Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 37 (2572) 21 сентября 2006 г.

ШКОЛА ПО ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВЫЧИСЛЕНИЯМ

С 28 августа по 8 сентября в Институте вычислительных технологий СО РАН прошла III Российско-германская школа по параллельным вычислениям на высокопроизводительных вычислительных системах.

Ю. Плотников, «НВС»

Эффективность подхода, основанного на распараллеливании вычислений на комплексе вычислительных машин или одном суперкомпьютере в научном мире не вызывает ни малейших сомнений. Параллельные вычисления — это использование компьютерной техники на пределах ее возможностей, своего рода «высший пилотаж». Более того, многие «большие задачи», как-то, например, неимоверные по объему расчеты параметров ядерного взрыва, аэродинамического обтекания самолетов или изменений климата в глобальном масштабе или астрономической временной перспективе, в настоящее время под силу только параллельным вычислениям, поскольку даже самые мощные современные компьютеры для таких задач слабоваты. Для обучения молодых специалистов сложным технологиям параллельных вычислений по инициативе академика Ю. Шокина и его германских коллег два года назад была проведена первая Российско-германская школа.

Иллюстрация
Академик Ю. Шокин и д-р Т. Бёниш на открытии школы.

— Научная школа академика Н. Н. Яненко имеет давние контакты с Германией, — вспоминает академик Ю. Шокин. — Сам Николай Николаевич прекрасно знал немецкий язык (в годы Великой Отечественной был фронтовым переводчиком-агитатором), неоднократно бывал в Германии, его монография «Метод дробных шагов решения многомерных задач математической физики» издана в «Шпрингере». В 1972 году на Международном механическом конгрессе он познакомил меня с профессорами К. Рознером и Е. Краузе. С тех пор и началось наше многолетнее сотрудничество.

Важнейший партнер Института вычислительных технологий c германской стороны — Центр высокопроизводительных вычислений в Штутгарте (High Performance Computing Center Stuttgart — HRLS). Центральным этапом их совместной деятельности стало создание несколько лет назад Российско-Германского центра вычислительных технологий и высокопроизводительных вычислений, руководителями которого являются академик Ю. Шокин и глава HRLS профессор М. Рэш. ИВТ и НRLS выступают соорганизаторами российско-германских школ по параллельным вычислениям.

Иллюстрация

В работе третьей Школы приняли участие более 40 слушателей из научных центров Урала и Сибири (Новосибирска, Томска, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Челябинска), Казахстана (Алма-Аты и Усть-Каменогорска) и Белоруссии (г. Минск). Дальнее зарубежье представлял стажер ИВТ из Таиланда Чачаван Вачараруангвит. Лекции и практические занятия вели сотрудники Центра высокопроизводительных вычислений Томас Бёниш и Беттина Крамер, которые уже не первый год приезжают в Новосибирск. На этапе углубленного курса к ним присоединился Свен Штарк из Штутгарта. Профессор  М. Рэш тоже очень хотел приехать, но не смог — в Германии как раз настал сезон выбивания финансов под исследовательские проекты.

Программа Школы традиционно состоит из двух курсов: основного и углубленного. Основной курс считается «стандартным», но, тем не менее, требует для овладения серьезной базовой математической подготовки и опыта программирования. Углубленный курс — это уже навыки «высшего пилотажа». Его содержание год от года изменяется, поэтому многие участники приезжают в Школу не в первый раз, продолжая свое образование. В этом году центральной темой углубленного курса был MPI (message passing interface — интерфейс передачи сообщений). Материалы лекций и практических занятий были изданы заранее, что значительно облегчает усвоение предмета.

Особенность нынешней Школы — она «самая интерактивная» из всех предыдущих. На протяжении последних лет Научно-координационный Совет Целевой программы «Информационно-телекоммуникационные ресурсы СО РАН» ведет активную деятельность по внедрению в повседневную практику научного сообщества системы видеоконференций. Заседание годичного Общего собрания СО РАН из Большого зала Дома ученых в Новосибирске транслировалось в Томск и Красноярск, председатель Отделения академик Н. Добрецов в интерактивном режиме отвечал на вопросы из этих городов. Пробные сеансы видеосвязи Новосибирск-Штутгарт тоже продемонстрировали приличное качество связи. После решения некоторых технических проблем Слушатели Школы по параллельным вычислениям интерактивно общались с преподавателями из Германии, не покидая конференц-зала ИВТ. Профессор  У. Кюстер прочитал лекцию для участников Школы, находясь в Штутгарте.

Еще одно вдохновляющее новшество — интерактивная доска-экран, на которой можно демонстрировать изображение и одновременно писать специальной электронной ручкой и даже пальцем. Пока такое устройство в Сибирском отделении одно — в Институте вычислительных технологий. Но, возможно, в самом обозримом будущем настанет время, когда школьные учителя распрощаются с указкой и мелом. Почему бы и нет? Ведь всего 20 лет назад мы смотрели сюжеты новостей с Дикого Запада о техническом чуде по имени пейджер…

Фото В. Новикова

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+388+1