Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 3 (2588) 18 января 2007 г.

ОСНОВОПОЛОЖНИК
ПРАКТИЧЕСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

12 января исполнилось 100 лет со дня рождения главного конструктора первых ракетно-космических систем академика Сергея Павловича Королева — человека, проложившего для нашей страны дорогу в космос.

А. Максимов, с.н.с. ИТПМ СО РАН

На нужды обороны

Иллюстрация
С.П. Королев.

После капитуляции Германии около сотни немецких баллистических ракет «Фау-2», техническая документация, а также сами ракетчики во главе с Вернером фон Брауном оказались в США. Из Советского Союза, которому мало что досталось, в Германию для изучения трофейной ракетной техники было направлено несколько сотен специалистов авиационной промышленности, в их числе и С. П. Королев, который пробыл там с 8 сентября 1945 года по 20 января 1947 года.

В связи с отсутствием стратегической авиации, способной достичь территории США, после Второй мировой войны правительство СССР взялось за ускоренное развитие ракетной техники. Главным конструктором автоматически управляемой баллистической ракеты дальнего действия (БРДД) был назначен С. П. Королев.

В октябре 1947 года на полигоне Капустин Яр состоялись первые пуски ракет, собранных из немецких деталей и агрегатов. Первая отечественная Р-1 длиной 14,25 м, диаметром корпуса 1,65 м, стартовой массой 13,4 тонны и дальностью полета 270 км, фактически представлявшая копию «Фау-2», успешно стартовала 10 октября 1948 года. Она поступила на вооружение через два года, а 25 ноября 1951 года ракетные части СССР получили ракету Р-2 с дальностью полета до 600 км. 15 марта 1953 года начались испытания ракеты Р-5 стартовой массой 26 тонн и дальностью полета 1000 км. 20 февраля 1956 года усовершенствованная Р-5М впервые в мире доставила на расстояние 1200 км ядерный заряд мощностью 80 килотонн. Через два месяца С. П. Королев и его первый заместитель В. П. Мишин за создание ракетно-ядерного комплекса Р-5М были удостоены звания Героев Социалистического Труда.

В связи с резким расширением работ по ракетной тематике в апреле 1950 года было образовано Особое конструкторское бюро № 1 (ОКБ-1 НИИ-88) по разработке БРДД во главе с С. П. Королевым. В августе 1956 года ОКБ-1 и опытный завод выделились в самостоятельную организацию. После смерти Королева ОКБ-1 было переименовано в ЦКБЭМ (Центральное КБ экспериментального машиностроения), в 1974 году преобразовано в Научно-производственное объединение (НПО) «Энергия», а с 1994 года стало открытым акционерным обществом (ОАО «Ракетно-космическая корпорация „Энергия“ им. С. П. Королева»).

В ОКБ-1 параллельно с Р-5 разрабатывались первая советская оперативно-тактическая ракета Р-11 стартовой массой 4,5 тонны и дальностью полета до 150 км, а также одноступенчатая ракета Р-3 стартовой массой 72 тонны, рассчитанная на дальность 3000 км. В 1951 году началась проработка вариантов ракеты с межконтинентальной дальностью полета. К середине 1953 года С. П. Королев окончательно убедился в бесперспективности дальнейшего увеличения дальности одноступенчатых ракет, отказался от создания Р-3 и предложил немедленно приступить к разработке многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Постановление о создании ракеты, способной достичь территории США, И. В. Сталин подписал 13 февраля 1953 года, а 20 мая следующего года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке двухступенчатой МБР Р-7, рассчитанной на доставку термоядерной головной части массой 5,5 тонны на дальность 8000 км.

Первая ракета Р-7 прибыла на испытательный полигон в Тюратаме (будущий космодром Байконур) 3 марта и стартовала 15 мая 1957 года. Этот пуск завершился аварией из-за пожара в двигательном отсеке одного из боковых блоков и падением ракеты в 319 км от старта. МБР Р-7 впервые преодолела расстояние до Камчатки 21 августа. После запуска 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли ПС-1 массой 83,6 кг, возвестившего мир о начале космической эры человечества и навеки вписавшего имя С. П. Королева в анналы истории, она стала известна как ракета-носитель «Спутник».

При создании МБР Р-7 С. П. Королеву приходилось заниматься не только ее разработкой, но и координировать работу сотен организаций и заводов по созданию всего ракетного комплекса, состоящего из множества испытательных стендов, технических и стартовых позиций, командно-измерительной системы и т.д. Несмотря на множество сложнейших проблем, благодаря титаническим усилиям С. П. Королева и его соратников, тысяч конструкторов и инженеров, сотен тысяч рабочих и десятков тысяч военнослужащих, всю гигантскую работу по созданию первого комплекса МБР удалось выполнить всего за четыре года — в немыслимые для наших дней сжатые сроки.

МБР Р-7 («Семерка») стартовой массой 280 тонн стала основой для разработок мощных многоступенчатых космических ракет-носителей серий «Восток», «Молния» и «Союз». Созданная в 1961 году малогабаритная МБР Р-9А стартовой массой 81,6 тонн и дальностью полета 14000 км была принята на вооружение в 1965 году и находилась на боевом дежурстве до 1978 года. В 1968 году, уже после смерти С. П. Королева, поступила на вооружение частей Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) трехступенчатая твердотопливная МБР РТ-2 стартовой массой 50 тонн, ставшая прародительницей современных «Тополей» РС-12М2.

Космос

Иллюстрация
Космический корабль «Восток».

Как и большинство пионеров ракетной техники, Сергей Павлович Королев в душе всегда оставался романтиком космических полетов. С момента запуска спутников ПС-1 и ПС-2 с собакой Лайкой его усилия сосредоточились, в основном, на пилотируемых и беспилотных полетах в космос. Под его руководством были созданы первые спутники, фоторазведчики «Зенит», пилотируемые корабли «Восток», «Восход» и «Союз», спутники связи «Молния-1», межпланетные аппараты серий «Луна», «Венера» и «Марс».

Благодаря мощной ракете Р-7 и предусмотрительности С. П. Королева, Советский Союз в первые годы заметно опережал США в космических достижениях. Острейшая космическая гонка между СССР и США, не прекращавшаяся ни на минуту вплоть до высадки первых американских астронавтов на Луну, фактически продолжалась вплоть до распада Советского Союза.

Первый спутник США «Explorer-1» массой 8,3 кг оказался на орбите лишь спустя 4 месяца после ПС-1, 1 февраля 1958 года. Полет человека в космос по своей значимости был не менее важным событием, чем запуск первого спутника, поэтому и СССР, и США изо всех сил вновь стремились стать первыми. И на этот раз Советскому Союзу удалось опередить США, отправив Ю. А. Гагарина в 108-минутный кругосветный полет 12 апреля 1961 года. Этот полет состоялся после запусков семи беспилотных кораблей-спутников, из которых только три полностью выполнили свои задания и успешно вернулись на Землю. Первый запуск американского корабля «Меркурий» с астронавтом А. Шепардом по баллистической траектории на дальность 487 км был произведен спустя почти месяц, 5 мая, а первый орбитальный полет Д. Гленна состоялся почти через год — 20 февраля 1962 года.

Иллюстрация
Первый космонавт Ю.А. Гагарин и главный конструктор С.П. Королев.

Полет Гагарина на корабле «Восток», навечно связавший имена Сергея Павловича и Юрия Алексеевича, стал настоящим космическим триумфом Советского Союза и лично Королева. 30 апреля 1961 года за полет «Востока» С. П. Королев был награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».

За Гагариным последовали еще пять полетов пилотируемых «Востоков», два полета многоместных «Восходов» (с выходом А. А. Леонова в открытый космос 18 марта 1965 года), а затем — кораблей второго поколения «Союз», но уже без участия С. П. Королева.

К большому сожалению, из-за частых волюнтаристских решений руководства Советского Союза, приводивших к постоянным изменениям планов и сроков работ, конструкторская деятельность С. П. Королева характеризовалась не только успехами, но и многими досадными неудачами. Например, при его жизни почти все советские межпланетные запуски заканчивались либо авариями ракет-носителей при старте, либо отказами служебного или научного оборудования космических аппаратов в ходе длительных полетов к намеченной цели. Так, первую мягкую посадку на Луну удалось осуществить лишь 3 февраля 1966 года (после 11 неудачных запусков аппаратов серии Е-6, начатых 1 января 1963 года). Самому Королеву так и не суждено было этого дождаться.

По воспоминаниям заместителя Королева  Б. Е. Чертока, с расширением фронта работ и усложнением решаемых задач заметно менялись стиль и методы работы Сергея Павловича. Если в начальный период развития ракетно-космической техники он пытался охватить все направления работ и захватить все командные высоты по ракетной тематике, то уже в начале 60-х годов по собственной инициативе Королев предложил передать отдельные секторы работ своего ОКБ-1 новым организациям. Вскоре после этого было создано специальное ОКБ по разработке ракет для подводных лодок во главе с учеником Королева  В. П. Макеевым, создание фоторазведчиков и спутников связи было поручено филиалам ОКБ-1 в Куйбышеве и Красноярске, а тематика межпланетных аппаратов в 1965 году перешла в КБ машиностроительного завода им. С. А. Лавочкина.

Лунная гонка

Вскоре после полета Гагарина, 25 мая 1961 года, молодой и энергичный президент США  Д. Ф. Кеннеди, сильно уязвленный космическими успехами СССР, поставил перед своей страной задачу осуществить до конца десятилетия полет астронавтов на Луну с их безопасным возвращением на Землю. Американцы с первых дней четко и планомерно следовали поставленной цели и заслуженно добились полного успеха, доставив астронавтов «Аполлона-11» Н. Армстронга и Э. Олдрина на поверхность Луны 20 июля 1969 года.

Для Советского Союза «лунная гонка» оказалась не под силу как по причине запоздалых решений (окончательное решение о полете на Луну было принято лишь 3 августа 1964 года), так и из-за несопоставимой с США экономической мощи государства. Сверхтяжелую ракету Н-1, первоначально задуманную С. П. Королевым для экспедиций на Марс путем сборки межпланетного корабля на околоземной орбите, довести до летной годности так и не удалось. Из-за бесчисленных корректировок проекта и больших технических трудностей создание лунного комплекса Н-1-Л-3 сильно задержалось и легло, в основном, на плечи В. П. Мишина, ставшего преемником Королева. Все четыре пуска Н-1, предпринятые 21 февраля и 3 июля 1969 года, 27 июня 1971 года и 22 ноября 1972 года, завершились авариями еще на этапе работы первой ступени ракеты. Не увенчалась успехом и программа облета Луны двумя космонавтами с помощью ракеты В. Н. Челомея «Протон».

С. П. Королев скончался неожиданно для всех 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. Его перетруженное сердце не выдержало многочасовой операции, проведенной в Кремлевской больнице. Зная способности, организаторский талант и твердость характера С. П. Королева при отстаивании позиций ОКБ-1, до сих пор остается только гадать, удалось бы ему вовремя довести грандиозный ракетно-космический комплекс Н-1-Л-3 до необходимой надежности и осуществить успешный полет на Луну? Очень хочется верить, что Сергей Павлович, проживи он хотя бы еще лет пять, и на этот раз справился бы с поставленной задачей и выполнил сложнейшую научно-техническую проблему 60-х годов ХХ века.

За выдающиеся заслуги в создании ракетно-космической техники С. П. Королев был награжден двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почета», золотой медалью им. К.Э. Циолковского Академии наук СССР и другими медалями. В декабре 1957 года он стал лауреатом Ленинской премии, 14 апреля 1947 года был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук, 23 октября 1953 года — членом-корреспондентом, а 20 июня 1958 года — действительным членом АН СССР. В 1960-1966 годах С. П. Королев являлся членом президиума АН СССР.

Как и многие другие талантливые люди, С. П. Королев был человеком непростого характера. Ради дела он мог и пошуметь, на словах уволить или отправить с полигона «пешком по шпалам», а когда нужно, мог вести себя и как настоящий дипломат. По словам В. П. Мишина, «Сергей Павлович был уникальным человеком в том смысле, что он, с одной стороны, идеально соответствовал существовавшей в то время административно-командной системе, а с другой — мог противостоять и делать нечто вопреки ей…».

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+403+1