Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 33-34 (2568-2569) 1 сентября 2006 г.

УРОКИ ЛИХАЧЕВА

28 ноября исполнится 100 лет со дня рождения великого русского ученого академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906-1999). Президентским указом нынешний год объявлен Годом гуманитарных наук, культуры и образования — Годом академика Д. С. Лихачева. В предстоящий День знаний — 1 сентября — во многих школах России будет проведен Урок Лихачева.

Протоиерей Борис Пивоваров,
настоятель прихода Всех Святых
в земле Российской просиявших,
Академгородок, Новосибирск

Иллюстрация

Для специалистов по древнерусской литературе, истории и культуре этот юбилей является хорошим обоснованием издать исчерпывающую библиографию его трудов, переиздать некоторые его книги, может быть, опубликовать нечто еще неопубликованное и поставить вопрос об издании полного собрания его творений.

А для российской школы этот юбилей может стать «открытием Лихачева». Для этого необходимо ввести в учебный оборот хотя бы наиболее часто публиковавшиеся исследования, письма и воспоминания ученого.

Об академике Д. С. Лихачеве еще не написано многих биографических очерков или книг, нет многочисленных диссертаций по его творчеству, нет обширных публикаций, посвященных его общественной деятельности, и в этом обстоятельстве для школы можно найти даже некое преимущество. Поскольку ученый, по его собственным словам, всегда оставался «классово чуждым» официальной материалистической философии и идеологии, то о нем и о его научном творчестве в XX веке в России не могли публиковаться полноценные статьи или научные исследования. Слава Богу, что издавались его книги, статьи, письма и воспоминания. Поэтому учащим и учащимся современной российской школы лучше всего знакомиться с его жизнью и творчеством, самостоятельно читая и исследуя его книги, статьи, публичные выступления и записанные им воспоминания.

Иллюстрация

Академик  В. Л. Янин на Международных Лихачевских чтениях 24 мая 2001 года, начиная свой доклад «Прошлое — будущему», «задумался о том, что же было той генеральной идеей, которая руководила всем творчеством Дмитрия Сергеевича. Нужно сказать, подобные идеи легко отыскать в публицистике, а не в научных трудах, для которых, как это очевидно, направляющей идеей является стремление решать конкретную исследовательскую задачу. К счастью, — продолжал В. Л. Янин, — работам Дмитрия Сергеевича свойственно непременное сочетание обеих целей: решая конкретную задачу, он всегда умел извлечь из результата исследования высокую и поучительную мысль, направленную на формирование общественного нравственного идеала».

Академик  Д. С. Лихачев никогда не занимался отвлеченным морализаторством, но всей его многообразной деятельности всегда была присуща высокая нравственная целеустремленность. В научных исследованиях по древнерусской литературе, в защите памятников русской архитектуры, в произведениях о парках и садах, в телевизионных выступлениях по проблемам культуры — во всем проявлялся его глубокий патриотизм и неусыпная забота о сохранении и изучении культурно-исторического наследия России.

В замечательной книге, названной «Письма о добром», ученый писал: «В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная…». Сам Д. С. Лихачев нравственную закалку получил в Соловецком лагере особого назначения. С 1923 по 1928 год он учился на факультете общественных наук Ленинградского государственного университета. Но, едва окончив университет, в феврале 1928 года молодой ученый попал в лагерь. Поводом для его ареста стало его участие в работе полушутливой студенческой Космической Академии Наук (сокращенно — КАН).

Иллюстрация

Дмитрий Лихачев написал для Космической Академии Наук доклад о старой русской орфографии, искренне считая старую орфографию более совершенной, чем новая, введенная в 1918 году. За участие в деятельности этой «академии» Д. С. Лихачева, как и большинство его товарищей, обвинили в контрреволюционной деятельности. Дмитрия Лихачева осудили на 5 лет: полгода он провел в тюрьме, затем был отправлен в лагерь на Соловецкий остров, а закончил свой срок на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

Близко знавший академика Д. С. Лихачева писатель Д. А. Гранин так говорит о соловецких впечатлениях узника-ученого: «В рассказах о Соловках, где он сидел в лагере, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Интересных людей, с которыми он сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его и, похоже, делали его мягче и отзывчивее».

Сам Дмитрий Сергеевич о Соловках вспоминал так: «Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни» («Воспоминания»).

Из соловецкого заключения ученый вынес следующее убеждение: «Если человек ни о ком и ни о чем не заботится, его жизнь тоже „бездуховна“. Ему нужно страдать от чего-то, о чем-то думать. Даже в любви должна быть доля неудовлетворенности (не все сделал, что мог)» («Русская культура»).

Иллюстрация

Для учащих и учащихся российских школ прекрасным пособием по изучению современной нравственной проблематики являются следующие книги: «Земля родная», «Великий путь: становление русской литературы XI-XVII вв.», «Письма о добром и прекрасном», «Раздумья». В сборнике «Прошлое — будущему» содержатся замечательные статьи и выступления академика Д. С. Лихачева по широкому кругу проблем современного образования и воспитания.

Как ученый Д. С. Лихачев показал, что русская литература первых семи веков смогла выполнить свою великую миссию по единению, воспитанию, а иногда даже и спасению народа в тяжелые времена разрухи и распада именно потому, что сама древнерусская литература руководствовалась самыми высокими идеалами нравственности и духовности. В сохранении этих высочайших нравственных идеалов ученый видел связь древнерусской литературы с литературой Нового времени.

Иллюстрация

«Литература Нового времени восприняла от древнерусской ее учительный характер, ее нравственную основу и ее «философичность», т.е. соединение философии с общими явлениями культуры — искусством, наукой и пр.

Литература Нового времени сохранила самое ценное, что было в литературе Древней Руси: высокий уровень нравственного начала, интерес к мировоззренческим проблемам, богатство языка».

«Когда-нибудь, когда русские читатели станут больше интересоваться своим прошлым, — величие литературного подвига русской литературы станет для них совершенно ясным и невежественное охаивание Руси сменится осведомленным уважением к ее нравственным и эстетическим ценностям» («Введение к чтению памятников древнерусской литературы»).

Чтобы лучше понять духовный мир академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, можно прочесть в школе его «Письма о добром и прекрасном», выходившие в свет в 1985 и 1988 годах.

В письме 25-м («По велению совести») ученый пишет: «Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость — она, пожалуй, особенно хороша, когда безотчетна. Поступать надо правильно не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро — самое ценное в человеке».

А в 7-м письме, озаглавленном «Что объединяет людей?», Д. С. Лихачев раскрывает содержание нравственности: «Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие страдания требует своего полного возрождения и развития».

В книге «Письма о добром» были напечатаны нравственные заповеди академика Д. С. Лихачева (числом 25). Среди них: «Люби людей — и ближних и дальних»; «Твори добро, не видя в том заслуги»; «Будь верующим — вера обогащает душу и укрепляет дух»; «Будь совестлив — вся мораль в совести»; «Твой дом — земля, твоя семья — человечество, береги их!». Прочитав все духовно-нравственные заповеди Дмитрия Сергеевича, нетрудно заметить, что основаны они на Евангелии.

Говоря о школьном образовании, Дмитрий Сергеевич самое важное значение придавал духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)» («Русская культура»).

«Страж свободы человека — его совесть», — считал Д. С. Лихачев. «Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать все, что ему угодно? Нет, конечно. И не потому, что кто-то извне воздвигает ему запреты, а потому, что поступки человека часто диктуются эгоистическими побуждениями. Последние же несовместимы со свободным принятием решения» (статья «Культура и совесть»). Ученый мечтал, что когда-нибудь будет написана всемирная История Совести.

Академик  Д. С. Лихачев — один из тех немногих граждан России, о которых говорили и говорят — «совесть нации». Он был совестью нации в буквальном смысле: в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья идеологии в культуре и науке ему удавалось сохранять, изучать, открывать для современников и потомков культурное наследие предшествующих эпох.

Он говорил: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое» (из «Писем о добром»).

За восемь дней до кончины, последовавшей 30 сентября 1999 года, Д. С. Лихачев передал в книжное издательство рукопись книги «Раздумья о России». Это был новый — исправленный и дополненный вариант книги. На первой странице рукописи было начертано: «Современникам и потомкам посвящаю». Следовательно, до самой смерти ученый больше всего думал о России. Преданность Родине он завещал и всем нам.

«В письмах я не только учил, но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт — я осмыслял свой опыт».

Закончить эту юбилейную заметку хотелось бы словами самого ученого. В уже цитированной статье «Культура и совесть» Дмитрий Сергеевич написал такие строки: «Среда действия совести не только бытовая, узкочеловеческая, но и среда научных исследований, художественного творчества, область веры, взаимоотношения человека с природой и культурным наследием. Культура и совесть необходимы друг другу. Культура расширяет и обогащает «пространство совести».

Хочется пожелать, чтобы Новый учебный год в российской школе обогатился духовно-нравственным наследием великого русского ученого академика Дмитрия Сергеевича Лихачева!

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+385+1