Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 6 (2591) 8 февраля 2007 г.

ПОДГОТОВЛЕН МОДЕЛЬНЫЙ УСТАВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Как стало известно, органы исполнительной власти при участии экспертного сообщества подготовили и направили в президиумы государственных академий проект модельного устава государственной академии наук — документ, на основе которого предлагается разрабатывать уставы конкретных академий — РАН, РАМН, РАО и пр.

На сайте «Национального информационного центра по науке и инновациям ScienceRF.Ru» (проект Фонда экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»), созданном при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям и Минобрнауки РФ и являющимся частью системы информирования общественности о состоянии и развитии сектора исследований и разработок в РФ, 6 февраля 2007 г. дан полный текст проекта модельного устава. Предлагаем вниманию наших читателей пояснительную записку, предваряющую текст устава.

Общие положения

Проект Модельного устава государственной академии наук разработан в целях реализации: Положений Федерального закона № 202-ФЗ от 4 декабря 2006 г., внесшего изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части регулирования деятельности государственных академий наук; «Программы модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки», разработанной во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по науке, технологиям и образованию, состоявшегося 26 октября 2004 г.

Проект Модельного устава государственной академии наук разработан федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации с целью проведения единой государственной политики в отношении государственных академий наук и согласования подходов к оценке проектов уставов государственных академий наук. При разработке проектов уставов государственных академий наук учет положений Модельного устава является обязательным. При несоответствии или неполном соответствии проектов уставов государственных академий наук Модельному уставу проекты уставов государственных академий наук будут возвращены для доработки указанным академиям без рассмотрения по существу. Уровень организации работ по приведению уставов государственных академий наук в соответствие с Модельным уставом будет учитываться при утверждении в должностях руководителей государственных академий наук в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проект Устава исходит из следующих базовых принципов: введение программно-целевого финансирования фундаментальных исследований в государственных академиях наук и переход от управления затратами к управлению результатами в академическом секторе науки; сохранение ключевой роли научного сообщества при формировании приоритетов фундаментальных исследований; повышение ответственности руководителей за результаты деятельности; сохранение преемственности с ныне действующими уставами государственных академий наук.

Основные новации проекта устава

В системе управления
государственных академий наук

Разделение функций научного руководства и административно-финансового руководства: выполнение Президиумом государственной академии наук как постоянно действующим органом Общего собрания экспертно-аналитической функции и функции контроля качества научной деятельности; формирование Правления — коллегиального исполнительного органа, осуществляющего функции оперативного управления всей деятельностью государственной академии наук в составе Президента и вице-президентов государственной академии наук; расширение полномочий и ответственности Президента государственной академии наук.

Демократизация принятия наиболее важных управленческих решений: Общее собрание государственной академии наук принимает решение по кандидатуре Президента и утверждению Устава при числе делегированных на Общее собрание научных работников научных организаций, подведомственных государственной академии наук, в количестве не менее числа членов государственной академии наук.

Повышение открытости системы управления и общественно-государственный контроль: создание коллегиального органа управления — Наблюдательного совета государственной академии наук, включающего представителей Администрации Президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, научного сообщества, — принимающего решения по ключевым вопросам, связанным с формированием бюджета государственной академии наук, механизмами финансирования, распоряжением федеральным имуществом, создания, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций.

Сокращение издержек на администрирование: ограничения на численность управленческого аппарата государственных академий наук.

В системе финансирования фундаментальных исследований
в государственных академиях наук

Существенное повышение уровня и прозрачности конкурсного финансирования: формирование программ фундаментальных исследований с финансированием на конкурсной основе инициативных научных проектов.

Стимулирование результативной научной деятельности подведомственных организаций: создание системы стимулирования результативной научной деятельности организаций, подведомственных государственной академии наук, с использованием рейтингования однопрофильных научных организаций.

В кадровой политике
государственных академий наук

Система назначения и ответственности руководителей организаций, подведомственных государственной академии наук: аттестации и конкурсы на замещение соответствующих должностей.

Возрастные ограничения на занятие должностей, связанных с административным руководством: директор института — 65 лет с возможностью ежегодного продления контракта по решению учредителя до 70 лет; зам. директора — 65 лет; президент — 70 лет; вице-президенты — 65 лет.

Сохранение в науке ученых преклонного возраста, в том числе работавших руководителями научных организаций: введение должности «научный руководитель» для ученых, не менее пяти лет замещавших должность директора института и достигших предельного возраста.

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+406+1