Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 18 (2603) 10 мая 2007 г.

КОРОЛЬ ЛИР

В НГУ в рамках Интернедели 4 мая состоялся просмотр визуальных материалов, связанных со становлением науки в Сибири, созданием Сибирского отделения Российской академии наук, рождением Новосибирского государственного университета. Среди множества кинодокументов есть стоп-кадр, где академик М. А. Лаврентьев снят вместе со съемочной группой фильма «Новосибирск — страницы биографии города», который вышел на экраны Центрального телевидения ровно тридцать лет назад, в 1977 году.

Р. Ерназарова, кинорежиссер,
зав.лаб. новых информационных визуальных технологий ЦНИТ НГУ

Иллюстрация

Михаил Алексеевич Лаврентьев жил уже в Москве и был почетным председателем Сибирского отделения Академии наук. Автор сценария фильма «Новосибирск — страницы биографии города» Ю. Мирошниченко попросил меня позвонить М. А. Лаврентьеву и рассказать о наших планах, объяснив, что работа срочная, так как грядет юбилей города. Мы очень волновались, когда звонили. И были немало удивлены и тому, что М. А. Лаврентьев сразу согласился, и тому, что он прилетел мгновенно — через несколько дней.

Это была моя первая зима в Сибири. Я подхватила воспаление легких. И вот приезжает Мирошниченко к нам на квартиру и хохочет, видя, что мы оба — мой муж Юра Шиллер и я — сидим в холодной квартире на двух раскладушках, обмотанные шалями. Мирошниченко привез нам малинового варенья и чеснока и сказал, что Лаврентьев прилетел и уже назначил свидание, и что шофер Николай Михайлович рассердится, если я долго буду собираться. Меня трясло, пот лил градом. Конечно, я собралась и поехала, облачившись в легкомысленную алма-атинскую курточку и нахлобучив толстенную шапку, связанную для Сибири. Вот почему на фотографии, где знаменитый академик снялся вместе с киногруппой, я сижу в этой шапке: ничто не могло подвигнуть меня на то, чтобы ее снять — она меня спасала, в кабинете академика Лаврентьева тоже было совсем не жарко.

Михаил Алексеевич напоил нас чаем и еще коньячком. Владимир Михайлович Титов, тогда еще не академик, был все время рядом с Лаврентьевым и чай тот нам разливал.

Мы поехали с Михаилом Алексеевичем на ОбьГЭС. По дороге случился курьезный случай, о котором недавно мне напомнил Ю. Мирошниченко. Ехали мы в автобусе (маленький, пузатенький, сейчас такие не выпускают), и шофером был наш бессменный Николай Михайлович, человек очень нервный и часто грубый. А тут академик запросто к нему в автобус садится. Он разомлел от гордости. Едем. Вдруг — милиционер молодой. Чуть не матом на шофера: «Ты куда едешь? Тут „кирпич“, не видишь?» И тогда М. А. Лаврентьев протягивает свое удостоверение. Не знаю теперь уж, что там было написано, что он Почетный гражданин города или что он академик. Но милиционер сразу изменился. Честь отдал и говорит: «Езжайте». Лаврентьев, довольный, хохотал: «Я хотел узнать, помнят ли меня». Милиционер-то совсем молодой был…

Да, Михаил Алексеевич был простым. Для киносъемки из Москвы за три дня прилетел, не куражась. Он был человеком дела, личностью.

— Вот об этом и хотели фильм сделать, — вспоминает Ю. Мирошниченко. — О людях, на которых держится слава города. Обычно как? Новосибирск — это вокзал, Оперный театр и Академгородок. Здания были символом для обкомовцев. А мы хотели, чтобы в фильме символами были люди. Чтобы это был город Трубникова, Заволокиных, Каца, Лаврентьева. Мы хотели проломить концепцию «города зданий».

Мы ездили с Михаилом Алексеевичем на строящиеся объекты Института гидродинамики, ездили вокруг Академгородка, а он все рассказывал и рассказывал. Потом он стоял на берегу водохранилища. Мела поземка. Он стоял один, как король Лир… Этот кадр из фильма вырезали.

Даже когда М. А. Лаврентьев уехал в Москву, обком партии не успокаивался. При сдаче фильма многие кадры заставили нас вырезать.

— Можно ли рассказать об Академгородке, не помещая в кадр академика Лаврентьева? — спрашивали мы цензоров в 1977 году.

И все же большую часть вырезанных материалов мне удалось сохранить. Тяжелые яуфы с пленкой негативов помогли припрятать и убрать от сжигания специалисты фильмотеки «Новосибирсктелефильма» (тогда кинопленку сжигали на серебро, и народ получал премиальные).

Потом, почти через десять лет после выхода на экраны фильма о Новосибирске, когда академик М. А. Лаврентьев уже ушел из жизни, решено было сделать для Центрального телевидения фильм о нем. Директор «Новосибирсктелефильма» А. Зельманов пригласил в авторы З. Ибрагимову и Н. Притвиц. Я попросила Иннокентия Михайловича Смоктуновского прочесть текст фильма, и великий актер согласился.

Помните, Смоктуновский снимался в фильме М. Ромма «Девять дней одного года», играл физика? И в этом фильме есть эпизод, где Смоктуновский идет мимо здания аэропорта и говорит: «Скажите, это здесь летят самолеты на Новосибирск?»

Текст фильма мы записывали в Москве, на Каляевской, в цехе дубляжа «Союзмультфильма». Смоктуновский разыгрывал нас, мы много смеялись. Он расспрашивал меня о Лаврентьеве. И мы вместе со Смоктуновским горевали, что редакторы Центрального телевидения вырезали эпизоды с яркими, эмоциональными высказываниями Веры Евгеньевны, жены М. А. Лаврентьева, потому что она называла М. В. Келдыша Славкой и т.п.

Мне хотелось сохранить в фильме атмосферу трудной жизни великого организатора науки, когда среди съездов и пламенных речей Н. С. Хрущева, а потом, в следующую эпоху больших скоплений народа в залах и аплодисментов тысячных толп, нужно было проводить методичную, кропотливую, ежедневную работу по строительству и созданию институтов и всей инфраструктуры Академгородка. И он успевал везде — на стройки, в институты, в университет.

Мы насытили фильм кадрами из жизни страны тех лет, когда рождался Академгородок. Но нас очень больно били и разрешили оставить только Брумеля, перепрыгивающего через планку. Аргументы были те же самые: «А какое отношение к Академгородку имеют приезды иностранных гостей из Камбоджи? И то, что Брежневу все аплодируют, стоя, подолгу, и что Хрущева на трапе самолета дети завалили цветами в самом прямом смысле слова?»

— Убрать, — сказал в Москве Дмитрюк, возглавлявший наш главк телефильмов. — И вообще, нечего выпячивать этого Лаврентьева. Не нужно! Понятно?

Было это в 1986 году. Я прилетела в Новосибирск, плакала, но не вырезала нужные мне кадры. И когда я улетела в командировку, начальство посадило за стол монтажера — вырезано было все, что они хотели. Фильм отдали на печать позитива. Почему-то вырезали даже пролеты вдоль Красного проспекта и вокруг Оперного театра (нам попался лихой вертолетчик, который посадил вертолет прямо перед Оперным, а потом облетел его по спирали, как мы его попросили).

Не осталось и того кадра, где вся группа наша замерла: метет поземка, задумчивый Михаил Алексеевич Лаврентьев стоит на крутом берегу, стоит как король Лир…

Теперь в ЦНИТ НГУ мы собираем киноматериалы, касающиеся истории создания Академгородка и НГУ. Мы так и назвали свою тему, которую поддержал РГНФ, «История НГУ — история СО РАН в визуальных материалах».

Мы признательны многим организациям и людям, благодаря усилиям которых нам удается разыскать киноматериалы истории создания НГУ и СО РАН. Мы счастливы, что можем представить эти материалы и ввести их в научный и познавательный оборот. А вообще, помимо научных и образовательных задач, материалы по проблемам истории сибирской науки, научных школ имеют в своих конечных целях интеллектуальное и нравственное единение поколений представителей сибирской науки, дают возможность оставить грядущим поколениям свидетельства об истории их отцов и дедов — для сохранения у потомков чувства культуры предков, их собственной культуры.

Хроника, собранная в лаборатории визуальных новых информационных технологий ЦНИТ Новосибирского государственного университета, уже демонстрировалась в Доме ученых СО РАН. Все первокурсники НГУ начинают первое сентября с просмотров ролика об истории СО РАН и НГУ.

Фото П. Синего, 1976 г.

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+418+1