Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 44 (2579) 16 ноября 2006 г.

КАДРЫ И ИНТЕГРАЦИЯ РЕШАЮТ ВСЕ

Свою точку зрения на создание технопарка и существующие в связи с этим проблемы по просьбе редакции «НВС» изложил заместитель директора по информационным технологиям Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН к.т.н. Юрий ЗЫБАРЕВ.

Иллюстрация

Идея создания в Новосибирске специализированного Сибирского ИТ-парка (Софт-парка) в качестве системообразующего решения развития ИТ-отрасли в Сибири была сформулирована академиком Ю. Ершовым в 2002 году на первом заседании только что созданного тогда Экспертного совета по информационным и коммуникационным технологиям при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Затем на 1-м Форуме «Сибирская индустрия информационных систем», организаторами которого стали Экспертный совет, ОУС по математике и информатике СО РАН и НП «Сибакадемсофт», эта идея была всесторонне обсуждена и поддержана ИТ-сообществом Сибири.

Очевидно, наша деятельность не осталась незамеченной, и 11 января 2005 г. в новосибирском Академгородке во время визита Президента Российской Федерации  В. В. Путина состоялось совещание с участием группы федеральных министров, руководителей СО РАН и региона, ведущих специалистов ИТ-отрасли, где было принято решение о подготовке программы формирования современной инфраструктуры информационного сектора экономики и создания пилотных специализированных технопарков в сфере информационных технологий.

ИТ-парк Новосибирска был включен в список планируемых пилотных проектов, а 2005 год прошел в формировании программы действий на федеральном уровне и у нас, в Новосибирске. В апреле 2005 г. было принято совместное решение администрации Новосибирской области, мэрии Новосибирска и Президиума СО РАН о реализации данного проекта. При этом ставка была сделана на инвестиционную схему, в которой основные инвестиции составит частный капитал. В этой схеме есть свои плюсы и свои минусы, но, как говорят, жизнь рассудит.

Так получилось, что в июле 2005 г. был принят Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», во исполнение которого был объявлен конкурс на создание особых экономических зон. От Новосибирской области была подана конкурсная заявка на этот проект, но она, как известно, не прошла. Реакция на данное событие со стороны Новосибирска последовала сразу — в виде смены концепции специализированного ИТ-парка на концепцию многопрофильного технопарка. При наличии уже существующего многопрофильного технопарка «Новосибирск» такое решение выглядит несколько неожиданным.

Думаю, что для СО РАН концепция многопрофильного технопарка имеет ряд преимуществ. Одно из них — концентрация финансовых ресусов (в т.ч. выделяемых из федерального бюджета) на развитии инфраструктуры только Академгородка. Для Новосибирска и развития сибирской ИТ-индустрии, для успешности реализации всего проекта, на мой взгляд, в ней больше отрицательного: во-первых, она в большей степени «привязана» к Академгородку, во вторых, в условиях развития нескольких предметных направлений возникает большее разнообразие групповых интересов в самом Академгородке, на согласование которых потребуются более сложные механизмы, а также потенциальное расхождение с интересами городского высокотехнологичного бизнеса.

К сожалению, во всех перипетиях последнего года основное внимание было уделено проблемам выделения земли под строительство технопарка, конгресс-центра и жилого микрорайона в Академгородке, перспективам развития инженерной инфраструктуры и собственно строительства. Сейчас большая часть дискуссий по вопросу «нужен или не нужен технопарк в Академгородке?», на мой взгляд, относится не к идее технопарка, а к проблеме отсутствия обоснованного (в т.ч. по экологии, дорожной инфраструктуре и др.) генерального архитектурного плана развития территории Академгородка. Несомненно, «строительные» аспекты входят в число стратегических для дальнейшего развития Академгородка.

Для формирования технопарка, для успешности реализации данного проекта, на мой взгляд, не менее актуальными и значимыми вопросами, которые в последний год отошли на второй план, являются следующие.

Во-первых, кадровое обеспечение. Для того, чтобы наполнить квалифицированными кадрами те 10-15 тысяч рабочих мест высокотехнологичных производств технопарка, которые планируется создать, требуется серьезный реинжиниринг системы подготовки и переподготовки специалистов, прежде всего, вузами Новосибирска. При всем уважении к НГУ, один он с этой проблемой не справится. Могу сказать об особой важности данной проблемы для близкого мне ИТ-направления. Прежде всего, если уровень программ базовой подготовки на профильных факультетах приемлем и поддерживается высококвалифицированными преподавательскими кадрами старших поколений, то с учетом высокой динамики развития информационно-коммуникационных технологий и ИТ-отрасли в целом, уровень получения специализированных знаний и приобретения требуемых профессиональных навыков явно недостаточны (это и устаревшая номенклатура специальностей, и существующие образовательные стандарты, и отсутствие молодого поколения преподавателей, владеющих современным программным и технологическим инструментарием, разница в оплате труда преподавателей вузов и ИТ-специалистов в компаниях и др.).

Кроме того, недостаточно количество выпускаемых специалистов и их номенклатура (выпуск специалистов на профильных факультетах вузов Новосибирска в 2005 г. составил порядка 1500 человек, при этом их большая часть успешно трудоустроилась в имеющейся производственной инфраструктуре). Осознавая значимость проблемы кадрового обеспечения будущего технопарка и его потребностей в количестве и качестве ИТ-специалистов, в апреле-октябре 2005 г. инициативная группа из числа деканов профильных факультетов (НГУ, НГТУ, СибГУТИ и НГУЭУ) и представителей институтов СО РАН (ИМ, ИВМиМГ, ИСИ) провели анализ и подготовили концепцию развития в г. Новосибирске системы подготовки и переподготовки ИТ-специалистов с учетом перспектив развития ИТ-индустрии Сибири и Новосибирского ИТ-парка, которая была обсуждена и поддержана Советом ректоров вузов Новосибирска и ОУС по математике и информатике СО РАН. По результатам подготовлен проект «Соглашения о разработке и реализации совместной программы мероприятий по кадровому обеспечению ИТ-парка», который подписали председатель СО РАН Н. Добрецов и председатель Совета ректоров Н. Пустовой.

Скоро будет год, как это соглашение находится в недрах Администрации Новосибирской области и ждет подписи нашего губернатора В. Толоконского. Печально, но факт. Поддержка со стороны областной администрации позволила бы более конструктивно решать актуальные вопросы по данному направлению в Министерстве образования и науки РФ.

Второй вопрос, который надо решить для успешного формирования технопарка, касается механизмов позиционирования институтов СО РАН и вузов Новосибирска в создаваемом технопарке. Действующая на сегодняшний день нормативно-правовая база не позволяет реализовать легитимные и эффективные механизмы участия (в частности, соучредительства) институтов в других компаниях своим интеллектуальным потенциалом, в том числе, и с целью пополнения своих бюджетов. Поэтому вижу серьезную проблему в том, каким образом институты СО РАН и вузы могут стать резидентами будущего технопарка, как реализовать эффективное сотрудничество с ИТ-компаниями и свои интересы при сегодняшним положении дел.

А третий вопрос связан с получением крупных национально и международно значимых заказов (проблемных мегапроектов) по каждому из направлений, которые бы позволили не только использовать научно-технологический потенциал СО РАН, но и создали бы предпосылки эффективной интеграции в рамках технопарка бизнес-сообщества, технологических компаний и институтов СО РАН.

Практически все действующие на сегодняшний день ИТ-компании Академгородка можно отнести к структурам малого и среднего бизнеса. Каждая из таких компаний реализует себя на узкоспециализированном рынке. Мировая практика показывает, что нельзя решить задачи такого масштаба, которые обозначены в концепции рассматриваемого технопарка, только за счет малого и среднего бизнеса. Возможны два варианта развития событий: приход так называемых «якорных» компаний из числа крупных и успешных мировых производителей и формирование в технопарке своей компании как минимум национального масштаба.

При внешней привлекательности первого варианта, считаю, что для Академгородка в текущих условиях он может принести больше вреда чем пользы. Для реализации второго варианта требуется дело, которое бы позволило заинтересованно объединить усилия и потенциалы существующих ИТ-компаний и институтов, создало бы необходимые предпосылки. На состоявшемся 5 октября первом заседании вновь созданного Экспертного совета по формированию и развитию информационных технологий в технопарке новосибирского Академгородка при ОУС по математике и информатике СО РАН, в который входят также представители ИТ-компаний и вузов Новосибирска, под председательством академика Ю. Ершова члены совета обозначили ряд таких возможных проектов, имеющих необходимые заделы.

В их число входят: 1) разработка национальной операционной среды, прежде всего, для информационных сред государственного значения; 2) создание комплекса интегрированных программно-технических решений для информатизации органов государственной власти и местного самоуправления Сибирского федерального округа; 3) разработка отечественного геофизического программно-информационного комплекса для обеспечения разведки полезных ископаемых.

Несмотря на наличие обозначенных и ряда других проблем, в целом, считаю, проект создания технопарка своевременным и перспективным для Академгородка, Новосибирска, Сибири — это шанс занять достойное место на этапе постиндустриального, инновационного пути реализации экономики знаний в качестве стратегии развития России. Успешность самого проекта создания современного технопарка во многом будет зависеть от конструктивности наших действий и уровня интеграции институтов СО РАН, вузов Новосибирска и инфраструктуры высокотехнологичного бизнеса/производств, особенно в части организации предметной деятельности технопарка.

Подготовила Ю. Александрова,
«НВС»

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?48+395+1