АТЛАНТ ИЗ ШЕСТИДЕСЯТЫХ
Тридцатого мая в Доме ученых новосибирского Академгородка в рамках празднования 50-летия СО РАН состоялся концерт известного барда Александра Городницкого.
Ю. Александрова, «НВС»
Ученый-геолог, поэт, автор песен и книг, А. Городницкий хорошо известен жителям Академгородка: когда-то, еще в лаврентьевские времена, он приезжал на десятилетний юбилей СО РАН, потом неоднократно бывал здесь с концертами. Как сказал в своем вступительном слове академик В. Молодин, «большинство из присутствующих воспитано на этих прекрасных песнях, а для меня лично этот человек просто легенда». Академик вспомнил о том, как в «сложные или радостные минуты», находясь в поле, археологи представители разных поколений поют Городницкого. «И это очень важно, поскольку современная молодежь утрачивает песенную культуру необходимо ее возродить».
Действительно, кто не знает этих песен! «Чистые пруды», «Перекаты» и, конечно, «Атланты» Александра Городницкого стали своего рода визитной карточкой исполнителя, навсегда вошли в историю авторской песни, как, впрочем, и огромное количество других. Плывет белый лебедь, «обгоняя вагоновожатых», «на каменных плечах» держат небо Атланты, за ангарами бродит «северная вьюга», чуть виднеется в туманной дали «остров Гваделупа»
Так рождается особый мир, мир геологов, археологов, полярных летчиков мужественных людей, для которых отрыв от повседневности и лишения, с которыми они сталкиваются в экспедициях, не тяжелая ноша, а доказательство непохожести, причастности к неким тайнам, недоступным остальным; мир романтиков, замечающих и синее небо над Канадой, и холодную зарю, встающую над «ягодой брусникой» (эту песню на концерте он посвятил памяти ушедшего недавно академика С. Гольдина), и снег, который «за окошком кружится» (именно с песни «Снег», написанной в далеком пятьдесят восьмом году, все и началось).
Тундра, горы и океан, исторические персонажи и герои нашего времени, города и веси сменяют друг друга в произведениях Городницкого. Тонкий стилист, он умело выстраивает «повествование», вплетая эти образы в сюжетную ткань, переходя от шутки, иронии, а порой и самоиронии к тонкой лирике. В его песнях находится место и «жене французского посла» («Не судите строго старика, шутливо сказал Александр Моисеевич, я написал эту песню в далекой молодости. И клянусь ничего не было!»), и «перелетным ангелам», и античным героям. Некоторые песни в буквальном смысле стали народными это ли не лучшее признание! На концерте А. Городницкий рассказал о том, как на Крайнем Севере ему показали могилу автора песни «На материк».
Работа в экстремальных условиях и, соответственно, песни, отражающие те реалии, особая страница в творчестве автора и исполнителя. Много лет назад, поступая на геолого-разведочный факультет, Александр Городницкий выбрал «не специальность, а образ жизни». Первые семнадцать лет после окончания учебы он работал на Крайнем Севере, пел вместе с товарищами песни тех мест (никому не надо объяснять, что собой представляли, например, Магадан и Туруханский край в пятидесятые годы), а потом, как сам об этом вспоминает, подражая им, начал придумывать свои. Кстати, особенность Городницкого, отличающая его от других собратьев, он не умеет играть на гитаре (сам объясняет это именно работой на Севере дикий холод, первые песни придумывались без гитары, а потом так и пошло), поэтому его спутником и аккомпаниатором был художественный руководитель Центра авторской песни в Москве Александр Костромин.
Аудитория на концерте авторской песни особая ее не спутаешь ни с какой другой. И дело даже не в том, что преобладали в заполненном зале люди старшего поколения. Дело, скорее, в какой-то настроенности на одну волну, в чувстве объединенности: разные люди по-разному реагировали на происходящее в зале, аплодировали, смеялись, грустили, посылали записки и ждали ответов на вопросы, но не было здесь равнодушных, пришедших на концерт случайно. И когда «под занавес» Александр Городницкий исполнил свои «хиты» (конечно, это современное слово не очень подходит к его песням) подпевали все! Пели стоящие на сцене вместе с автором академики Николай Добрецов и Михаил Кузьмин, пели пожилые и молодые, подпевала моя одиннадцатилетняя дочь. Есть песни, которые не забываются меняются времена, сменяются правительства, проходят экономические кризисы, а песни Городницкого этого атланта из эпохи шестидесятников поют!
«
Другая мне нужна господня милость
Чтобы одна из песен сохранилась
»
А значит, строки из стихотворения Александра Городницкого «Памятник» (созданного, как сам он в шутку сказал, «в подражание великим») написаны не зря.
Фото автора
стр. 8
|