Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 36 (2621) 20 сентября 2007 г.

ПЕСНИ, СВЯЗЫВАЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ

Александр Кошелев,
Заслуженный путешественник России

Для чего предназначены конференц-залы академических институтов? Ясное дело — для конференций! Ну, еще для заседаний ученого совета, собраний коллектива. А вот зал Института систем энергетики СО РАН многофункционален. Введенный одним из первых в Иркутском академгородке, выраставшем на пустыре за Кузьмихой, этот зал выполнял функции… местного кинотеатра для публики из поселков строителей Иркутской ГЭС. Потом он стал основной базой клуба «Минимакс», в нем даже играл симфонический оркестр — ему не хватало места на сцене, приходилось убирать первый ряд кресел.

Иллюстрация

На этот раз зал наполнился любителями самодеятельной песни, где доминировали ветераны иркутского туризма. Повод — презентация двух альбомов Глеба Агафонова. В альбомах, которые названы автором «У самого синего неба» и «У чистой речки» — 43 песни ретро, которые пелись у костров, в походах, на вечерах Клуба самодеятельной песни (ему исполнилось 30 лет), фестивалях авторской песни (он проводится возле станции Дачная 25 лет) — это, действительно, песни, связывающие поколения.

Первый альбом — «Саянские снега» — был презентован Глебом Владимировичем здесь же, в конференц-зале (а причина простая: Агафонов — ветеран института, старший научный сотрудник) ровно пять лет назад, день в день. Нет, уже тогда это не было пробой пера со сцены — точнее, голоса на семь струн — это тоже был итог, тоже проверенные, избранные временем песни. А вот теперь — дуплет двух альбомов — такое, вообще говоря, бывает нечасто даже у именитых. Собственно, почему даже? Глеб Агафонов — очень именитый: он не только «широко известен в узких туристско-альпинистских кругах», его уже давно принимают и обычные любители гитарного вокала в разных аудиториях.

В 1980-х годах во многом благодаря Глебу Агафонову бригада сотрудников института, объездившая и облетевшая чуть ли не все районы Иркутской области по линии всесоюзного общества «Знание», придумала и с большим успехом реализовывала новую форму выступлений перед жителями сельской глубинки и промышленных центров. Это была не просто лекция, а лекция-концерт: серьезные доклады на научные и политические темы разбавлялись выступлениями институтских гитаристов, где варьируемые циклы песен привязывались к темам и событиям. Эту привязку было делать нетрудно: в репертуаре Глеба уже тогда имелось явно за сотню песен (а теперь их, пожалуй, под тысячу).

На конференциях разного масштаба, включая международный, кандидат наук Агафонов днем выступает с докладами по проблемам угольной промышленности, а вечером заполняет культурную программу песнями под гитару, которая потом идет по рукам у гостей.

Среди авторов представленных в альбомах песенных текстов есть и известные поэты: Николай Рубцов, Юрий Левитанский, Иннокентий Анненский, Виктор Боков, а есть и такие, которых вообще установить не удалось. Полтора десятка стихотворных текстов положены на музыку лично Агафоновым, а песня «Друзьям, строителям БАМ» — полностью его, Глеба: стихи и мелодия навеяны многими встречами со строителями магистрали, которые начались еще летом 1975 года, когда экспедиционный отряд энергетиков прошел от Байкала до Улькана, где шпалы и рельсы только еще намечались точками десантов.

Как говорилось на обсуждении альбомов, заслуга Глеба Агафонова в том, что он сохранил самодеятельную классику в первозданном виде, реставрировав мелодии, которые, проходя через цепочки исполнителей, постепенно «модернизировались» и в аранжировке, и в текстах. Как сказал Глеб Владимирович, он считает свои диски «отчетом о проделанной работе». Успех автора по праву разделяет его товарищ «по музыкальной связке» — Александр Сага, явно гитарист номер один не только в Иркутске. Аккомпанируя певцу, аранжируя мелодии, записывая и сводя их в альбомы, он заставляет Глеба, привыкшего петь в вольном — костровом! — стиле доводить исполнение до концертной, сценической отточенности. Блестяще аккомпанируя Глебу на презентации их общего детища, Александр Сага выступил и с гитарным соло: его инструментальная пьеса со сложнейшими пассажами на уровне высшего струнного пилотажа, где на басовом фоне мелодия разливалась по всей октаве — это вызвало восторг зала.

Долго не расходилась публика в этот вечер, который продолжился на лужайке под высоченными голубыми елями, сорок лет назад бережно доставленными с южного берега Байкала и высаженными у входа в институт: встреча друзей, воспоминания о походах по тайге и горам, где непременной спутницей была гитара. Каждый из них мог сказать: «Прошагал я с песней долгий путь большой». Ну, а самодеятельная песня, тиражированная на дисках и в книжных сборниках, уже вышла на концертную сцену как сибирская песня.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+431+1