Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 9-10 (2295-2296) 2 марта 2001 г.

К НЕЙ ЛЮБЯТ ПРИХОДИТЬ ДЕТИ

Ольга Ушакова, "НВС".

Уже много лет Людмила Павловна Зверева отдает большую часть своего времени детям и подросткам. Самым разным — знакомым и незнакомым. Они приходят к ней не по долгу или приглашению, а как к старшему другу и учителю. Приходят потому, что от друзей или близких слышали — у Людмилы Павловны можно узнать много любопытного и научиться чему-нибудь интересному.

... Свой пенсионный рубеж Людмила Павловна перешагнула больше 25 лет назад, но глядя на нее, этого ни за что не подумаешь — легкая, стройная, подвижная, она не ходит, а словно "летает". На лице улыбка, а в глазах — внимание и исследовательское любопытство, сохранившееся со времен работы в Институте цитологии и генетики. А работала она в лаборатории академика Д.Беляева.

Стены ее комнаты в квартире на первом этаже сплошь заставлены стеллажами с книгами. Но не только... Из книжных рядов она вытаскивает одну за другой плоские коробки — и вот уже перед нами самая настоящая выставка художественных работ, выполненных в очень оригинальной технике. С листов черной "бархатной" бумаги на нас смотрят собаки, кошки, жираф, лошадь, сова... Сверкают глазки, блестят носики, переливается шкурка. Это надо же — так живо все нарисовать! Только вот кисть здесь ни при чем. "Рисует" Людмила Павловна не красками, и не кистью, а пинцетом. Сначала через кальку переносит с фотографии очертания выбранного животного, а потом, захватывая пинцетом тонкие волокна хлопка, ваты или тополиного пуха, укладывает их на шершавости черного "бархата", слегка прижимает, расправляет, и пожалуйста — перед вами портрет какого-нибудь Барсика или Мурзика.

Каким-то непостижимым образом вата и черная бумага, пройдя через ее руки, высвечивают характеры животных. Вот полная достоинства морда дикой собаки динго, вот самочка сеттера — просто настоящая аристократка, а вот котеночек с глазами полными слез — обидели...

Однажды в Институте цитологии и генетики была выставка этих работ Людмилы Павловны. После выставки остался альбом с отзывами, где один наш известный биолог написал: "Ваши работы заставляют задуматься о нашем совершенно неоправданном человеческом снобизме. Спасибо за урок истинного человеколюбия".

Эта техника очень нравится детям. И они приходят посмотреть и поучиться. Да что там малыши, к Людмиле Павловне постоянно приходят и девушки-студентки с той же просьбой — научите! И вот тут-то выясняется, что Людмила Павловна и красками в технике "отмывки" и монотипии создает великолепные миниатюры — горные пейзажи, океанские просторы, зеленые берега, леса и луга. Можно попробовать гуашью, а можно — маслом.

А еще прямо с книжных полок на ее рабочий стол свешиваются ажурные металлические вещицы — тоже предмет художественного интереса. Помните, в свое время в "барахольных" рядах продавались закрученные из металлических полосок крошечные столики и стульчики, разные игольницы и булавочницы? Такие штучки умеет делать и Людмила Павловна. Только как-то уже поинтереснее — а ее ученицы "выкручивают" из кофейных и селедочных банок конфетницы и сухарницы прямо-таки музейного вида. Полоски нарезаются такие тонюсенькие, рисунки выдумываются настолько фантазийные, что все это начинает походить на известную технику скани из проволоки.

Пробовала Людмила Павловна и бересту, и выжигание по дереву, и роспись деревянных яиц... А на прощанье показала нам еще одно, можно сказать, диво веселое — двух кукол-страусят в половину человеческого роста вместе с шеей и ногами. Но не простых, а из тех, что в кукольных театрах "выступают". Вверху — крестовина и темные нитки, а внизу — сами птички, по мановению руки кукловода переступающие лапками и кланяющиеся. Этих кукол Людмила Павловна делала для своих внуков, но и сейчас иногда показывает приходящим ребятишкам. Ведь делала-то она их сама.

Наверно, все, что возьмет в руки Людмила Павловна, способно превратиться в нечто творческое и неожиданное. Просто душа у нее такая — "художника и натуралиста", как написал в том самом альбоме академик Д.Беляев.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?28+38+1