Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2300) 6 апреля 2001 г.

Заслушав и обсудив доклады председателя Отделения академика Н.Л.Добрецова "Об основных результатах научной деятельности Сибирского отделения РАН в 2000 году" и главного ученого секретаря Отделения члена-корреспондента РАН В.М.Фомина "О научно-организационной деятельности Президиума СО РАН и выполнении решений Общего собрания Отделения за отчетный период", Общее собрание Сибирского отделения РАН констатирует, что подавляющее большинство научных коллективов Отделения успешно работают в новых условиях, добиваются в рамках приоритетных направлений фундаментальных исследований результатов мирового класса и успешно реализуют научные достижения в практике.

При поддержке Президиума Отделения на нескольких уровнях развиваются интеграционные исследования. Развивается сотрудничество в этом направлении с институтами центральной части РАН, с Уральским и Дальневосточным отделениями РАН, с сибирскими отделениями РАМН и РАСХН, с НАН Беларуси и другими академиями наук стран СНГ, а также Китая, Монголии, Кореи и других азиатских стран.

Отделение занимало активную позицию по вопросам, связанным с развитием в стране и в Сибири науки и экономики. В правительственные органы в течение отчетного периода было представлено несколько концептуальных документов. В их числе подготовленные совместно с Советом Сибирского федерального округа и Межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение" материалы к Государственной концепции развития Сибири на долгосрочную перспективу, которые были представлены Президенту РФ В.В. Путину и по которым Правительству РФ были даны соответствующие поручения.

В течение ряда лет ведется последовательное переоснащение институтов приборами и оборудованием, как за счет собственных средств институтов, так и за счет зарубежных кредитов и целевых средств, выделяемых Президиумом Отделения. В 2000 году с использованием централизованных средств была запущена аэродинамическая труба с уникальными характеристиками, готовится к вводу в строй первая очередь фотохимического центра на основе лазера на свободных электронах. В 2000 году были увеличены средства на капитальный ремонт.

В начале 2001 года закончены организованные Президиумом СО РАН комплексные проверки всех институтов Отделения. Большинство комиссий, которые возглавляли представители бюро специализированных отделений РАН, дали высокую оценку научной деятельности институтов. Этому способствовала стабильная финансовая политика Правительства РФ, позволившая полностью выполнить план бюджетного финансирования СО РАН в 2000 году, а также научно-технологическая деятельность ведущих институтов, обеспечившая дополнительные поступления внебюджетных средств, превышающих в целом по Отделению 50%.

Вместе с тем, проверки показали, что за исключением некоторых институтов для Отделения в целом по-прежнему стоит серьезная проблема омоложения кадров. Принимаемые централизованные меры (увеличение количества аспирантов и повышение им стипендий, конкурсы молодежных проектов, активизация деятельности советов молодых ученых и т.п.) несколько стабилизировали ситуацию и даже обеспечили некоторый прирост квалифицированных молодых научных сотрудников в 2000 году, но добиться существенного перелома пока не удалось. По-прежнему наиболее острой остается проблема жилья для молодежи. В этой связи очень важно ускорить обновление экспериментальной базы институтов и добиться повышения уровня заработной платы научных сотрудников.

Существенно отстает от требований времени уровень организации финансово-правовой деятельности многих институтов и научных центров Отделения. Хотя в целом здесь пока не отмечено существенных потерь собственности и земель, многие институты понесли значительные финансовые убытки из-за неграмотного оформления хозяйственных и финансовых документов. Уставы и многие другие нормативные документы ряда институтов устарели и требуют срочного приведения в соответствие с действующим в Российской Федерации законодательством.

В части институтов слабо поставлена работа с документами, не налажен системный учет и своевременная сдача материалов в архив. В современных условиях, когда институтам часто приходится решать различные юридические проблемы, это также может привести к необоснованным потерям.

Общее собрание Сибирского отделения РАН также отмечает, что, несмотря на значительные усилия руководства Президиума и научных центров СО РАН, остается незавершенной реструктуризация сети научно-вспомогательных и обеспечивающих организаций научных центров, не решена проблема реструктуризации прошлых долгов за коммунальные услуги и энергообеспечение научных центров Отделения. Вопросы содержания и развития социально-бытовой инфраструктуры в целом и особенно строительства жилья для сотрудников в научных центрах Отделения по-прежнему остаются острыми и требуют для своего решения нетрадиционных подходов.

С учетом состоявшегося обсуждения Общее собрание Сибирского отделения Российской академии наук

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить отчет Президиума СО РАН о научной и научно-организационной деятельности Отделения в 2000 году.

Одобрить деятельность Президиума СО РАН по реализации мероприятий в соответствии с "Концепцией адаптации и реформирования СО РАН...", одобренной Общим собранием Отделения в 1997 году, и в частности по обеспечению выполнения централизованных программ Отделения, организации научно-методической помощи институтам.

Рекомендовать Президиуму Отделения определить стратегию развития СО РАН на ближайшие 5 лет, считая приоритетным для Президиума и руководства институтов СО РАН повышение уровня оплаты труда, особенно молодых ученых.

2. Одобрить практику регулярного проведения комплексных проверок институтов Отделения. Поручить руководству и ученым советам институтов Отделения в кратчайший срок осуществить мероприятия по исправлению недостатков, отмеченных комиссиями, а также указанных в постановлениях Президиума Отделения по результатам проверок. Президиуму Отделения предусмотреть в дальнейшем проведение комплексных проверок в плановом порядке.

3. Президиуму Отделения совместно с руководством институтов и научных центров Отделения завершить подготовку материалов в соответствии с требованиями Положения о государственной аккредитации научных организаций, их своевременное представление и проработку в Президиуме РАН и Минпромнауки РФ.

Считать целесообразным просить Президиум РАН обратиться в Правительство РФ с предложением о продлении срока действия выдаваемых свидетельств о государственной аккредитации научных организаций до 5 лет.

4. Руководству научных организаций СО РАН принять срочные меры по приведению уставов институтов в соответствие с действующим в Российской Федерации законодательством.

Генеральным дирекциям объединенных институтов Отделения завершить их организационное оформление как юридических лиц, в том числе ввести в действие уставные положения, определяющие порядок и основания взаимодействия объединенного и входящих в его состав институтов.

5. Рекомендовать руководству и ученым советам институтов Отделения разработать стратегию и план конкретных мероприятий на 5-летний срок по кардинальному омоложению кадров научных сотрудников и, прежде всего, руководящего состава научных лабораторий, имея в виду предельный возраст занятия этих должностей — 65 лет для докторов наук и 70 лет для членов РАН — и придерживаясь принятого в РАН правила. Поручить Президиуму СО РАН совместно с руководством научно-образовательных центров СО РАН рассмотреть вопрос о плановой подготовке научных кадров для НИИ Отделения, имея в виду прежде всего расширение объема подготовки специалистов по наиболее дефицитным для Отделения специальностям.

6. Рекомендовать всем организациям Сибирского отделения РАН вести, в соответствии с методическими указаниями Агентства по управлению имуществом РАН, планомерную работу по совершенствованию учета и повышению эффективности использования федерального имущества, переданного им в оперативное управление или хозяйственное ведение, в том числе:

— предпринимать все меры для оформления необходимых правоустанавливающих документов с последующей регистрацией вещных прав на объекты недвижимости, включая закрепленные за организациями земельные участки;

— все случаи передачи объектов недвижимости (нежилых помещений) и другого федерального имущества в аренду или в безвозмездное пользование оформлять в строгом соответствии с действующим в СО РАН порядком, не допуская накопления долгов по арендной плате и своевременно организуя претензионную работу по взысканию образовавшихся задолженностей в судебном порядке.

Рекомендовать Президиуму СО РАН рассмотреть вопрос об использовании избытков производственных помещений, образовавшихся в организациях Отделения, в интересах СО РАН.

7. Президиуму СО РАН, президиумам научных центров Отделения продолжить работу по совершенствованию систем управления жизнеобеспечением Новосибирского и других научных центров, а также по реорганизации их жилищно-коммунального хозяйства. Считать целесообразным обратиться в городские, областные, краевые, республиканские администрации с предложениями о совместной разработке долговременных программ конкретных мероприятий по развитию социальной инфраструктуры научных центров Отделения.

Рекомендовать ввести в практику регулярное обсуждение проблем развития социальной инфраструктуры на Общих собраниях Новосибирского и других научных центров Отделения.

8. Поручить Президиуму СО РАН провести анализ деятельности коммерческих и других организаций, созданных с участием организаций Сибирского отделения РАН. С учетом экономических показателей их работы, в том числе с учетом экономического эффекта, полученного от их деятельности организациями-учредителями, принять решения о целесообразности участия организаций СО РАН в деятельности этих структур и, при необходимости, привести в соответствие с действующим законодательством и интересами учредителей учредительные документы созданных структур.

9. Считать целесообразным обратиться в Правительство и Государственную Думу Федерального собрания по вопросам упрощения бюджетной классификации для организаций РАН, а также отмены решений о переводе счетов институтов из коммунальных банков в органы казначейства и взимании налога на добавленную стоимость с оборудования, получаемого институтами для проведения исследований.

10. Рекомендовать руководству Отделения и аппарату Президиума СО РАН расширить практику методологических семинаров для сотрудников аппарата управления научных центров и институтов в части обучения современным методам организации научной и финансовой деятельности, оперативного разъяснения российского законодательства и нормативных актов правительственных органов в области науки и реализации результатов научных исследований и других актуальных вопросов научно-организационной деятельности.

11. Президиуму СО РАН, президиумам научных центров Отделения и соответствующим институтам принять меры по проведению на должном уровне мероприятий, посвященных 70-летию со дня рождения председателя Сибирского отделения РАН академика В.А.Коптюга и 90-летия со дня рождения одних из основателей Отделения академика А.А.Трофимука и академика А.Л.Яншина — выдающихся ученых и граждан нашей Родины.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+42+1