Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 35 (2570) 7 сентября 2006 г.

В «КУРТАК» —
ЗА ЗНАНИЯМИ!

Первая Сибирская полевая археологическая школа прошла в середине августа в Красноярском крае, на базе «Куртак».

Л. Лбова, д.и.н., координатор проекта,
зав. научно-образовательным отделом ИАЭт СО РАН,
зав. отделением археологии ГФ НГУ

Современные факторы развития археологической науки требуют усиленного внимания к совершенствованию методических приемов полевых работ, повышения квалификации исследователей, организации более действенного и жесткого контроля над раскопочной практикой археологических экспедиций. Резкое увеличение объема и расширение географии археологических раскопок вызваны не только развитием самой археологической науки в России и усложнением стоящих перед ней исследовательских проблем, но и задачами подготовки квалифицированных кадров. Работа отделения археологии гуманитарного факультета НГУ не ограничивается только рамками учебных программ и производственных практик. С этого года Институтом археологии и этнографии СО РАН и отделением археологии ГФ НГУ начат новый проект «Сибирская археологическая полевая школа».

Проект организации и проведения первой в Сибири полевой археологической школы направлен на поиск новых форм интеграции гуманитарной академической науки и высшего образования, повышение квалификации студентов старших курсов и аспирантов вузов Сибири и Дальнего Востока, развитие коммуникационных связей в молодежном научном сообществе Сибири. Полевая школа является логическим продолжением традиций РАЭСК (российских археолого-этнографических студенческих конференций, проведение которых в течение последних 50 лет является мероприятием регулярным) и ориентирована на обучение студентов и аспирантов новейшим технологиям и практическим навыкам полевых, экспериментальных и камеральных археологических исследований.

Иллюстрация
Иллюстрация
Иллюстрация
Иллюстрация

Выбор места проведения школы в 2006 г. — Красноярский край и Хакасия — не случаен и оправдан историческими традициями развития археологии в России, огромным потенциалом историко-культурного наследия территорий, организацией первых археологических музеев в Сибири. Немаловажным обстоятельством при выборе площадки был и положительный опыт, накопленный Красноярским госпедуниверситетом и лабораторией археологии и палеоэкологии Средней Сибири ИАЭт СО РАН в организации и проведении научных симпозиумов и конференций с экскурсионными турами.

Участники школы — аспиранты и студенты вузов и научных учреждений Сибири и Дальнего Востока (г. Владивосток, Чита, Улан-Удэ, Красноярск, Кемерово, Барнаул, Новосибирск), научные сотрудники ИАЭт СО РАН, преподаватели и сотрудники Новосибирского госуниверситета, Красноярского госпедуниверситета, Хакасского госуниверситета.

Программа проведения полевой школы предполагала теоретические и практические курсы по пяти основным направлениям (программам):

— современные методы и методики полевой археологии (лекция и практикум к.и.н. А. Постнова «Позиционирование археологических объектов в пространстве и новые технологии фиксации археологических памятников»; лекция и практикум к.и.н. А. Заика «Новые методики изучения и фиксации петроглифов» на разновременном объекте Шалаболинская писаница; лекция и практикум к.и.н С. Скобелева «Особенности методики поиска и раскопок памятников позднего средневековья и нового времени» на объектах Георгиевская гора, Шалаболинский комплекс, могильник Оя, Саянский острог; лекция-экскурсия к.и.н. А. Готлиба «Современные методы раскопок тагарских курганов. Проблемы музеефикации археологических объектов» на примере объекта Барсучий лог);

— классификация и типология артефактов (лекция к.и.н. Е. Артемьева «Проблемы классификации артефактов каменного века в условиях водохранилища», практикум «Археологический рисунок: особенности рисунка дефлированных артефактов»);

— методы естественных наук в археологических исследованиях (лекция проф. Аризонского университета США  К. Тернера «Биоархеология»; практикум д.г.-м.н. В. Чеха «Стратиграфическая схема плейстоценовых отложений Куртакского района», работа на объекте Каменный Лог);

ч- экспериментальная археология (лекция д.и.н. П. Волкова «Введение в экспериментальную археологию», практикум «Основы расщепления камня»);

— геоархеология, реконструкция палеогеографических условий (лекция-экскурсия д.и.н. Н. Дроздова, д.г.-м.н. В. Чеха, к.и.н. Е. Артемьева «Археология, стратиграфия и палеогеография Куртакского геоархеологического района» — обзорная экскурсия на катере по основным местонахождениям Красноярского водохранилища в пределах района).

В качестве учебно-методического обеспечения работы школы были изданы пять учебно-методических пособий по современным методам поиска и исследования археологических объектов и экспериментальной археологии.

Во время экскурсионных поездок участники школы познакомились с различными по хронологии и типологии объектами (стоянками, местонахождениями в стратифицированном и экспонированном состоянии, могильниками различных типов, петроглифами, каменоломнями, памятниками истории новейшего времени). Палеолитические комплексы были представлены объектами Куртакского археологического района (Куртак, Разлог, Каменный Лог, Каштанка, Барежеково и др.) и памятниками в районе Майнинской ГЭС (стоянки позднего палеолита Майнинская, Сизая, Голубая, Уй). С памятниками неолита и бронзового века участники школы познакомились на комплексах петроглифов в Шалаболино, с афанасьевскими, окуневскими и курасукскими памятниками на могильных комплексах на горе Георгиевской у деревни Тесь. Курганы железного века тагарской культуры были продемонстрированы у залива Сарагаш, в местности Барсучий лог, в местности Салбык с посещением раскопанных и нераскопанных курганов; таштыкские могильники в районе Шалаболино.

Большой интерес вызвали материалы и экскурсия на Саянский острог (XVIII в.). Некоторые элементы этнографии русских и хакасов были представлены как музейными материалами в г. Абакане и с. Шушенское, так и наблюдением за использованием археологического памятника (Большой Салбыкский курган) в современной религиозной практике неошаманистов. Материалы и коллекции Хакасского и Минусинского краеведческих музеев, отражающие этапы историко-культурного развития Южной Сибири и представленные в музейных экспозициях, дополнили полевые впечатления.

В целом, на материалах экскурсий участники усваивали не только конкретные знания об археологических эпохах и памятниках, но и приобретали навыки организации научного туризма, а так же адекватно смогли оценить ситуацию в области охраны памятников истории и культуры федерального значения.

В заключение была проведена открытая дискуссия и мини-конференция по итогам и перспективам проекта «Сибирская археологическая полевая школа». В целом методологическое, методическое и практическое наполнение программы всеми участниками было оценено как положительный опыт, который следует тиражировать и развивать.

Участники и организаторы школы выражают свою глубокую признательность руководству ИАЭт СО РАН, ректорату Новосибирского госуниверситета и Красноярского государственного педагогического университета им. В. Астафьева за возможность развития творческих контактов, раскрытия потенциала молодых исследователей в благоприятных условиях.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+386+1