Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 12 (2298) 23 марта 2001 г.

БИОТЕХНОЛОГИИ: "СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ"
ИЛИ ФОНДОВЫЙ "ПУЗЫРЬ"?

CNews.ru

Инновационный бизнес рано или поздно становится традиционным, уступая место еще более новым технологиям. Электронная экономика, еще вчера носившая гордое наименование "новая", на наших глазах передает эстафету биотехнологиям. Именно на эти разработки сегодня начинают обращать внимание инвесторы и предприниматели. Усилиями этих людей научные разработки в области биологии и медицины возможно превратятся во флаг, под который снова будут мобилизованы громадные инвестиционные ресурсы.

Нет света без тени. Новейшие биоразработки безусловно изменят возможности человечества, но стоит ли доводить дело до истерии? Станем ли мы свидетелями нового "фондового пузыря" или уроки интернет-бума пойдут на пользу общественности?

"Специальные биоимплантанты позволят слышать на более далеком расстоянии и различать более широкий диапазон частот. Сердце, печень, почки, нервные ткани будут выращиваться в пробирках из клеток спинного мозга, а затем трансплантироваться в тела больных. Цвет кожи можно будет менять как цвет контактных линз. Протезы будут подключаться к долям головного мозга, что позволит обеспечить более полный контроль над конечностями и восстановить потерянное чувство осязания" — по этой короткой выдержке из прогноза специалистов можно судить о тех революционных открытиях, которые ложатся в основу новой индустрии. Принципиальное значение биотехнологий состоит в том, что данный бизнес является не просто дополнительным эффективным инструментом для традиционного сектора (как электронные технологии), а сам производит реальный продукт с фантастическим потенциалом сбыта. Ведь за собственное здоровье люди готовы платить всегда — и дорого.

Благодаря шумным кампаниям в прессе, медицинская сфера является наиболее известной отраслью биотехнологий. Тем не менее, в так называемую биоиндустрию кроме предприятий, использующих технологии здравоохранения, входят компании пищевой промышленности, энергетики, сельского хозяйства и других направлений. Так в чем же суть этих чудо-технологий? Используя живые организмы, благодаря различным методикам, биотехнология позволяет делить продукты на отдельные компоненты — углеводы, жиры, белки и перерабатывать их в новые вещества. Кроме того, получив информацию о генных структурах, ученые предлагают методики создания новых живых организмов и улучшения свойств существующих.

Эффективность подобных методов чрезвычайно высока, что часто дает значительные экономические преимущества для производителей. Так, в пищевой промышленности высокотехнологичные биоразработки направлены на улучшение качества продуктов питания, балансировку в их содержании белков, жиров и углеводов. Становится возможным использование отходов пищевой промышленности для создания качественных продуктов, аналогичных традиционным.

Использование биотехнологий в сфере сельского хозяйства способно резко сократить потери урожая от болезней и вредителей за счет использования биопестицидов. Стало возможным повышение продуктивности сельскохозяйственного производства путем внедрения методов генной инженерии в растениеводство и животноводство. Там же, в сельском хозяйстве, уже сегодня получили широкое применение новые методы получения электроэнергии на основе биоразработок. Так, в Западной Европе установки, действующие на так называемом биогазе, получаемом из продуктов жизнедеятельности животных, используют около половины всех птицеферм. Самое широкое распространение "электричество из помета" получило в Китае. Сегодня более 60% всего автобусного парка в этой стране работает на биогазе. По оценкам экспертов, сырьевой ресурс в этом направлении неисчерпаем и вдвое покрывает нынешний общемировой спрос на энергию. В условиях очередного резкого подорожания цен на основные энергоносители спрос на эффективную биотехнологию вновь растет. За счет тех же биотехнологий удается добиться повышения полезного компонента при добыче меди, увеличить выход нефти из нефтяных пластов. Новые возможности биоразработки открывают и при повышении экологической безопасности многих производственных процессов.

Но все-таки наиболее впечатляющих успехов в области биотехнологий ученым удалось добиться в сфере медицины. Согласно прогнозам, около 60% продаж всех продуктов, получаемых с использованием методов генетической и клеточной инженерии, приходится на фармацевтическую промышленность. Как отмечают специалисты, во многом это стало возможным благодаря высокому уровню отчислений фармацевтических компаний на научные проекты. По данным журнала "Ремедиум", в среднем, на фундаментальные исследования фармацевтические фирмы ассигнуют до 20% общего бюджета НИОКР, что в 2-4 раза выше, чем в большинстве других отраслей промышленности. Основными направлениями выступают разработка генноинженерных препаратов, генноинженерная терапия, искусственное создание и трансплантация органов, получение новых лекарственных средств для нужд ветеринарии. В числе целей особое место занимают препараты для лечения рака и СПИДа.

Повышение эффективности бизнеса за счет биотехнологий, как и в свое время внедрение электронных технологий, ведет к появлению новых форм бизнеса. Как отмечают специалисты компании Ernst & Young, объединение высоких биотехнологий с проектами из различных отраслей (от сельского хозяйства до химической промышленности, от лекарственных препаратов до компьютерных нанотехнологий) способно революционно изменить не только наше представление о возможном, но и традиционные бизнес-модели в работе с высокими технологиями.

Так, если ранее частные компании сторонились фундаментальных научных исследований, результаты которых были труднопрогнозируемы, а экономический эффект весьма туманным, то теперь многие участники рынка просто вынуждены самостоятельно финансировать проекты в сфере "чистой" науки. Причем от привлечения ученых в качестве подрядчиков некоторые компании переходят к созданию собственных исследовательских центров. Для обеспечения должного уровня финансирования серьезных проектов компании привлекают средства на фондовом рынке путем выпуска акций (по этому пути пошли биотехнологические компании Великобритании). Множество мелких компаний, доведя до конца собственные разработки, продают лицензию на продукт крупным корпорациям, которые имеют необходимые производственные и маркетинговые ресурсы для широкомасштабного продвижения инновации на рынок.

Как и в сфере электронного бизнеса лидером в развитии биотехнологий являются Соединенные Штаты. Причиной тому — значительный приток инвестиций, которые получила эта страна за последние 10 лет. После резкого роста числа компаний биосектора в 80–90-х, в последние годы их количество сократилось из-за слияний и поглощений. По данным Ernst & Young, в 1999 году число биотехнологических компаний в США уменьшилось с 1311 в 1998 году до 1273 при увеличении общего числа работников со 155 тыс. до 162 тыс. Их рыночная капитализация выросла в 1999 году до 353,5 млрд. долл. по сравнению с 137,9 млрд. в 1998 году. Общие продажи в американской биоиндустрии составили в 1999 году 16,1 млрд. долл. и по оценкам специалистов достигнут 24 млрд. в 2006 году.

Кроме США, активные разработки ведут все промышленно развитые страны Европы и Япония. Например, в Германии биотехнологичными разработками сегодня занимается 1491 компания. За последний год биоиндустрия пополнилась 538 новыми предприятиями. Согласно статистике, в этой сфере в Германии задействовано 16,5 тысяч работников, а общий оборот составляет примерно 3 млрд. марок.

Правительства многих стран, ожидая крупных инвестиций в биотехнологические проекты, дают зеленый свет ученым уже без оглядки на морально-этические нормы и протесты религиозных организаций. Совсем недавно Парламент Великобритании одобрил использование в научных целях клонированных клеток человеческого организма для борьбы с тяжелыми наследственными заболеваниями, что по мнению обозревателей, предоставляет англичанам возможность первыми закрепиться на этом рынке.

Россия пока отстает в выпуске биотехнологических инноваций. Тем не менее, на основе исследовательской базы, созданной в советские времена, действуют небольшие компании и, несмотря на кажущийся общий упадок в сфере высоких технологий в нашей стране, жизнь в лабораториях не угасает. Хотя наиболее перспективные разработки перепродаются за рубеж, в последнее время появляются сообщения о попытках привлечения инвестиций и в предприятия российских биотехнологий. В качестве примера можно привести проект "Инкубатор биотехнологий", созданный летом 1999 года при участии администрации города Пущино, в котором сосредоточено 9 научно-исследовательских институтов биологического профиля:

Институт биофизики клетки

Институт теоретической и экспериментальной биофизики

Филиал института биоорганической химии

Институт белка

Институт биологического приборостроения

Институт фундаментальных проблем биологии

Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения

Институт биохимии и физиологии микроорганизмов

Институт математических проблем биологии

С целью вывода перспективных проектов на рынок, инкубатор помогает российским биотехнологическим компаниям: проводится работа по сбору информации о технологиях в научных институтах, осуществляется их аудит с точки зрения перспективы коммерциализации, идет подготовка предложений по проектам для инвесторов, заинтересованных в создании новых производств в России.

За прошедшее время инкубатором было проведено два крупных международных семинара — "Биотехнологии 99" и "Биотехнологии 2000". По словам, Ирины Балашовой, исполнительного директора "Инкубатора биотехнологий", в данный момент этой организацией патронируется 15 малых предприятий, занятых в сферах биоприборостроения, пищевых добавок и биотехнологий для защиты растений. Максимальная численность сотрудников этих фирм — 24 человека.

Кроме Пущинского центра, в России действуют подобные организации в Новосибирске, Петербурге, Оболенске и Любучанах. Накопленный российскими учеными потенциал, скорее всего, не останется без внимания инвесторов с наступлением "биобума". Появляются и первые крупные проекты. Так, в Московской области ведется строительство высокотехнологичного комплекса по производству новых лекарственных форм иммунобиологических препаратов на основе генноинженерных субстанций. Как сообщает РБК, первая очередь комплекса будет введена в действие в начале III квартала текущего года. Общий объем инвестиций в проект составит порядка 4,5 млн. долл. Примечательно, что все научные разработки и исследования по проекту производятся совместно с московским НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Габричевского и НИИ особо чистых биопрепаратов (Санкт-Петербург).

Очевидно, что для конкурентоспособных позиций нашей страны на международном рынке биотехнологий необходимо наличие действующей государственной программы поддержки и развития высокотехнологичного сектора. Так, только в одной Японии в период с 1991 по 2000 год государственные ассигнования в эту сферу превысили 2 млрд. долларов. Без поддержки со стороны венчурных фондов или государства, вероятность развития биотехнологий в России крайне мала. Уровень исследований предполагает наличие дорогостоящего оборудования и материалов. По оценкам Silico Research, ежегодный рынок только ПО для биотехнологических разработок составляет 52 млн. долларов и растет на 35% в год. Специалисты ожидают роста продаж в этом сегменте до 110 млн. долларов к 2004 году.

Говоря о становлении биоиндустрии, нельзя не сказать и об опасностях, которые кроются в любой технологической инновации наряду с безусловными выгодами от их использования. Помимо общеизвестных страхов перед массовым внедрением технологий клонирования, существуют и другие опасности. Резкий рост производства "синтетических" продуктов в некоторых сферах сельского хозяйства может привести к падению спроса на натуральную агропродукцию, что, в свою очередь, станет причиной разорения многих фермерских хозяйств, которые окажутся не готовы к конкуренции с новыми технологиями. В первую очередь, пагубное влияние этого процесса почувствуют на себе жители Африки, Азии и Латинской Америки. Как отмечает российский ученый Николай Алисов, нельзя исключить и случайного изменения генного механизма растений, животных и даже человека. При этом биологические последствия могут сказаться на всех будущих поколениях. Существует опасность вовлечения биоиндустрии в создание средств бактериологической войны. Таким образом, с развитием нового этапа технологических преобразований, в очередной раз перед человечеством встает вопрос — готово ли оно доверять самому себе?

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+40+1