Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 18 (2603) 10 мая 2007 г.

ЮБИЛЕЙ СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА

Исполнилось 70 лет Алексею Ивановичу Бороздину — известному в Новосибирске педагогу-музыканту, создателю авторской школы для детей с тяжелыми нарушениями психики и интеллекта, лауреату премии «Подвижник России».

В. Макарова, «НВС»

Иллюстрация

В Академгородке он живет уже 45 лет, преподает в музыкальной школе № 10. Его ученики-виолончелисты 78 раз побеждали на различных конкурсах от городских до международных. Алексей Иванович — знаток и реаниматор творчества чешского композитора XVIII века Мысливечека, автор песен и романсов, внимательный фотограф, блестящий лектор. Деятельность  А. Бороздина отмечена множеством почетных грамот и благодарственных писем, он — ветеран труда, Заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России.

— Алексей Иванович, какие мысли, ощущения вызвал у вас юбилей?

— Это мысли счастливого человека, у которого все сложилось, как мечталось, и даже более того. После окончания консерватории мне предлагали работу в Томской оперетте — огромная зарплата, квартира, дача и катер. Но я же из казаков, а у них главное — патриотизм. В моем случае — педагогический патриотизм: профессиональная организация начального образования виолончелистов. И я сознательно пошел в музыкальную школу именно в Академгородке. Академгородок мне виделся местом, где свой талант может надежно реализовать любой человек. Все это было намного привлекательнее материальных благ. Так и оказалось.

— Пятнадцать лет назад вы сделали нетривиальный шаг — открыли школу для детей-инвалидов, которых врачи объявили необучаемыми и неразвиваемыми. Аналогов этой школе в мире нет. Кто помогал, поддерживал организацию «Школы Бороздина»?

— Мы начали работать в 1991 г. партизанскими методами. Семь лет школа жила в деревянном бараке первостроителей Академгородка. Четверо взрослых работали бесплатно. Энтузиазм поддерживался и тем, что результаты появились очень быстро. Со временем мы открыли классы для посещений специалистами и журналистами. В 1995 г. после моего выступления на конференции в Институте педагогических инноваций Российской академии образования в Москве школа стала знаменитой на всю страну. Я и мои коллеги объехали с семинарами-презентациями многие города России от Петербурга до Владивостока. В администрацию Новосибирска стали приходить отзывы, благодарности. В то время Виктор Толоконский был мэром, после того, как он сам побывал в школе, увидел занятия и наши помещения, вопрос решился сразу. Нам выделили часть здания детского сада в Академгородке, официальный статус и пятнадцать ставок. Школа стала называться Муниципальным оздоровительно-образовательным учреждением «Городской центр А. И. Бороздина». В. Толоконский заявил на открытии Центра, что «проверять их может только тот, кто будет работать лучше». До сих пор ни одного проверяющего не появилось.

— Расскажите немного о принципах работы вашего Центра.

— Работа Центра основана на комплексном воздействии на личность ребенка по всем возможным каналам связи: визуальному, аудиальному, эмоциональному и пр. Обучение на первом этапе строго индивидуально, три урока по 30 минут (музыка, ИЗО и общее развитие), два раза в неделю. На втором этапе дети объединяются в пары, а предметы усложняются (чтение, письмо, счет, логопедия, мелкая моторика). Раз в неделю проводятся общие уроки (это первый уровень социализации наших детей, второй уровень — общие утренники, четыре раза в год).

— А каковы результаты вашей работы?

— Результаты просто невероятны — из 92 детей крайней степени умственной отсталости, прошедших за 15 лет через Центр, 68 учатся в школах разных типов и на домашнем обучении. Эти достижения я дважды докладывал Верховному комиссару ООН по правам человека Мэри Робинсон. Считаю нашей заслугой, что в 1999 г. Министерство здравоохранения РФ выпустило приказ, запрещающий ставить ребенку диагноз «необучаемый, неразвиваемый». В 2000 г. опыт работы школы был обобщен в нашей книге «Этюды абилитационной педагогики». А двумя годами позже областное управление образования создало областной методический центр абилитационной педагогики и назначило меня директором. Главная задача областного центра — передача опыта работы специалистам области и создание методической базы в помощь дефектологам, реабилитологам, педагогам. Мы проводим в районных центрах семинары и мастер-классы для специалистов, а родители детей-инвалидов могут получить консультацию.

— Чему научили вас эти дети?

— Дети-инвалиды научили меня в том числе и более эффективно заниматься с ребятами-виолончелистами в музыкальной школе. Вообще разделение на больных и здоровых очень условно. Гении тоже не укладываются в среднестатистические рамки. И успехи на уроках тоже понятие относительное. Мы с учеником-виолончелистом сейчас за полчаса делаем столько, сколько раньше за два месяца. На уроке царит атмосфера доверия и творчества — это, пожалуй, самый поразительный и радостный эффект.

— В большом деле не бывает без проблем. Как вы боретесь с ними?

— Мы ни с чем не боремся, мы просто работаем. Защиту и помощь имеем самую высокую: губернатор В. Толоконский — председатель Попечительского совета Центра. Мэр В. Городецкий также помогает нам спокойно решать все вопросы. Администрация Советского района и руководство СО РАН также не остаются в стороне.

Коллектив в Центре великолепнейший, просто генералы от педагогики! Но есть одна мечта — отдельное здание. Возможно, в рамках строительства Технопарка появится и такая возможность. Это было бы идеально.

Фото В. Новикова

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?23+418+1