Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 17 (2602) 26 апреля 2007 г.

«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА СИБИРИ»

Из доклада зав. сектором Института экономики и организации промышленного производства СО РАН д.э.н. В. Крюкова.

Представленные в докладе исследования являются результатом совместной работы большого коллектива сотрудников Сектора экономических проблем развития Западно-сибирского нефтегазового комплекса ИЭОПП СО РАН. Мы благодарны за предоставленную возможность поделиться нашими соображениями, оценками, мнениями по поводу институциональных аспектов функционирования нефтегазового комплекса Сибири. За этим, может быть, для кого-то непонятным термином стоит довольно емкая и простая совокупность понятий. Институциональные аспекты — это нормы и правила, а также организации, которые в соответствии с данными нормами действуют, реализуя те или иные проекты, стимулы и предпочтения.

В соответствии с тем, как определяются нормы и правила, как структурируются взаимодействия хозяйствующих субъектов, собственно, и проявляются те или иные результаты. Существуют два подхода. Первый — это управление процессом (то, что было присуще плановой экономике, когда определялись параметры, условия или задания добычи, производства). Второй подход связан с управлением условиями протекания процесса, т.е. с определением «коридора». То, что сейчас происходит в России в восточном векторе, в восточной политике, фактически формируется на стыке двух подходов.

В нашей стране, в известной степени, не удались попытки создать нормативно-правовую среду и условия, которые «выталкивали» бы бизнес на необходимые решения и подходы. Поэтому государство все в большей степени возвращается в качестве прямого участника. Сочетание этих подходов на разных этапах развития общества при различных проектах и является предметом нашего исследования.

Когда формируется институциональная система в той или иной экономике, в определенных условиях, как правило, принимается во внимание ряд факторов, условий и обстоятельств. Институциональная система имеет свои особенности, причем значительную роль в ней играют нормы гражданского права.

Важно доминирование критерия социально-экономической эффективности: современную экономику интересуют не только перспективы производства энергоресурсов и получения налогов, но и более широкий комплекс вопросов. Нередко возникают проблемы, связанные с научно-техническим потенциалом, с бедственным положением некоторых отраслей. Можно много говорить о том, как через недропользование, предоставление прав на пользование недрами была трансформирована промышленность Великобритании, Норвегии и частично Канады. Все это происходило через процедуры контроля за состоянием недр, за ходом выполнения условий лицензионных соглашений, а не в зависимости от воли, пожелания и гражданских позиций компаний.

Обычно существует свод правил, регламентирующих процессы освоения и использования ресурсов углеводородного сырья. Принципиальная позиция ИЭОПП СО РАН, Сектора экономических проблем Западно-сибирского нефтегазового комплекса и Сибирского отделения состоит в том, что освоение и реализация проектов, связанных с вовлечением минерально-сырьевых ресурсов, расположенных на территории Сибири, немыслимы и невозможны без активного участия регионов. Процедура социального выбора предполагает, что не только центр решает все вопросы, а в качестве активных представителей в нем участвуют регионы, даже муниципалитеты и общественные движения. Особенно это важно на поздних стадиях освоения ресурсной базы.

В отношениях государства и недропользователей должна существовать взаимная ответственность. Сегодня приводят очень много цифр и прогнозов, но мало говорят о том, почему частная инициатива, частный недропользователь, частный инвестор «не идут», почему не реализуются те или иные проекты. Представляется, что недостаточное действие или «нереализация» этих условий во многом являются причиной того, что частный капитал и частная инициатива пока только «высказывают пожелания» при освоении и разработке новых проектов. В России отсутствуют приоритеты и явная направленность институциональной системы. Здесь уже говорили про закон РФ «О недрах». Сейчас вернулись к его старой версии, начат длительный марафон по совершенствованию законодательства о недрах, хотя кем-то из докладчиков было сказано, что действие старого закона в какой-то мере позволяет стабилизировать ситуацию и наладить отношения с недропользователем.

Что касается взаимосвязи и взаимозависимости различных блоков институциональной системы, прежде всего, следует упомянуть о правилах пользования недрами и принципах налогообложения. Мы в России дифференцируем налогообложение, хотя у нас нет стандартизации и унификации условий, при которых получается исходная геолого-промысловая информация для оценки параметров дифференциации. Вся система норм и правил строится экспертным, волюнтаристским путем, во многом основанным на представлениях небольшой группы экспертов и сертифицированных организаций. Важным также представляется формирование процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Если говорить о правах и полномочиях недропользователей, надо иметь лицензию, разрешительный документ. В современных условиях в нефтегазовом секторе России отсутствуют ясные критерии для отзыва лицензий, слабо стимулируются частные инвестиции в геолого-разведочные работы, статус проектов разработки и освоения не определен, отсутствует адекватная система гибкого налогообложения.

Несколько слов об основных направлениях институциональных изменений, которые представляются важными и необходимыми: это развитие системы мониторинга и контроля за процессами освоения недр на твердой, надежной и предсказуемой технической, экономической и законодательной основах; повышение жесткости институциональных условий, что означает отсутствие возможности манипулирования нормами и правилами в желательном направлении с точки зрения получения необоснованной выгоды тем или иным недропользователем или участником процесса освоения недр; повышение гибкости системы налогообложения.

Наша принципиальная позиция состоит в том, что нецелесообразно дифференцировать налогообложение нефтегазового сектора на основе подхода, который применяется в настоящее время, а именно — налогообложения на основе валового дохода. Надо переходить к налогообложению прибыли, к экономическому подходу, что невозможно без реформы технического регулирования. Это длительный процесс, но данную проблему надо решать, чтобы привлечь частных отечественных и иностранных инвесторов, чтобы обеспечить горизонтальную интеграцию, взаимодействие наших компаний-недропользователей с иностранными конкурентами для повышения эффективности работы в отечественном нефтегазовом и минерально-сырьевом секторе. Необходимо также обеспечить комплементарность институциональных изменений: нельзя изменить налоговую систему, не меняя систему мониторинга, производственного регулирования и процедуры разрешения конфликтных ситуаций. А это, в свою очередь, невозможно без активного участия регионов в процессах освоения ресурсов углеводородного сырья.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?7+417+1