целью внесения дополнений и уточнений в существующие нормативно-правовые акты (прежде всего, межотраслевые и ведомственные), а также разрабатывая новые законопроекты.

Для того, чтобы выработанные в результате дискуссий рекомендации по теме «Эффективное государство и его роль в развитии российско-китайского сотрудничества» нашли свое воплощение в планах работы Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Минобрнауки, Минэкономразвития потребуется не только активная и принципиальная позиция Оргкомитета конференции (прежде всего, помощника Президента РФ В. Иванова, президента-ректора РАГС при Президенте РФ профессора В. Егорова, директора Института Дальнего Востока РАН академика М. Титаренко), но и общественный контроль со стороны гражданского общества, чтобы мнение высококвалифицированных экспертов было воспринято властью и отразилось в практических действиях. Оснований рассчитывать на то, что разработанные рекомендации автоматически будут реализовываться, нет. Судя по всему, на Старой площади и на Краснопресненской набережной продолжаются дискуссии: «Куда надо бы смотреть из Кремля — на Восток или на Запад?» Как отголоски этих продолжающихся споров ряд участников конференции восприняли отсутствие среди почетных гостей конференции вице-премьера российского правительства, представителей департамента международного сотрудничества Минобрнауки, отдела административной реформы Минэкономразвития.

Значит, требуется продолжение усилий, чтобы понять причины пробуксовки президентского курса к эффективному государству, требуется продолжение сравнительных исследований.

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+379+1