Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 31-32 (2566-2567) 17 августа 2006 г.

УРОКИ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

Традиционно август — время учебы в летней физико-математической школе в новосибирском Академгородке. В этом году школа открылась уже в 45-й раз. О программе, уроках и учениках, традициях и особенностях корреспонденту «НВС» рассказал директор ЛШ-2006 профессор Александр МАРКОВИЧЕВ.

В. Макарова, «НВС»

Официально для всех летняя школа открылась 5 августа. Но реально первые уроки начались двумя неделями раньше, когда приехала группа ребят из г. Пусана (Южная Корея): 19 школьников и 3 преподавателя из Корейской научной академии. Учебное заведение, которое они представляли — это подобие нашей ФМШ, только спектр изучаемых предметов несколько шире. Программа в Новосибирске для корейцев была стандартной, как и для всех учеников, только преподавание шло на английском языке. Ребята получили сертификаты об окончании ЛШ, все остались довольны уроками. Предполагается развивать сотрудничество, укреплять контакты с родственной школой. По приглашению Корейской научной академии трое наших ребят — выпускников СУНЦ НГУ сейчас готовятся к поездке на международную студенческую конференцию в г. Пусан. В Южной Корее внимательно относятся к одаренным ребятам, выделяются значительные средства на их обучение, стажировки. Корейцы решительно идут по нашим стопам, используя опыт системы отбора через олимпиады, разработанный и апробированный основателями новосибирской физико-математической школы еще в начале 1960-х годов.

Иллюстрация

Замечательно, что уже в течение ряда лет в летнюю школу приезжают ребята из г. Атырау (Казахстан). В этом году — 29 учеников. Надо отметить, что по российскому законодательству о среднем образовании мы имеем право принять граждан иностранных государств только с полным возмещением расходов. Администрация города Атырау помогает талантливым учащимся, оплачивая участие в ЛШ. Сейчас идет обсуждение возможности открытия филиала летней физико-математической школы в их городе. В планах главы города обозначена и организация своей ФМШ. Принимаются и другие интенсивные меры по возрождению образовательной системы.

Даже по нашей летней школе сразу заметно, в каких областях руководство оказывает поддержку одаренным ребятам. К примеру, администрации Южно-Сахалинска и Петропавловска-Камчатского финансируют проведение выездных летних школ. Можно привести и другие примеры: ученики из Ангарска и Омска, хоть и приезжают в ЛШ, но мало кто остается на дальнейшую учебу в СУНЦ НГУ. Регионы не очень-то хотят упустить свои кадры, особо отличившимся учащимся выделяют гранты, они пользуются привилегиями при поступлении в местные вузы.

С сожалением отмечу, что в ЛШ количество иногородних учеников уменьшается — в этом году их только 60 % состава. Одна из причин, конечно, дорогие билеты. Как что-то фантастическое вспоминаются 60-80-е годы, когда по положению о заключительном туре отбора, всем приглашенным в ЛШ был обеспечен бесплатный проезд… Сейчас же у организаторов стала насущной проблема с питанием учащихся. Здесь помощь областных властей становится желаннее и важнее. Сметная стоимость трехнедельного пребывания ребенка в школе составляет 18 тысяч рублей. Однако получившие приглашение в ЛШ платят 3200 рублей, а призеры областных олимпиад 1920 руб. Это было бы невозможно без той помощи, которую оказывает ежегодно Сибирское отделение РАН.

— Кто поступает в летнюю школу?

— Абсолютное большинство учеников зачисляется по итогам районных, городских, областных и региональных олимпиад и заочной ФМШ. Ежегодно в апреле-мае олимпиадный комитет рассылает более 700 приглашений. В 2006 г. впервые приглашены победители биологических олимпиад. Соответственно, в программу введены занятия по биологии. Уроки эти дополнительные, послеобеденные, но желающих посещать оказалось более чем достаточно. Преподаватели не ожидали такого интереса. В планах руководства расширять число участников-биологов в летних школах.

Иллюстрация

В последние годы хорошо зарекомендовал себя еще один вариант поступления в ЛШ — через олимпиады, проводимые в первые дни работы школы. Все желающие могут принять участие, а показавшие лучшие результаты после собеседования становятся учениками летней школы. Те, кто не прошел по конкурсу, но получил рекомендации преподавателей, могут учиться с условием полного возмещения затрат на их содержание.

— Что, по вашему мнению, главное в подобных школах?

— Очень важно, что собираются единомышленники. Среда — потрясающая! Помимо того, что у нас работают замечательные творческие преподаватели, ребята сами по себе все интересные, учатся многому друг у друга. Здесь нужно работать в полную силу, проявлять себя. Это состояние душевного подъема дает мощный заряд. Всем ребятам летние школы запоминаются надолго.

— Известно, что для многих ребят это и путь для продолжения обучения, ведь по результатам летней школы проводится зачисление в СУНЦ НГУ. Какой обычно конкурс?

— Традиционно 1,5-2 человека на место. В этом году в летней школе учатся 600 ребят, из них примерно 360 станут «фымышатами». При поступлении в СУНЦ рассматриваются только результаты обучения в летней школе, других каналов зачисления нет. Итоговые контрольные показывают уровень подготовленности, работа на семинарах — наличие определенного интереса к точным предметам и обучаемость ребенка. Прием в СУНЦ ведет специальная комиссия под председательством ректора НГУ. Учиться в физматшколе не просто, очень ответственно, но все, успешно сдавшие выпускные экзамены, имеют право поступить в престижный вуз — НГУ — без экзаменов, только по результатам собеседования.

Фото СУНЦ НГУ

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+384+1