Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 14 (2300) 6 апреля 2001 г.

ОБ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ
НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН
В 2000 ГОДУ

Из доклада председателя Отделения
академика Н.Добрецова

В октябре 1996 г. на Общем собрании СО РАН было констатировано, что для Отделения закончилась стадия "выживания" и оно переходит к развитию в новых условиях. Это решение было конкретизировано на Общем собрании в мае 1997 года, а затем, как вы знаете, была принята "Концепция адаптации и реформирования СО РАН и меры по ее реализации".

2000 год является наглядным подтверждением, что принятые в свое время стратегические направления деятельности институтов Отделения и его Президиума были выбраны правильно. Завершение комплексных проверок всех институтов Отделения показало, что подавляющее большинство научных коллективов успешно работают в новых условиях, добиваются в рамках приоритетных направлений результатов мирового класса и имеют высокий авторитет у мировой и отечественной научной общественности. Такое заключение сделало большинство комиссий, которые возглавляли крупные ученые — представители бюро специализированных отделений РАН в г.Москве.

Проведение комплексных проверок потребовало значительных организационных усилий членов Президиума СО РАН и его аппарата, были и финансовые (командировочные) расходы. Однако, все директора, независимо от хода обсуждения деятельности Института на заседании Президиума отмечали, что проверка была для Института полезной во многих отношениях, она как бы позволила посмотреть на себя со стороны. Напомню, что последний раз комплексные проверки проводились в Сибирском отделении 10 лет назад.

Поэтому мне хотелось бы в сегодняшнем докладе несколько подробней остановиться на результатах комплексных проверок, поскольку они показали, что мы идем правильным путем, но одновременно высветили ярче многие тяжелые проблемы, которые требуют методичной многолетней работы по их решению.

Первой из таких серьезных проблем, стоящих перед Отделением в целом, за исключением нескольких институтов, является проблема омоложения кадров.

Руководство и ученые советы институтов Отделения много сделали для сохранения и поддержания кадрового состава научных школ, подготовки научных работников высшей квалификации. Президиум Отделения в свою очередь старается всячески способствовать этой деятельности централизованными мерами. Были сняты ограничения на количество выделяемых институтам аспирантских стипендий, увеличены объемы централизованного финансирования на поддержку работы аспирантов, с 1 января 2001 года она составляет 600 рублей на аспиранта (дополнительно к стипендии). Восстановлена деятельность советов научной молодежи по институтам и в научных центрах, с этого года в 2 раза увеличено финансирование по конкурсу молодежных проектов, принят ряд документов для дальнейшей интеграции с высшей школой, увеличился прием выпускников.

Практическая деятельность институтов и централизованные меры дали определенные положительные и обнадеживающие результаты. В отчетном году в институтах и в целом по Отделению удалось впервые приостановить ежегодное сокращение численности научных работников, имевшее место в СО РАН с 1993 г., и сокращение кандидатов наук, которое было постоянным, начиная с 1992 года. В 2000 году общая численность научных сотрудников увеличилась на 115 человек (1,3%), в том числе докторов наук — на 72 человека (7%), кандидатов наук — на 150 человек (3,1%). Что особенно важно, основной прирост научных сотрудников произошел за счет молодых кадров. Касаясь возрастного состава, следует отметить, что хотя Сибирское отделение выглядит несколько лучше Российской академии наук в целом мы сильно проигрываем в этом отношении на мировом фоне.

Некоторые наши институты стоят на грани физического вымирания научных кадров. Есть целая группа институтов, где средний возраст научных сотрудников лежит в диапазоне от 51,5 (Институт почвоведения и агрохимии) до 53,5 (Институт горного дела) и 55,8 (Институт геофизики) лет. Самые старые доктора наук у нас в Геологическом институте в Улан-Удэ — средний возраст 64,9 года, кандидаты наук в Институте проблем малочисленных народов (Якутск) — средний возраст 57,4 года, а научные сотрудники без степени — в Институте геологии алмазов и благородных металлов — 53,9 года. У нас оказывается 46 институтов, где средний возраст научных сотрудников без степени старше 40 лет. Естественно, в этих же институтах очень мал процент молодых научных сотрудников (до 35 лет): в Институте почвоведения и агрохимии — 5,5%, в Институте горного дела — 7,6%, в Институте космофизических исследований и аэрономии — 8,1%, Институт геологии алмаза и благородных металлов — 8,7%, Институт геофизики — 4,0% и так далее.

Я уже говорил, что проблема старения кадров — это проблема всего Отделения. Но есть и другие положительные примеры. В Лимнологическом институте — 29,8% сотрудников до 35 лет и поэтому возраст кандидатов наук в среднем 46 лет, а научных сотрудников в целом — 43,3 года. В СИФиБРе у Р.К.Саляева — 32,9% молодых и научные сотрудники в среднем имеют возраст 44 года. В том же Якутске в Институте биологических проблем криолитозоны 35,8% молодых научных сотрудников и всего 13,2% 60 лет и старше; в Институте горного дела Севера — 21,4% молодых ученых и средний возраст научных сотрудников 48,8 лет. В Институте лазерной физики треть сотрудников — молодые и средний возраст — 42,8 года.

У нас 21 институт в Отделении, где процент молодых ученых более 20. Значит, при прочих равных условиях можно решать возрастные проблемы!

Конечно, самая тяжелая проблема — жилье для молодежи. Мы пытаемся его строить в Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ. Будем искать возможности в других научных центрах. Но очень многое зависит от инициативы на месте, от лидера в институте. Тот же чл.-к. РАН М.А.Грачев поставил перед комиссией по комплексной проверке вопрос о необходимости жилья для временного поселения молодых иностранных ученых. Рядом с ними растет и собственная молодежь. У него сегодня весь Институт говорит на английском. И почти никто не уезжает насовсем за рубеж.

Я сознательно обострил проблему, чтобы показать, что существенного перелома в деле омоложения кадров нам добиться не удалось, но сдвиги есть и есть положительный опыт в этом деле уже у достаточно большого количества институтов.

Заметно лучше в Отделении положение с другими направлениями деятельности по реализации упомянутой "Концепции адаптации и реформирования СО РАН...".

Проведенная реструктуризация сети научных учреждений и реформирование самих институтов не только позволили сконцентрировать научный потенциал на решении крупных фундаментальных проблем, но и успешно реализовать научные достижения в практике. Поступления внебюджетных средств по контрактам с зарубежными фирмами и хоздоговорам, а также международным и отечественным грантам у многих институтов заметно превышают 50% и в целом по Отделению доля этих средств превышает 50%.

Здесь также есть свои рекордсмены, у которых доля бюджетных средств в финансовом балансе составляет от 15% — ИЯФ, до 20–25% — Институт сильноточной электроники в Томске, институты Катализа, Геологии нефти и газа и Лазерной физики в Новосибирке и некоторые другие.

Есть и отстающие, доля бюджетных средств у которых составляет в балансе 65–70% и более — институты: Систем информатики, Математики, Твердого тела и механохимии, Систематики и экологии животных в Новосибирске, Общей и экспериментальной биологии в Улан–Удэ, Институт земной коры, Сибирский институт физиологии и биохимии растений в Иркутске, Институт физики прочности и материаловедения в Томске, Институт физики им. Л.В.Киренского в Красноярске и некоторые другие. Как правило, в этих же институтах недопустимо низкий уровень средней заработной платы. Совершенно недостаточно зарабатывают многие конструкторско-технологические институты. В свое время мы их поддержали небольшим бюджетным финансированием. Но сегодня ситуация другая и пора начинать "отдавать долги".

Это не значит, что все малозарабатывающие институты живут хуже других. Сказывается разная стратегия адаптации к рынку. Там, где при институтах имеются "теневые" структуры, значительная часть средств и заработка сотрудников проходит через них, а не через бухгалтерию институтов. Комплексные проверки однозначно показали, что там, где институт выступает как единая научно-технологическая фирма, в течение многих лет сохраняется высокий уровень зарабатываемых средств, выплачивается достойная заработная плата и главное — мы каждый год видим результаты фундаментальных исследований в отчетных докладах на общих собраниях Сибирского отделения и РАН. В этих институтах обновляется приборная база не только за счет немецких кредитов или централизованных средств, но и за счет заработанных денег.

Здесь следует отметить, что положение с поддержанием и развитием материально-технической базы институтов явно сдвинулась с "мертвой точки". Начиная с 1997 года, ведется переоснащение институтов приборами и оборудованием не только за счет собственных средств (правда, неравномерно, хорошие примеры приведены выше), но и более равномерно за счет немецкого кредита и целевых средств, регулярно выделяемых Президиумом Отделения.

В 2000 году для нужд институтов СО РАН за счет целевых финансовых средств было закуплено крупных уникальных приборов и оборудования на сумму ~ 2,5 млн. долларов США. Среди закупленных приборов такие как атомно–эмиссионный спектрометр "Iris", лазерный десорбционный масс–спектрометр "Reflex III" и другие.

В прошедшем году часть целевых средств была выделена на приобретение мелкого лабораторного оборудования. Эти средства были распределены через объединенные ученые советы по наукам среди практически всех институтов СО РАН. Всего было закуплено около тысячи наименований различного лабораторного оборудования. Данная акция получила большую поддержку институтов Отделения, и поэтому было решено повторить ее в 2001 году.

В прошедшем году была начата работа по поддержке производства в СО РАН импортозамещающей техники. Всего таких приборов изготовлено в 2000 году на сумму 2,5 миллиона рублей.

В конце 2000 года приборная комиссия провела очередной тендер по заявкам институтов СО РАН на крупное научное оборудование для закупок его в 2001 году.

Следует отметить также, что с использованием централизованных средств, в 2000 году была запущена в эксплуатацию уникальная аэродинамическая труба и готовится к вводу в строй первая очередь фотохимического центра на основе лазера на свободных электронах. В 2001 году мы объединяем достаточно крупные средства с центральной Академией наук на достройку последнего (11 млн.руб. с двух сторон), а также 10 млн.рублей на создание Суперкомпьютерного центра в Новосибирском научном центре и 40 млн.рублей на реконструкцию телекоммуникационных сетей во всех научных центрах Отделения.

Успешно развиваются на нескольких уровнях интеграционные исследования в Отделении, это:

программы и проекты, реализуемые в рамках объединенных институтов; комплексные и междисциплинарные проекты, поддерживаемые из централизованного фонда Президиума СО РАН, а также, начиная с 2001 года, из фонда Президиума РАН и других региональных отделений РАН; проекты, реализуемые совместно с вузовскими коллективами Сибири по программе "Интеграция"; проекты, получившие гранты региональных конкурсов, проводимых совместно с РФФИ; международные проекты и программы, поддержанные зарубежными фондами. Очередной конкурс по интеграционным комплексным и междисциплинарным проектам СО РАН был проведен в начале 2000 года. С учетом высокого уровня результатов, полученных при реализации первого трехлетнего цикла работ по этим проектам, а также принимая во внимание энтузиазм, с которым наше научное сообщество восприняло очередной конкурс, Президиум Отделения принял решение увеличить в 2001 году объем централизованных средств, выделяемых на эти проекты более, чем в 2 раза — до суммы 50 млн.рублей. При этом количество проектов не увеличивалось, а средства между ними были повышены конкурсной комиссией неравномерно, исходя из результатов первого года работы и дополнительных задач, выявившихся в ходе исследований.

Успех наших интеграционных и, в особенности, междисциплинарных исследований подтолкнул Президиум РАН в этом году также объявить конкурс о начале реализации интеграционных программ, которых пока названо 20. По некоторым из них в соответствии с ранее достигнутой договоренностью предполагается участие наших институтов (за наши деньги). Это лазер на свободных электронах, программное обеспечение для суперкомпьютеров. По некоторым, мы рекомендуем координаторам наших междисциплинарных проектов рассмотреть возможность их некоторой корректировки, с целью налаживания сотрудничества с институтами центральной части Академии в рамках объявленного перечня. В силу того, что мы самостоятельные бюджетополучатели, Президиум РАН не может нам напрямую передавать средства, но по некоторым программам наше участие будет определяться по хоздоговорам с головным Институтом.

В 2000 году были увеличены также средства на капитальный ремонт и, хотя эта позиция по–прежнему остается тяжелой, Президиум Отделения планирует продолжить линию увеличения финансирования на эти цели.

Несомненно, этому способствует стабильная в последнее время (хотя и на существенно недостаточном уровне), финансовая политика Правительства РФ, позволившая полностью выполнить план бюджетного финансирования СО РАН в 2000 году. СО РАН постепенно наращивает бюджетное финансирование, которое было нарушено локальным максимумом в 1997 г. и локальным минимумом в 1998 г. В текущем 2001 году по бюджету Российской Федерации для СО РАН предусмотрено (позиция 401) 1 млрд 764 млн. руб., что в сопоставимых ценах в 1,54 раза превышает уровень 1994 г.

Думаю, необходимо коснутся теще одной проблемы, выявленной в ходе комплексных проверок наших институтов.

Существенно отстает от требований времени уровень организации финансово–правовой деятельности многих институтов и научных центров Отделения. Хотя в целом здесь пока не отмечено существенных потерь собственности и земель, многие организации понесли значительные финансовые убытки из–за неграмотного оформления хозяйственных и финансовых документов. По справке наших финансовых служб проверками КРУ Минфина РФ и других контрольных органов, в институтах Отделения установлено нецелевое использование бюджетных средств на 6 с лишним миллионов рублей. А они по закону подлежат взысканию в бюджет с наложением штрафных санкций.

Наше собственное КРО в ходе комплексных проверок отметило нецелевое использование средств в 38 институтах, в 63 институтах отмечено формальное или полное отсутствие инвентаризаций имущественно–материальных ценностей, в 66 институтах — нарушения порядка ведения кассовых операций и штатной дисциплины.

Уставы и многие другие нормативные документы части институтов устарели и требуют срочного приведения в соответствие с действующим в Российской Федерации законодательством. Эта работа активизирована в связи с подготовкой к очередному этапу аккредитации. Здесь, например, выяснилось, что в большинстве объединенных институтов не определены порядок взаимодействия объединенного института и входящих в его состав юридических лиц. При аккредитации это может вызвать определенные трудности.

В части институтов слабо поставлена работа с документами, не налажен системный учет и своевременная сдача материалов в архив. В современных условиях, когда институтам часто приходится решать различные юридические проблемы, это также может привести к необоснованным потерям.

Наведение порядка в этом деле особенно важно, поскольку мы в последнее время вышли на крупные многосторонние соглашения с серьезными фирмами, такими как Минатом РФ, железная дорога, нефтяная компания "ЮКОС" и другие.

Завершая анализ результатов комплексных проверок институтов Отделения, хотел бы отметить, что многие отмеченные в ходе комплексных проверок недостатки могут быть ликвидированы в короткий срок. Часть из них была исправлена в ходе комплексных проверок.

Главное, что институты Отделения в целом, руководствуясь принципами, заложенными его основателями, и в первую очередь академиком Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым, 100–летие со дня рождения в 2000 г. отмечала широкая научная общественность в нашей стране и за рубежом, продолжают активно работать и получать интересные научные результаты, часть из которых приведена в годовом отчете Отделения. Традиционно, выбор результатов для публикации определялся не только их значимостью, но и возможностью проиллюстрировать в виде, доступном для понимания широким кругом специалистов. Еще меньше возможностей продемонстрировать научные результаты 2000 года я имею в своем докладе. Поэтому я приведу только некоторые важнейшие достижения, опираясь, прежде всего, на результаты институтов, признанных в числе лучших по рейтингу объединенных ученых советов по направлениям наук...

(Далее академик Н.Добрецов привел ряд конкретных результатов научных исследований институтов Отделения за 2000 год по всем направлениям наук).

...В заключение следует сказать, что Отделение занимало активную позицию по вопросам, связанными с развитием науки и экономики.

Сотрудниками ряда институтов СО РАН под руководством академиков В.В.Кулешова, А.Э.Конторовича и при моем участии разработаны материалы к Государственной концепции развития Сибири на долгосрочную перспективу. Разработчики стратегии развития Сибири основывались на системном подходе к экономике страны как к единому целому и ведущей роли Сибири, как ее важнейшего региона. Ведущая роль Сибири вытекает из анализа серьезных изменений, которые произошли в мировой экономике и энергетике за последние десятилетия ХХ века. Выдающийся российский ученый, академик П.Л.Капица в свое время отмечал, что для повышения уровня жизни населения необходимо увеличить потребление электроэнергии.

Анализ новой ситуации, выполненный в СО РАН, позволяет сделать два важных вывода:

большинство развитых стран в последние десятилетия увеличивали не только количество потребляемой энергии, но и эффективность ее использования за счет высоких технологий; Россия прошла за 10 лет путь от позиции, близкой к Канаде, до позиции, аналогичной Венесуэле и Колумбии и рискует оказаться на самом неэффективном пути. В этой ситуации, развитие Сибири и ее ТЭК представляется важнейшим фактором стабильности России. Стратегические точки роста сибирской экономики на 80–90% определяются эффективным сочетанием трех источников:

существующий и потенциальный природно–ресурсный потенциал; оптимизация механизмов недропользования и формирования финансовых ресурсов территорий; накопленный производственный (включая предприятия ВПК) и научно–образовательный потенциал; выгодное геополитическое положение региона (в совокупности с Дальним Востоком). В Концепции намечены приоритетные задачи развития Сибири:

Решение давно назревших социальных проблем. Развитие и/или адаптация информационных и наукоемких технологий как база технического обновления производства и быстрого роста в локальных точках (создание софтовых информационно–вычислительных национальных центров в Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске; крупных технопарковых зон; реализации нескольких национальных проектов на базе предприятий ВПК). Развитие ТЭК Сибири на основе новой энергетической стратегии и государственных программ (стабилизация и обоснованное наращивание добычи нефти и газа в Западной Сибири; создание единой трубопроводной и энергетической системы с Северным Китаем, Кореей, Японией; развитие угольной промышленности; развитие глубокой переработки энергетического сырья; освоение гидроэнергетического потенциала). Развитие других частей природно–ресурсного комплекса: горно–добывающего, металлургического (Al, Ni, Cu, Au и др.) и лесопромышленного. Развитие инфраструктуры и транспортных коридоров: реконструкция Транссиба, перевалочных портов при стимулирующей тарифной системе; освоение БАМ, строительство Амуро–Якутской магистрали и Севсиба; реконструкция и реорганизация Севморпути, в том числе систем "река–море"; развитие трансконтинентальных воздушных коридоров и мультимодальных транспортных узлов (в Новосибирске, Иркутске и других городах). Повышение эффективности, увеличение объемов и изменение структуры внешнеэкономических связей при усилении их государственного регулирования. В качестве примера можно привести комплекс первоочередных мер по повышению эффективности управления лесами и развития лесопромышленного комплекса (ЛПК) Сибири. Увеличение глубины переработки приводит к снижению транспортной составляющей в цене продукции ЛПК. Для роста экономической эффективности лесопромышленного производства и повышения конкурентной способности лесной продукции необходимо совершенствование форм и методов работы на региональном и федеральном уровнях, законодательное регулирование деятельности ЛПК, в том числе торговли с Китаем ("лесной мост в КНР").

Материалы были доложены Президенту РФ В.В.Путину во время его визита в Академгородок в ноябре 2000 года, а затем изданы в виде небольшой книги и представлены Правительству от имени Совета Федерального округа и Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение".

В соответствии с поручением В.В.Путина Правительством РФ создана рабочая группа, которая должна подготовить окончательный вариант Государственной концепции развития Сибири к июню 2001 г. Продолжается работа с участием СО РАН по важнейшим отдельным направлениям концепции, в частности, по энергетической стратегии, реформированию электроэнергетики, развитию транспорта.

В связи с этим хотелось бы с удовлетворением отметить, что в прошедшем году резко возросли наши контакты с руководством страны, с полпредом Президента в Сибири Л.В.Драчевским, губернаторами, с ведущими компаниями, работающими в Сибири, и есть надежда, что востребованность результатов наших работ и дальше будут возрастать.

* * *

В заключение я хотел бы поблагодарить руководство научных центров Отделения, Институт гидродинамики, коллективы газеты "Наука в Сибири", Дома ученых, аппарат Президиума Отделения и всех других, кто приложил усилия к организации мероприятий, посвященных празднованию в 2000 году 100–летнего юбилея основателя Сибирского отделения РАН академика М.А.Лаврентьева.

В текущем году мы также отмечаем юбилей — 70–летие со дня рождения Валентина Афанасьевича Коптюга. Президиум СО РАН принял специальное постановление по этому поводу. Мы обратились в Президиум РАН с просьбой учредить премию имени академика В.А.Коптюга за работы в области химии окружающей среды. В Интернете на сайтах Сибирского отделения и Президиума размещены материалы, посвященные юбилею, готовится книга воспоминаний, планируются торжественные заседания в Новосибирском и других научных центрах Отделения и ряд других мероприятий. На днях в г.Красноярске пройдет молодежная научная конференция, посвященная юбилею. В Новосибирске, на проспекте ак. В.А.Коптюга в июне планируется установить его бюст, автором которого является народный художник России В.М.Клыков.

Все мы хорошо помним Валентина Афанасьевича, и я уверен, что общими усилиями мы сможем отметить его юбилей на достойном уровне.

Фото Сергея Новикова ("Наука Урала").

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+42+1