Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 30 (2565) 3 августа 2006 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ НАУКИ:
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика» подготовил в 2005 г. по заказу Экспертного управления Администрации Президента России аналитическую записку «Академический сектор науки в среднесрочной перспективе». Выдержки из этой записки были опубликованы 26 июня 2006 года на сайте ScienceRF.Ru.

И. Глотов, «НВС»

Иллюстрация

Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика» учрежден в марте 2002 года и ведет исследования в области экономической политики по госзаказам. Президентом Фонда является Александр Шохин, исполнительным директором — Александр Гордеев.

В 2005 г. Центр «Открытая экономика» вышел победителем открытого конкурса, объявленного Администрацией Президента РФ на выполнение научно-исследовательской работы с названием «Анализ структуры, функций, источников и механизмов финансирования Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств. Возможные пути их модернизации, в том числе механизмы интеграции. Создание интегрированных научно-образовательных структур. Разработка предложений по совершенствованию системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации, мер по повышению эффективности системы контроля качества образовательных услуг, предоставляемых организациями высшего и среднего профессионального образования, предусмотрев при этом создание механизмов общественного контроля».

Работа по конкурсной теме должна была быть завершена до 1 октября 2005 года. Среди открытых публикаций ее итогов найти не удалось, поскольку по условиям контракта отчет по теме является собственностью заказчика — Экспертного управления Администрации Президента РФ.

Также в 2005 г. Центр «Открытая экономика» стал осуществлять проект под названием «Национальный информационный центр по науке и инновациям ScienceRF.Ru», получив финансовую поддержку Федерального Агентства по науке и инновациям РФ в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы«(лот № 23. РИ-46/001). Проект ScienceRF.Ru, по замыслам его авторов и исполнителей, направлен на создание и поддержку системы информирования потенциальных инвесторов и общественности о состоянии и развитии сектора исследований и разработок в РФ, а также о перспективных технологиях, создаваемых и внедряемых в рамках ФЦНТП. В интернете создана постоянно действующая диалоговая площадка для обсуждения проблем, стоящих перед российской наукой в целом и сектором коммерциализации технологий. Значительное внимание в рамках проекта ScienceRF.Ru уделяется как оперативной информации (новости, события, мнения), так и стратегической, направленной на публичное освещение постановочных дискуссий, проводимых Центром «Открытая экономика» и другими организациями в режиме периодических семинаров, конференций, выставок и круглых столов с участием научного сообщества, власти и бизнеса. За прошедшие месяцы 2006 года Центром «Открытая экономика» проведен ряд «круглых столов» по темам: «Механизмы и критерии оценки деятельности научного учреждения» (17 июля); «Механизмы повышения результативности деятельности работников академического сектора науки» (9 июня); «Живые системы: оценка нынешнего состояния и перспективы развития» (2 июня); «Механизмы господдержки научно-технической и инновационной деятельности»; «Роль научных фондов в финансировнии научно-технологического развития экономики России»; «Индустрия наносистем и материалы: оценка нынешнего состояния и перспективы развития».

В 2005 году на заседаниях за круглым столом обсуждались такие темы: «Выработка приоритетов в области международного научно-технического сотрудничества»; «Изменение организационно-правовых форм и использование имущественного комплекса в качестве инструментов повышения эффективности деятельности в госсекторе науки»; «Стратегия развития науки и инноваций: как минимизировать риски активного сценария?»; «Вузовский сектор науки: положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития»; «Научные организации и рынок: эффективность для инноваций».

26 августа 2005 г. был проведен круглый стол по теме «Академический сектор науки: текущее состояние и среднесрочная перспектива» с участием представителей академической науки (младших и главных научных сотрудников, заведующих лабораториями и отделами, директоров институтов, а также руководителя Научно-организационного управления РАН), представителей Минобрнауки (в лице директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики), делегатов отраслевой науки, экспертов. Ровно через год, 26 июня 2006 г., на сайте ScienceRF.Ru были опубликованы выдержки из аналитической записки «Академический сектор науки в среднесрочной перспективе», подготовленной Центром «Открытая экономика» в 2005 году по заказу Экспертного управления Администрации Президента РФ.

Этот довольно объемный материал (свыше 50 страниц текста) весьма отрывочно, но броско был представлен в очередной нашумевшей публикации газеты «Коммерсант» от 25 июля 2006 г. по теме реформирования Российской академии наук — «Академикам написали теорию эволюции».

Скромный объем «коммерсантской» публикации и наличие в нем фактических ошибок (чего только стоит сообщение, что «Президиум РАН планируется уменьшить практически вдвое — с 550 до 250 человек»!), не позволяют получить реальное представление о материале Центра «Открытая экономика».

Для получения большей ясности предлагаем вниманию читателей подготовленные нашим обозревателем тезисы материала аналитиков Центра «Открытая экономика». Оригинал размещен в интернете на сайте ScienceRF.Ru в разделе «Доктрина/Академическая наука» в открытом доступе.

* * *

Эксперты начинают изложением материала так: «Перспективный облик академического сектора науки в среднесрочной перспективе во многом зависит от того, каким образом и в какой срок будут осуществлены мероприятия по модернизации функций, структуры управления и финансирования Российской академии наук (отраслевых академий) и входящих в нее организаций».

Далее перечисляются государственные документы (1999-2005 гг.), в которых изложена система мероприятий, направленных на модернизацию РАН.

«При рассмотрении перспективного облика российской академической науки мы должны зафиксировать базовый тезис, который будет оказывать влияние на любой из сценариев, не предусматривающих ликвидацию РАН как ведущего научного учреждения страны: любые реформаторские усилия, направленные на модернизацию функций, системы управления и финансирования организаций академического сектора будут осуществляться через институционального посредника, которым является государственная академия наук. До тех пор, пока РАН не будет лишена ведомственных полномочий или рядом с ней не появится сопоставимый по научно-организационному потенциалу институт, ориентированный не на распределение, но на результат, эффективность академического сектора науки с большой вероятностью будет меняться незначительно».

Авторы записки характеризуют подготовленную РАН в 2005 г. среднесрочную Программу модернизации академического сектора науки, разработанную на основании поручения Президента РФ и делают вывод, «что специалисты РАН выделяют два основных проблемных блока — ограниченность бюджетных ресурсов и несовершенство организационно-правовых норм, мешающих росту результативности академического сектора. Что выглядит абсолютно логичным с содержательной точки зрения, но, учитывая обозначенный ранее квазиведомственный характер деятельности РАН, по сути является спекулятивным бюрократическим ходом Президиума РАН на фоне приоритетного внимания к научному сектору. Есть большие опасения, что результатом самостоятельного решения проблем станет окончательное закрепление квазиведомственного статуса РАН и распределительных полномочий Президиума».

Затем эксперты обсуждают вопросы планируемого роста бюджетных расходов на фундаментальную науку, в том числе повышение размеров заработных плат ученым. Обсуждается модель интересов основных субъектов академической реформы: РАН в целом, дирекций институтов, руководителей структурных подразделений, научных сотрудников. Из модели интересов вытекают механизмы воздействия и инструменты проведения реформы.

Авторы, рисуя перспективный облик инфраструктуры финансирования академического сектора науки, формулируют основные принципы реформирования сегмента фундаментальных и прикладных исследований.

«Российская академия наук как ведущее научное учреждение Российской Федерации в части исполнения своих основных и дополнительных функций нуждается в достаточно серьезной модернизации, которая не может быть осуществлена силами самой РАН, даже при условии организации внешнего контроля со стороны исполнительной власти. Передача принципов и рычагов проведения реформы Президиуму РАН может привести к полному закрытию РАН от внешнего воздействия с одновременным усилением бюрократической составляющей в условиях существенного увеличения финансирования. При этом реального реформирования не произойдет, будет сохраняться существующая система, ведущая к стагнации и деградации российской фундаментальной науки. Поэтому общество должно знать, каким образом и в каком количестве создается интеллектуальный капитал нации, сколько он стоит и как он используется; общество должно понимать, что ученый, представляя интеллектуальную элиту общества, не ущемляет интересы других его слоев, но тратит бюджетные ресурсы для процветания страны; общество должно знать, в каком направлении движется реформа науки, что для ее продвижения делает Правительство и руководство РАН; общество должно быть уверенным, что его затраты на содержание бюрократического аппарата используются целевым образом без дублирования и тиражирования функций государственных органов; общество должно быть уверенным в том, что государство тратит общественный ресурс не ради нагревания атмосферы, а для роста конкурентоспособности экономики», — отмечается в записке.

Исходя из данных базовых предпосылок, авторы предлагают свои направления реформирования академической науки, среди которых: модификация инфраструктуры финансирования через существенный рост конкурсной составляющей; модификация организационных форм деятельности учреждений академического сектора; модификация системы ответственности за результат через введение критериев оценки научной деятельности на всех уровнях; модификация кадровой политики через введение активного стимулирования, а также через введение объективной системы аттестаций и переаттестаций.

Более половины опубликованных фрагментов аналитической записки экспертов Центра «Открытая экономика» посвящены сценариям реформирования академического сектора науки: инерционному, революционному, эволюционному.

Инерционный сценарий. В этом случае реформа осуществляется исключительно под руководством Президиума РАН. Основной лейтмотив данного сценария — существенное увеличение финансирования системы РАН при сохранении или косметической правке существующей структуры управления и оценки результативности. В этом случае Президиум РАН превращается в аналог федерального органа исполнительной власти, соединяя в одном лице функции министерства, агентства и службы (в нынешнем административном устройстве) по фундаментальным (и прикладным) направлениям науки.

Революционный сценарий. В этом случае РАН участвует в процессе реформирования в ограниченном объеме: теряет существующий статус распределительной коалиции, превращается в малочисленный элитарный клуб выдающихся ученых с высоким персональным содержанием, но без каких-то административных полномочий в части организации научной деятельности. Реформа осуществляется федеральными ведомствами под общим руководством Министерства образования и науки. Активными игроками выступят МЭРТ, Росимущество, Роснаука, Рособразование.

Эволюционный сценарий. Этот сценарий наиболее оптимальный, хотя и самый сложный в организации. Сценарий подразумевает разработку и реализацию программы реформирования РАН в рамках более широкой программы — повышения эффективности системы государственного управления в области научной деятельности. Эволюционный сценарий предполагает оптимизацию состава и структуры государственного сектора науки, планомерное сокращение его масштабов до экономически целесообразного уровня с одновременным увеличением объемов бюджетного финансирования науки как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Анализируя реализацию основных функций РАН, управления и финансирования научных организаций академического сегмента государственного сектора науки, авторы записки делают вывод: «С целью сохранения и развития национальной фундаментальной науки необходимо проявление жесткой реформаторской воли, которая должна исходить от руководства Администрации Президента Российской Федерации».

Затем в тезисной форме авторы аналитической записки излагают свою концепцию программы реформирования российского академического сектора исследований и разработок до 2009 года.

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+383+1