Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2599) 5 апреля 2007 г.

ФИЗИКИ БЬЮТ ТРЕВОГУ

Решение совместного заседания Объединенного ученого совета по физико-техническим наукам Сибирского отделения РАН и Координационного совета по физическому образованию в Сибирском регионе.

Заслушав доклад председателя Координационного совета по физическому образованию в Сибирском регионе (КСФО СР) д.ф.-м.н. профессора А. Аржанникова (НГУ, Новосибирск), сообщения академика В. Шабанова (ИФ СО РАН, Красноярск), членов-корреспондентов РАН Н. Ратахина (ИСЭ СО РАН, Томск), А. Шалагина (ИАиЭ, Новосибирск), докторов наук профессоров В. Дубровского (НГТУ, Новосибирск), В. Лукина (ИОА СО РАН, Томск), С. Овчинникова (ИФ СО РАН, Красноярск), Г. Патрина (Сибирский федеральный университет, Красноярск), советы констатируют:

Уровень подготовки по физике резко упал как в средней, так и в высшей школе. Следствием этого стала слабая подготовка выпускников классических и технических университетов по физике. Поскольку физика в обозримом будущем останется основной наукой как с позиции познания фундаментальных свойств материи, так и в плане создания инструментария для других научных дисциплин, отставание в ее развитии грозит для России потерей достойного места в интеллектуальном мировом сообществе. Сложившаяся тревожная ситуация, в основном, связана с рядом недостаточно обоснованных действий Минобрнауки.

В частности:

1. Решениями министерства осуществлено значительное снижение объемов преподавания физики в программе средней школы и отменена обязательность сдачи выпускного экзамена по этому предмету.

2. Министерство директивно указало на необходимость прямого использования результатов ЕГЭ для зачисления во все классические университеты.

3. Стандарты по общефизическому образованию, предусмотренные министерством для технических университетов, не адекватны уровню требований по физике со стороны освоения специальных технических дисциплин.

4. Принятые Минобрнауки решения по финансовому обеспечению процесса переоснащения приборного фонда вузов сосредоточили все выделяемые финансовые средства всего лишь на нескольких университетах в регионе (Красноярск, Томск, Новосибирск), в то время как остальные вузы практически полностью лишены целенаправленных средств для закупки приборов и оборудования. Еще более плачевная ситуация сложилась с обеспечением физических лабораторий в средних школах.

С целью исправления ситуации, сложившейся в образовании по физике, на заседании принято совместное решение:

1. Обратить внимание федеральных и региональных властей на катастрофическое состояние физического образования в средней и высшей школе.

2. Рекомендовать руководству классических и технических университетов Сибирского региона предусмотреть на 1 курсе устранение пробелов в изучении школьного курса физики (курс коррекции и погружения).

3. Поскольку образовательные ресурсы не всех университетов региона могут обеспечить весь цикл дисциплин в полном объеме, считать необходимым обратиться к руководству Сибирского отделения РАН с просьбой о выделении ресурсов Интернет-сети для трансляции образовательных материалов по университетам, расположенным в городах, где имеется сеть СО РАН. Университетам, расположенным в городах, где отсутствует сеть СО РАН, предоставить возможность присоединения к узлам этой сети через Интернет.

4. Считать необходимым:

— дополнить стандарты по физике для технических университетов и рекомендовать руководству этих вузов выдерживать требования по объемам и качеству преподавания физики;

— восстановить объемы преподавания физики в средней школе и ввести обязательность выпускного экзамена по этому предмету;

— предусмотреть вариабельность использования результатов ЕГЭ при зачислении в университеты, имеющие различные целевые задачи в подготовке кадров.

5. Для обеспечения приборами и оборудованием тех кафедр, которые осуществляют преподавание физики в университетах, просить Минобрнауки направлять в каждый классический и технический университет денежные средства на их приобретение — не менее 500 тыс. рублей ежегодно. Для обеспечения специальных кабинетов физики в школах выделять не менее 100 тыс. рублей ежегодно.

6. Рекомендовать институтам физико-технического профиля оказывать содействие университетам в вопросах повышения уровня преподавания физики как профессорско-преподавательскими кадрами, так и научным оборудованием, в частности, создавая совместные учебно-научные лаборатории, в том числе и общефизического профиля.

7. Поставить вопрос о создании специальных курсов (в том числе региональных) повышения квалификации учителей средних школ по физике.

8. Рекомендовать членам Советов активнее участвовать в пропаганде достижений физики с целью привлечения молодежи в науку.

Председатель ОУС
по физико-техническим наукам
академик А. Скринский

Председатель КСФО СР
д.ф.-м.н., профессор А. Аржанников

стр. 1

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+414+1