Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 26-27 (2611-2612) 12 июля 2007 г.

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ НОВОСИБИРЦЕВ

С 8 по 16 июня в итальянском городе Эриче проходила традиционная Международная школа по кристаллографии «Инженерия кристаллических материалов с заданными свойствами», в ходе которой вниманию слушателей были представлены лекции по физике, химии, биологии, материаловедению и смежным дисциплинам.

Ю. Александрова, «НВС»

На этот раз ее полноправными (хотя и виртуальными, «закадровыми») участниками стали новосибирцы — магистранты, аспиранты и преподаватели Новосибирского государственного университета, исследователи из институтов Академгородка. Это оказалось возможным, благодаря объединенным усилиям Научно-образовательного центра «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» (директор — академик В. Болдырев) и распределенной мультимедийной Европейско-сибирской лаборатории «JointLab» (руководитель — д.ф.-м.н. А. Аржанников), которые организовали видеотрансляцию школы в специально оборудованной аудитории госуниверситета. Все желающие могли принять в ней участие, причем не только послушать лекции на английском языке, но и задать вопросы, подискутировать с известными и начинающими учеными.

Иллюстрация

Эриче — небольшой итальянский городок с богатой историей, воспоминания о которой сохранились в легендах и мифах этих мест. Он расположен на Сицилии, на вершине скалы, с которой открывается живописный вид на Средиземное море. Еще в середине прошлого столетия о существовании этого города знали немногие, однако в настоящее время он обрел «второе дыхание», благодаря созданию Центра по проведению научных конференций, причем не только по кристаллографии, но и по многим другим специальностям (физике, химии, биологии, медицине, гуманитарным дисциплинам). «Кристаллографические» школы организуются здесь ежегодно уже более сорока лет и собирают исследователей со всего мира. Инициатором этого научного движения, его душой был и остается итальянский кристаллограф Лодовико Рива де Сансеверино вместе со своей бессменной помощницей профессором Паолой Спадон.

Финансовую и организационную помощь в проведении школ оказывают Международный союз кристаллографов, Евросоюз, НАТО, ряд университетов, фармацевтических кампаний и фирм, выпускающих дифрактометрическое оборудование. Каждый год спонсоры и директора меняются, бессменным остается оргкомитет Международной школы. Объявления о работе школы размещаются в Интернете, публикуются в научных журналах, так что любой молодой исследователь в возрасте до 35 лет может подать заявку и, с большой вероятностью, получить спонсорскую поддержку от школы. Ученых старше тридцати пяти лет не спонсируют, однако их заявки также рассматриваются. Большое значение, особенно для молодых, имеют рекомендации от научных руководителей.

В Эрической школе по кристаллографии созданы все условия для плодотворной научной работы и хорошего отдыха (население Эриче фактически специализируется на обслуживании этих школ) — прекрасное оснащение, удобный конференц-зал, удаленность от «цивилизации», что тоже немаловажно для погружения в науку. Такая концентрация в одном месте обеспечивает очень тесные контакты. Как говорят знающие люди, мероприятие достаточно неформальное, все успевают перезнакомиться друг с другом. Уровень этих школ весьма высок — тот факт, что многие бывшие лекторы стали впоследствии Нобелевскими лауреатами, говорит о многом.

Каждый год на протяжении двух недель специалисты по кристаллографии читают лекции перед достаточно небольшой (около ста человек) и разномастной аудиторией, в которой присутствуют как студенты, точнее — магистранты, так и профессионалы высокого класса, причем, необязательно все они являются специалистами в данной области. Поэтому задача лектора — не просто изложить в течение часа результаты своих исследований, а, скорее, дать общую картину по тому или иному вопросу, рассказать о предыстории, сделать обзор современного состояния научной проблемы в мире, изложить перспективы. Затем следует обсуждение услышанного, ответы на вопросы, обмен идеями, в ходе которого часто рождаются новые направления, гранты, проекты.

Эрическая школа по кристаллографии виртуально связана с двумя университетами — Кембриджем и, с этого года, НГУ. Новосибирский госуниверситет участвует в данном мероприятии впервые, он в каком-то смысле — первопроходец в России. Однако уже сейчас можно сказать, что замысел удалось осуществить в полной мере: несмотря на мелкие огрехи, виртуальная школа заработала «по полной». Ни разу за эти дни специально отведенная для этих целей аудитория не пустовала — ни выходные и праздничные дни, ни наконец-то установившаяся теплая погода не помешали слушателям. Даже разрыв во времени (минус пять часов) не испугал — вечернее мероприятие затягивалось порой до полуночи, так что, как с улыбкой говорят организаторы, для присутствия на лекциях порой требовался немалый героизм. Новосибирцы на равных принимали участие в работе школы — задавали вопросы, получали ответы с использованием всех имеющихся «каналов связи»: если это не удавалось сделать сразу в видеорежиме, развернутый ответ приходил позднее по электронной почте.

По словам д.х.н. профессора Елены БОЛДЫРЕВОЙ, зав. кафедрой химии твердого тела НГУ и ведущего научного сотрудника Института химии твердого тела и механохимии СО РАН, организация «виртуальных заседаний» стала возможной, благодаря счастливому стечению двух обстоятельств. Во-первых, наличию в НГУ хорошей технической базы: на протяжении нескольких лет здесь реализуется проект «TEMPUS», которым руководит д.ф.-м.н. Андрей Васильевич Аржанников; создана распределенная мультимедийная Европейско-сибирская лаборатория «JointLab», имеется техническая возможность принимать трансляции из-за рубежа, выходить на связь с самыми разными учебными заведениями. Второй момент заключается в том, что Елена Владимировна, которая сама когда-то неоднократно была слушательницей, а потом лектором Эрической школы, хорошо знакома с ее научными руководителями и членами оргкомитета. Так что договорились без труда, и Новосибирский государственный университет получил разрешение и согласие «той стороны» вложить силы и средства в эту трансляцию.

Кстати, «видеоучастие» в Международной школе по кристаллографии «Инженерия кристаллических материалов с заданными свойствами» — дополнительная возможность проникнуться эрической атмосферой, тем более что в 2009 году Елена Владимировна Болдырева сама должна стать директором школы. Такой должностной рост (слушатель — лектор — директор), по ее словам, типичен для Эриче. Подготовка к директорству начинается загодя — Е. Болдырева узнала о своем назначении пять лет назад, поэтому сейчас, говорит она, «хотя впереди еще два года, работаем мы так, как если бы школа должна была стартовать через несколько месяцев — регулярно переписываемся с локальным оргкомитетом, ищем источники дополнительного финансирования, уже есть программа, состав лекторов». Контактам с Эрической школой немало помогает то, что Е. Болдырева работает также в Комиссии по преподаванию кристаллографии Всемирного союза кристаллографов, а Паола Спадон — одна из активных организаторов Эрических школ — является председателем этой комиссии.

Эрические школы — одно из ярких событий для материаловедов, кристаллографов, физиков, химиков, специалистов, разрабатывающих новые материалы для электроники на основе молекулярных кристаллов, молекулярные магнетики, нанопористые объекты, фармацевтические препараты, материалы для биоимплантантов. Лекции обычно вызывают большой интерес, но, как водится, одни из них лучше, другие хуже. Так или иначе, у всех категорий виртуальных слушателей есть возможность попрактиковаться в языке, в восприятии иностранной речи на слух, поучиться выступать с докладами (особенно это важно для магистрантов, молодых ученых, которые пока не очень часто выезжают на подобные мероприятия), приобрести определенный опыт и, конечно, почерпнуть новые научные идеи.

О научной тематике Эрической школы-2007 и об итогах ее работы рассказывает Елена Болдырева:

— За это время было прочитано сорок три лекции (около десяти из которых были совершенно блестящими) по очень актуальным современным проблемам, например, великолепная лекция по бионаноматериалам. Сегодня в мире основной акцент при исследовании наноматериалов делается на биологически активные препараты, которые можно использовать при лечении таких тяжелых заболеваний, как болезни Паркинсона или Альцгеймера, поражения спинного или головного мозга, инсульт, раковые заболевания, для восстановлении сердечной мышцы при инфарктах. Все это вызывает большой интерес, в исследования вкладываются большие средства; в частности, в Америке акценты инвестирования средств в области наноматериалов сильно смещены в сторону биологических приложений.

Лекцию, посвященную данной проблеме, читал профессор С. Ступп из Сиэтла. Он показал совершенно уникальные возможности, существующие уже сейчас — синтез так называемых «клеев» для мозга, суставов, костей, сердечной мышцы. Это некие композиции, жидкие растворы, которые можно инъекцией ввести в нужную точку человеческого организма. При определенных условиях, в которых такая жидкость оказывается, происходит самоассоциация, эти гели несут функциональные группы, способные передавать сигналы и, по сути, можно восстановить поврежденный участок спинного мозга, избавить организм от паралича, восстановить сустав. За данным направлением — большое будущее.

Еще была прекрасная лекция, которая показала современное состояние дел в области дизайна нанопористых материалов — это некие структуры, каркасы, содержащие макрополости нанометровых размеров, которые могут использоваться для селективной адсорбции различных газов или жидкостей. Очень хорошо были представлены разные классы используемых соединений, методы их получения, возникающие проблемы. Целая серия лекций посвящалась молекулярным магнетикам в самых разных аспектах — природа взаимодействия, примеры конкретных структур, методы их исследования, аномалии поведения при изменении температуры и давления.

Было прочитано несколько лекций по материалам для молекулярной электроники — молекулярным металлам, полупроводникам; лекция по фотохромным устройствам. Особое место заняли сообщения, посвященные фармацевтическим препаратам, причем не столько синтезу новых молекул с биологической активностью, сколько проблемам получения и оптимизации различных лекарственных форм. Хорошо известно, что значительная часть фармацевтических препаратов используется в виде твердых тел, таблеток, и не менее острая проблема, чем получение собственно активного фармацевтического ингредиента — это приготовление именно лекарственной формы (контроль за кристаллической структурой, размером и формой частиц, использование вспомогательных веществ в составе таблетки, мази, спрея и т.д.).

Бывают очень сложные таблетки из многих составных частей — как матрешки, их нужно глотать целиком. Это связано с тем, что каждая из таких оболочек разрушается в определенной части пищеварительного тракта. Все эти приемы — приготовление и оптимизация изготовления лекарственных форм — имеют прямое отношение и к кристаллографии, и к тому, чем занимаются специалисты по различным твердым материалам. Возможно изменение фазового состава, протекание химических реакций между компонентами в смеси… Так вот, проблема полиморфизма, т.е. управления структурой, формами таких активных ингредиентов занимала примерно треть прошедшей Эрической школы. Очень много лекций было по смешанным кристаллам. Это тоже новое веяние — сразу приготовить некий кристалл, в котором закономерным, а не случайным образом периодическую структуру образуют активные молекулы нескольких типов, и молекулы эти усиливают действие друг друга, причем нередко оказывается, что в таком кристалле каждая из молекул более активна, чем если просто смешать механически две фазы.

Все слушатели остались очень довольны. Особо хотелось бы отметить усилия нашего оператора Романа Белоусова, который все это время бессменно находился «на боевом посту». Осенью мы должны получить от организаторов записи всех презентаций, которые будут использоваться в дальнейшем как учебный материал. Кроме того, мы вели видеозапись, чтобы потом прокручивать, обсуждать, разбирать выступления. Уже имеется договоренность с факультетом иностранных языков о совместном использовании этого видеоматериала. На ФИЯ готовят прекрасных специалистов, но вот научных терминов им явно не хватает, возможно, наши материалы помогут восполнить этот пробел.

Мы собираемся продолжать эксперимент, извлечь из него уроки и, если получится, транслировать школу следующего года. Она будет уже целиком посвящена проблемам дизайна лекарств.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+425+1