Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2018

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 41 (2576) 19 октября 2006 г.

НЕПРЕРЫВНОЕ МНОГОУРОВНЕВОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ

Совсем недавно Высший колледж информатики НГУ, преемник Новосибирского политехникума, отметил свой юбилей. Данному событию была посвящена Региональная научно-практическая конференция «Информационные технологии в общем и среднем профессиональном образовании», прошедшая 3-4 октября. В работе конференции приняли участие более 70 человек из учебных заведений Новосибирска, Искитима, Красноярска, Усть-Каменогорска, Усть-Илимска, Томской области и Алтайского края. Свои доклады представили не только учителя школ, преподаватели техникумов, но и школьники, студенты средних профессиональных учебных заведений, а также студенты ФИТ НГУ (выпускники ВКИ НГУ). Участники октябрьской конференции собрались, чтобы обсудить проблемы использования современных IT-технологий в учебном процессе средних специальных учебных заведений и школ и обменяться опытом.

Ю. Александрова, «НВС»

Иллюстрация

В эти дни вспоминали также об истории возникновения НПТ — ВКИ, говорили о том, как в далеком шестьдесят шестом настойчивость и энергия М. А. Лаврентьева, убежденного в необходимости существования учебного заведения подобного типа, привели к созданию Новосибирского политехникума. В свое время техникум готовил специалистов по аэродинамическим испытаниям и по вакуумной ускорительной технике для Института теоретической и прикладной механики, Института ядерной физики (за 25 лет работы выпущено почти пять тысяч специалистов). Затем, в конце века, политехникум был преобразован в Высший колледж информатики, который подхватил эстафету. Как сказал в своем докладе на торжественном собрании директор ВКИ  А. Валишев, «техникум исполнил важную роль наполнения квалифицированными кадрами среднего звена институтов Сибирского отделения», однако в тот период «пристальный общественный интерес приобрела идея непрерывного многоуровневого образования». В 1991 году Новосибирский государственный университет выступил с инициативой организации учебно-научного центра информатики на принципах многоуровневой непрерывной модели. И начался отсчет «новой истории» в жизни НПТ — ВКИ НГУ — благо, для успешной работы имелись все условия.

На протяжении долгих лет колледж сотрудничает со многими институтами Сибирского отделения, научные сотрудники институтов являются преподавателями колледжа, что позволяет включать студентов непосредственно в научно-исследовательскую работу. Значительная часть дипломных работ выполняется под руководством ученых СО РАН, так что высокий уровень подготовки выпускников вполне закономерен. Ряд дипломных проектов, выполненных по заказам предприятий и институтов, имеет практическое значение. После окончания базового уровня обучения в ВКИ на основе 9 классов выпускники могут продолжить учебу в колледже до получения диплома техника или поступить на льготной основе в НГУ или другой ВУЗ. Многие из них успешно трудятся в институтах СО РАН и на предприятиях города. В настоящее время в колледже обучаются 588 студентов. «За 15 лет подвижнической работы преподавательского коллектива колледж стал лидером профильного образования специалистов IT среднего звена в Сибири и России», — подчеркнул А. Валишев.

Он вспомнил также об участии студентов колледжа в олимпиадах, в том числе, во Всероссийской олимпиаде по информатике среди школьников, а также о том, что учащиеся ежегодно выступают с докладами на апрельской студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», проводимой в НГУ. Было отмечено, что, несмотря на все трудности, колледж осуществляет уникальный конкурсный проект — «Открытый конкурс по информатике и программированию», который, как предполагается, должен стать «визитной карточкой» не только ВКИ и НГУ, но и всего Новосибирска. В марте 2006 года команда НГУ, в состав которой входили два выпускника ВКИ, заняла 13 место в первенстве мира по системе ACM (Association for Computing Machinery). Кроме основной образовательной деятельности, колледж занимается обучением школьников основам информатики и программирования, а также подготовкой школьных учителей. Для иногородних учащихся в Высшем колледже информатики работает заочная школа информатики и программирования. «По-прежнему свое главное предназначение — подготовку высококвалифицированных специалистов для индустрии IT мы выполняем на отлично», — сказал директор колледжа в завершение.

Эта же мысль прозвучала и в выступлении ректора НГУ члена-корреспондента РАН  Н. Диканского. Вспоминая о принципах создания ННЦ, он подчеркнул, что изначально заложенная в основу схема интеграции науки и образования (школа — университет — академические институты) дала свои результаты. Студенты, получая фундаментальное образование, начинают проходить практику в институтах. Колледж в такой многоуровневой системе образования становится как бы промежуточным звеном, ступенькой, стоя на которой студенты могут сделать следующий шаг — в высшую школу.

«Эта отработанная и надежная схема действует и по сей день, — отметил Н. Диканский, — Она продемонстрировала свою жизнеспособность и устойчивость в самые сложные периоды». Миссия учебного заведения «получение, накопление, систематизация знаний и передача их последующим поколениям» выполняется в полной мере. Он подчеркнул, что в принятой концепции технопарка будут развиваться разные направления, главные из которых — информационные технологии.

Иллюстрация

В докладе вице-губернатора Новосибирской области д.ф.-м.н. Г. Сапожникова «Информационные технологии и генерация знаний» был сделан акцент на том, что именно компьютер должен помогать нам генерировать знания. Г. Сапожников отметил, что в настоящее время существует огромный разрыв между достижениями математики и информатики и областью их реализации на уровне производства. И это тоже требует решения. По мнению вице-губернатора, необходимо повышать уровень преподавателей информатики. В перспективе — информатизация всей системы общего образования.

В докладах участников конференции также затрагивались проблемы информатизации. И хотя конференция в колледже проводилась впервые, она нашла отклик у участников — интерес к ней был значительным. В ходе заседаний речь шла о разработке электронных обучающих средств и о создании информационно-образовательных сайтов мультимедийных обучающих материалов и справочных систем. В числе основных направлений конференции были также вопросы качества дистанционного образования, использования IT-технологий в управлении учебным заведением и методические аспекты подготовки IT-специалистов.

Кстати, конференция получилась «почти международной» — среди приглашенных были участники из Казахстана, представитель индийской фирмы, которая занимается в Новосибирске обучением по своим технологиям, гость из Голландии. Наибольший интерес вызвал доклад Дж. Ван Зантвоорта, исполнительного директора международных проектов из университета Фонтис (Голландия), эксперта фонда TACIS, которого с колледжем связывает давнее сотрудничество. Еще в 1999 году, когда ВКИ участвовал в проекте DELPHI, Ван Зантвоорт был региональным менеджером этого проекта и часто посещал Новосибирск. Доклад его был посвящен подготовке IT-специалистов среднего профессионального образования Голландии. Почти за каждым выступлением следовала оживленная дискуссия, а в конце рабочего дня проводилось обсуждение проблем прошедших заседаний. Ну и, конечно, своими впечатлениями участники конференции делились в кулуарных разговорах.

Некоторые доклады ребята и преподаватели готовили вместе. Учитель начальных классов С. Кулманакова из Северска выступила с сообщением «Применение компьютерных программ в начальной школе». Использование IT-технологий у младших школьников может дать неплохие результаты — программы, представленные на конференции, помогают обучать малышей счету, правилам чтения, значительно облегчая работу. Как отметила сама С. Кулманакова, благодаря этим программам и использованию их на уроках, резко повысилась эффективность обучения. О создании обучающих информационных и тестирующих мультимедийных средств силами учащихся на уроках информатики шла речь в выступлении учителя информатики из Красноярска Л. Мочневой.

Активно выступали на конференции преподаватели и студенты Высшего колледжа информатики. С докладом «WEB система телекоммуникационного аудита компетенций в решении проблем дистанционного образования» выступил начальник Учебного центра информационных технологий ВКИ НГУ  А. Минак. Старший преподаватель кафедры информатики Н. Иванчева рассказала об обучении студентов ВКИ НГУ на учебно-профессиональном проекте АСУ, а преподаватель английского языка Е. Кузнецова представила вниманию слушателей сообщение на тему «Реализация личностно-ориентированной концепции образования в процессе создания мультимедийной презентации и отчета о проделанной исследовательской работе на английском языке над проектом по специальности». По словам А. Валишева, в прошлом году преподаватели колледжа впервые предложили студентам делать рефераты курсовых и дипломных работ на английском языке. Ребята готовили реферат собственной работы по итогам исследования, а потом оформляли его в виде презентации. Со следующего года предполагается также аннотировать на английском языке дипломные работы.

Участники конференции сошлись во мнении, что все было организовано на высоком уровне, и высказали пожелание сделать мероприятие традиционным.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+392+1