Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2301) 13 апреля 2001 г.

СЛАВНЫЕ ЮБИЛЕИ

А.Максимов,
кандидат физико-математических наук,
старший научный сотрудник ИТПМ СО РАН.

Нынешняя весна как никогда оказалась богатой на юбилейные даты, связанные с полетами человека в космос.

16 марта исполнилось 75 лет с момента запуска первой в мире жидкостной ракеты. Осуществил это талантливый американский изобретатель, пионер ракетной техники Роберт Годдард в местечке вблизи Оберна в штате Массачусетс. Весь полет продолжался всего 2,5 секунды. Ракета Годдарда поднялась на 12,5 м и упала на расстоянии 56 м от места старта. Это довольно скромное достижение ознаменовало появление новых, более перспективных, по сравнению с пороховыми, ракет, благодаря которым человек вскоре сумел вырваться в безбрежные просторы космоса.

12 апреля все мы отмечаем 40-летие полета Ю.Гагарина, когда человек впервые преодолел силу земного тяготения и оказался в непривычных для себя условиях невесомости. Первопроходцем Вселенной стал наш соотечественник, Юрий Алексеевич — молодой, симпатичный и улыбчивый старший лейтенант Военно-Воздушных Сил СССР. Его исторический полет продолжался лишь 108 минут, но за столь короткое время стартовавший из Байконура космический корабль "Восток" успел совершить полный оборот вокруг Земли и приземлился на левом берегу Волги вблизи села Узморье Саратовской области. С этого момента наступила космическая эра человечества. За полетом Гагарина последовали многочисленные старты советских космонавтов и американских астронавтов. В этот же день, ровно 20 лет спустя, был произведен первый запуск американской воздушно-космической системы многоразового применения "Space Shuttle". Орбитальный аппарат "Columbia", пилотируемый астронавтами Джоном Янгом и Робертом Криппеном, спустя 54 часа 20 минут после привычного вертикального старта, совершил мягкую самолетную посадку на дно высохшего соляного озера Роджерс на базе ВВС США Эдвардс в штате Калифорния. Появление нового типа пилотируемого корабля позволило значительно расширить возможности проведения различных работ в космосе и снизить медицинские требования к здоровью космонавтов.

Всего месяц с небольшим назад, 20 февраля, исполнилось 15 лет с того дня, когда на на ночном небе вспыхнула новая яркая звездочка — орбитальная космическая станция "Мир". Эту станцию ждала довольно трудная, но славная судьба. Почти с первых дней своего полета она столкнулась с множеством проблем. Именно на время активного функционирования ОКС "Мир" пришелся период распада Советского Союза и вызревания новых ценностных приоритетов, когда общественное мнение колебалось из одного крайнего в другое крайнее положение. Все это самым непосредственным образом сказывалось и на судьбе последнего советского форпоста в космосе. В какой-то мере именно благодаря новым, во многом неоднозначным событиям и веяниям "Миру" удалось продержаться на орбите более 15 лет и стать заметной вехой в истории развития всей пилотируемой космонавтики. Именно благодаря "Миру", продолжительность непрерывного пребывания человека на орбите удалось довести почти до 15 месяцев. Первоначально полагалось, что станция "Мир" поработает на орбите не более 3–5 лет, а потом эстафету подхватит более совершенный орбитальный комплекс "Мир-2". К сожалению, за время многолетнего полета не стало ни той страны, которая породила "Мир", ни реальных возможностей создания нового орбитального комплекса "Мир-2". Зато за 15 лет своей работы станция "Мир" с лихвой перекрыла все возложенные на нее задачи, фактически претворив в жизнь и многие цели будущей станции, а те заготовки-модули, которые предназначались для "Мира-2", в конце-концов легли в основу международной космической станции "Альфа" и будут служить человечеству в течение ближайших 10–15 лет. Как было ни жалко и обидно, нерушимые законы природы заставили завершить полет космического долгожителя огненным фейерверком, вспыхнувшим в грустный день 23 марта над южной частью Тихого океана. Эти тянущиеся по небу модули-метеоры "Мира" стали как бы апофеозом и последним салютом славным свершениям всего советского народа, который исключительно благодаря своему неутомимому труду за столь короткий исторический период времени достиг очень многого, но так и не сумел удержаться на вершине своих достижений и не успел в полной мере воспользоваться плодами столь героических усилий.

Полет Ю.Гагарина состоялся всего через 15 лет после завершения жесточайшей Второй мировой войны, когда на СССР выпала основная доля из 50 с лишним миллионов жертв этой страшной трагедии человечества. Несмотря на гигантские разрушения и полуголодное существование народа, уже 13 мая 1946 года ЦК КПСС и Совнарком приняли постановление о создании в стране ракетной промышленности, специального полигона и ракетных частей. Этот документ предопределил все будущие успехи Советского Союза на космическом поприще.

Постановление правительства СССР о создании эпохальной межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 было принято 20 мая 1954 года, а спустя всего 3 года состоялся ее первый старт. Благодаря дальновидности и мудрой политике главного конструктора С.Королева 4 октября 1957 года Советский Союз одержал великолепную победу, отправив в космос первый искусственный спутник Земли и значительно опередив своего главного конкурента — Соединенные Штаты Америки. Практически все космические успехи, достигнутые Советским Союзом в первые годы космической эры, были связаны с именем Сергея Павловича Королева и его славным творением — мощной ракетой Р-7, которая вскоре превратилась в ракеты-носители "Восток", "Молния" и "Союз". О тех возможностях, которые были заложены Главным конструктором (его имя нам стало известно только в печальные дни января 1966 года) в основу МБР Р-7, свидетельствует и тот факт, что эта ракета почти в неизменном виде успешно используется уже в течение более 40 лет. Именно благодаря невиданной в то время мощности Р-7 всего за 2 года удалось создать ракету-носитель "Восток" с грузоподъемностью около 5 тонн, чего оказалось вполне достаточно для создания первых космических кораблей и спутников-разведчиков, а также межпланетных автоматических станций "Луна", "Марс", "Венера" и спутников связи "Молния".

Сроки создания космического корабля "Восток" удалось значительно сократить опять же благодаря мудрой тактике С.Королева, которому удалось совместить разработку и испытания спутников-фоторазведчиков и пилотируемых кораблей. Уже 15 мая 1960 года состоялся старт первого технологического корабля-спутника "Восток" (1-КП) массой 4540 кг. Из-за отказа системы ориентации тормозная двигательная установка выдала импульс на разгон, и вместо спуска корабль перешел на более высокую орбиту, где просуществовал более двух лет. 28 июля 1960 года стартовал следующий корабль 1К, на борту которого находились собаки Лисичка и Чайка. Ракета-носитель взорвалась на 23-й секунде полета недалеко от старта. Корабль 1К N 2 был выведен в космос 19 августа, а спустя сутки собаки Белка и Стрелка успешно вернулись на Землю. 1 декабря 1960 года был запущен следующий КК с собаками Пчелкой и Мушкой, но из-за перехода через сутки на пологую траекторию спуска с возможной посадкой за пределами страны он был ликвидирован системой аварийного подрыва объекта. 22 декабря 1960 года стартовал КК 1К с собаками Шуткой, Кометой, крысами и другими живыми существами. Из-за ненормальной работы двигателя третьей ступени ракеты корабль не вышел на орбиту и упал в Якутии в 70 км южнее поселка Тура. Его спускаемый аппарат (СА) был обнаружен только через двое суток, но собаки оказались живы. 9 и 25 марта 1961 года состоялись два контрольных пуска КК "Восток" (3КА) для пилотируемых полетов, которые полностью имитировали одновитковый полет космонавта. Спускаемые аппараты этих КК с собаками и манекенами космонавтов успешно приземлились в 15 км северо-западнее Заинска и в 45 км юго-восточнее Воткинска. В ходе этих полетов были осуществлены и фотосъемки поверхности Земли из космоса. Таким образом, из семи пусков успешно завершились только три, но ждать дальше было уже невозможно — наступали на пятки американцы, которые спешно готовились к первому полету своего астронавта на корабле "Меркурий" по баллистической траектории.

Старт первого космонавта планеты Ю.Гагарина состоялся в прекрасный весенний день апреля и завершился вполне благополучно. Об основных подробностях его исторического полета мы узнали только многие годы спустя, когда постепенно начали приоткрываться завесы непроницаемой секретности, опутавшей всю деятельность Страны Советов в первые десятилетия космической эры. Только тогда стало ясно, какого мужества и самообладания требовалось от первых советских космонавтов. Полет Гагарина едва не завершился печально, поскольку перед входом в плотные слои атмосферы СА корабля не отделился от агрегатного отсека. Честно признаться, даже шанс его успешного старта был на пределе, поскольку взрывы и аварии первых ракет-носителей были весьма частым явлением. По полуофициальной версии, вероятность успешного полета Гагарина не превышала 60 процентов, а на самом деле, вероятнее всего, была значительно ниже. Об истинном положении дел в этой области знали тогда лишь немногие, непосредственно связанные с космическими полетами. Только в годы гласности, когда появилась более или менее правдивая информация о происходящем, мы стали возмущаться, почему же на станции "Мир" то и дело возникают разные неисправности и очень часто происходят всякие неприятности: то пожар на борту, то столкновение двух кораблей и разгерметизация модуля, то болезнь космонавта прямо во время полета...

На самом деле космические полеты всегда были связаны с большим риском, поэтому жертв не удалось избежать ни нам, ни американцам. Первыми официально объявленную потерю понесли США. 27 января 1967 года во время наземной подготовки к предстоящему старту на новом корабле "Аполлон", предназначенном для полетов на Луну, от случайной электрической искры вспыхнул пожар. В кислородной атмосфере кабины пожар оказался столь скоротечным, что ни астронавты В.Гриссом, Э.Уайт и Р.Чаффи, ни наземные службы ничего не успели предпринять, как наступила трагическая развязка. Спустя всего три месяца, 23 апреля, по причине все той же бешеной лунной гонки двух мировых сверхдержав в явно недоработанном корабле "Союз-1" в свой второй космический полет отправился Владимир Комаров. Перед этим полетом все три испытательных запуска нового КК оказались неудачными. На следующий день Комаров должен был принять на борт своего корабля А.Елисеева и Е.Хрунова, которые намеревались перейти к нему из "Союза-2" через открытый космос. По такой немыслимо сложной схеме наши космонавты в скором будущем должны были "покорить" Луну. Елисеева и Хрунова от неминуемой смерти спасла случайность — неисправность корабля "Союз-1". После выхода КК на орбиту не раскрылась одна из его солнечных батарей, и старт следующего "Союза" пришлось отменить. А сам Комаров разбился 24 апреля во время посадки, поскольку из-за технологических нарушений при изготовлении корабля на стенках парашютного контейнера осели летучие фракции теплозащитной обмазки, которые резко увеличили трение и не позволили выйти куполу основного парашюта. После этих трагедий полеты кораблей "Аполлон" и "Союз" были возобновлены только спустя 18 месяцев, в октябре 1968 года.

Следующая трагедия, снова при возвращении на Землю, случилась 30 июня 1971 года. По невыясненной причине во время отстрела бытового отсека открылся один из клапанов выравнивания давления и произошла разгерметизация СА корабля "Союз-11". Из-за малого объема кабины "Союза" космонавты Г.Добровольский, В.Волков и В.Пацаев не имели скафандров и, спустя всего пару десятков секунд, потеряли сознание, а затем погибли от удушья. Только после данной трагедии экипажа первой орбитальной станции "Салют-1" все последующие полеты в космос стали совершаться в обязательном порядке в скафандрах.

Едва не закончился трагически полет Дж.Ловелла, Дж.Суиджерта и Ф.Хейса на КК "Аполлон-13". По пути к Луне на корабле произошел взрыв бака с кислородом, который повредил двигательную установку служебного модуля. Благодаря четкому руководству и своевременно принятым мерам астронавты воспользовались системой жизнеобеспечения и двигателями лунного корабля LEM, облетели Луну и благополучно вернулись на Землю. Удалось избежать жертв и при двух очередных авариях ракет-носителей "Союз". 5 апреля 1975 года из-за отказа третьей ступени РН корабль "Союз-18А" упал в горах Алтая, но космонавты В.Лазарев и О.Макаров остались живы. 26 сентября 1983 года В.Титов и Г.Стрекалов спаслись только благодаря системе аварийного спасения, которая вовремя отбросила "Союз Т-10А" в сторону, когда прямо на старте вспыхнула уже полностью заправленная ракета-носитель.

Самой большой трагедией на пути покорения человеком космического пространства стала трагедия с кораблем "Челленджер", которая случилась 28 января 1986 года вскоре после очередного старта американской воздушно-космической системы "Space Shuttle". Из-за непривычно морозной погоды во Флориде оказались поврежденными резиновые уплотнения твердотопливных ускорителей ракеты-носителя, что привело к прорыву пламени через уплотнение правого ускорителя, прожогу стенки топливного бака и мощнейшему взрыву после 73 секунд полета. Огненный шар вспыхнул на высоте около 16 км прямо на глазах тысяч приглашенных гостей и миллионов телезрителей всего мира. Эта трагедия унесла жизни сразу семи астронавтов и заставила по-новому взглянуть на многие аспекты обеспечения безопасности космических полетов. Принятые меры оказались вполне эффективными и вплоть до настоящего времени и нам, и американцам удавалось избежать новых трагедий. Тем не менее, нет никаких гарантий, что и в дальнейшем все полеты окажутся благополучными и обязательно завершатся очередным триумфом научно-технической мысли. Иногда к трагедии может привести совсем незначительная мелочь, о чем в обыденной жизни мы даже и не задумываемся. Примером тому — происшествие с кораблем "Columbia", которое случилось 23 июля 1999 года в самый критический момент полета, спустя всего пять секунд после старта. Из-за короткого замыкания вышли из строя электронные блоки управления сразу двух из трех основных двигателей корабля. От аварии или даже возможной трагедии спасли хладнокровие первой женщины-командира "Space Shuttle" Эйлен Коллинз и многократное резервирование всех основных систем космического аппарата. Такое положение накладывает на конструкторов и производственников ракетно-космической техники, космонавтов и ракетчиков, а также специалистов Центров управления полетами огромную ответственность. Именно поэтому труд всех этих людей, находящихся на переднем фронте научно-технического прогресса, заслуживает не только уважения, но и всемерной поддержки, а не равнодушия, тем более, полного забвения. Даже в наши трудные дни не следует забывать, что именно благодаря достижениям в области космонавтики, наша страна сумела в свое время завоевать себе уважение и стать второй сверхдержавой в мире.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+43+1