Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 23 (2608) 7 июня 2007 г.

АТЛАНТ ИЗ ШЕСТИДЕСЯТЫХ

Тридцатого мая в Доме ученых новосибирского Академгородка в рамках празднования 50-летия СО РАН состоялся концерт известного барда Александра Городницкого.

Ю. Александрова, «НВС»

Иллюстрация

Ученый-геолог, поэт, автор песен и книг, А. Городницкий хорошо известен жителям Академгородка: когда-то, еще в лаврентьевские времена, он приезжал на десятилетний юбилей СО РАН, потом неоднократно бывал здесь с концертами. Как сказал в своем вступительном слове академик В. Молодин, «большинство из присутствующих воспитано на этих прекрасных песнях, а для меня лично этот человек — просто легенда». Академик вспомнил о том, как в «сложные или радостные минуты», находясь в поле, археологи — представители разных поколений — поют Городницкого. «И это очень важно, поскольку современная молодежь утрачивает песенную культуру — необходимо ее возродить».

Действительно, кто не знает этих песен! «Чистые пруды», «Перекаты» и, конечно, «Атланты» Александра Городницкого стали своего рода визитной карточкой исполнителя, навсегда вошли в историю авторской песни, как, впрочем, и огромное количество других. Плывет белый лебедь, «обгоняя вагоновожатых», «на каменных плечах» держат небо Атланты, за ангарами бродит «северная вьюга», чуть виднеется в туманной дали «остров Гваделупа»… Так рождается особый мир, мир геологов, археологов, полярных летчиков — мужественных людей, для которых отрыв от повседневности и лишения, с которыми они сталкиваются в экспедициях, — не тяжелая ноша, а доказательство непохожести, причастности к неким тайнам, недоступным остальным; мир романтиков, замечающих и синее небо над Канадой, и холодную зарю, встающую над «ягодой брусникой» (эту песню на концерте он посвятил памяти ушедшего недавно академика С. Гольдина), и снег, который «за окошком кружится» (именно с песни «Снег», написанной в далеком пятьдесят восьмом году, все и началось).

Тундра, горы и океан, исторические персонажи и герои нашего времени, города и веси сменяют друг друга в произведениях Городницкого. Тонкий стилист, он умело выстраивает «повествование», вплетая эти образы в сюжетную ткань, переходя от шутки, иронии, а порой и самоиронии к тонкой лирике. В его песнях находится место и «жене французского посла» («Не судите строго старика, — шутливо сказал Александр Моисеевич, — я написал эту песню в далекой молодости. И клянусь — ничего не было!»), и «перелетным ангелам», и античным героям. Некоторые песни в буквальном смысле стали народными — это ли не лучшее признание! На концерте А. Городницкий рассказал о том, как на Крайнем Севере ему показали могилу автора песни «На материк».

Работа в экстремальных условиях и, соответственно, песни, отражающие те реалии, — особая страница в творчестве автора и исполнителя. Много лет назад, поступая на геолого-разведочный факультет, Александр Городницкий выбрал «не специальность, а образ жизни». Первые семнадцать лет после окончания учебы он работал на Крайнем Севере, пел вместе с товарищами песни тех мест (никому не надо объяснять, что собой представляли, например, Магадан и Туруханский край в пятидесятые годы), а потом, как сам об этом вспоминает, подражая им, начал придумывать свои. Кстати, особенность Городницкого, отличающая его от других собратьев, — он не умеет играть на гитаре (сам объясняет это именно работой на Севере — дикий холод, первые песни придумывались без гитары, а потом так и пошло), поэтому его спутником и аккомпаниатором был художественный руководитель Центра авторской песни в Москве Александр Костромин.

Аудитория на концерте авторской песни особая — ее не спутаешь ни с какой другой. И дело даже не в том, что преобладали в заполненном зале люди старшего поколения. Дело, скорее, в какой-то настроенности на одну волну, в чувстве объединенности: разные люди по-разному реагировали на происходящее в зале, аплодировали, смеялись, грустили, посылали записки и ждали ответов на вопросы, но не было здесь равнодушных, пришедших на концерт случайно. И когда «под занавес» Александр Городницкий исполнил свои «хиты» (конечно, это современное слово не очень подходит к его песням) — подпевали все! Пели стоящие на сцене вместе с автором академики Николай Добрецов и Михаил Кузьмин, пели пожилые и молодые, подпевала моя одиннадцатилетняя дочь. Есть песни, которые не забываются — меняются времена, сменяются правительства, проходят экономические кризисы, а песни Городницкого — этого атланта из эпохи шестидесятников — поют!

«… Другая мне нужна господня милость —
Чтобы одна из песен сохранилась…»

А значит, строки из стихотворения Александра Городницкого «Памятник» (созданного, как сам он в шутку сказал, «в подражание великим») написаны не зря.

Фото автора

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?19+422+1