Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2634) 20 декабря 2007 г.

ИННОВАЦИОННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ:
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

Ю. Александрова, «НВС»

11 декабря в Новосибирском государственном университете состоялся «пресс-тур» для журналистов Сибирского федерального округа, посвященный выполнению проекта «Инновационные образовательные программы и технологии, реализуемые на принципах партнерства классического университета, науки, бизнеса и государства». Представители прессы посетили лабораторию лазерных систем, научно-образовательный центр «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии», совершили экскурсию по университету, обсудили основные направления деятельности НГУ на современном этапе развития.

Комплексность и системность

Впрочем, главной темой встречи оставался инновационный проект Новосибирского госуниверситета, победивший в феврале этого года во Всероссийском конкурсе инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование». На его реализацию университету был выделен самый большой грант — 901 миллион рублей. Как сказано в проекте, «инновационная программа НГУ ориентирована на расширение возможностей подготовки специалистов на основе образовательных технологий, новых форм интеграции учебного процесса с научной и инновационной деятельностью, ориентации образования на применение фундаментальных и прикладных результатов научных исследований в социально важных отраслях экономики и бизнеса». Таким образом, осуществление данной программы позволит подготовить квалифицированных специалистов для приоритетных направлений научно-технического комплекса России.

В представленном проекте основное внимание уделяется комплексности и системности развития образовательной деятельности по всему спектру подготовки специалистов, чему должно способствовать формирование междисциплинарных образовательных блоков по различным направлениям и создание новых учебных программ. Задачами инновационного проекта являются дальнейшее развитие образовательного процесса, фундаментальных и прикладных исследований, технологий образования в интеграции с бизнесом, а также развитие инфраструктуры университета. Важное место отводится распространению новых информационных технологий на всех ступенях образовательной, научной, инновационной и управленческой деятельности.

На полученные средства предполагается создать единое виртуальное учебное пространство классического университета, основу которого составят инструментальные порталы подготовки и доставки электронных средств обучения, специализированные системы видеоконференций для дистанционного проведения лекций, библиотеки и хранилища учебных материалов, объединенных в интернет-ориентированную среду (подобный опыт у госуниверситета уже имеется — с 2005 года здесь успешно функционирует объединенная Европейско-Сибирская расширенная лаборатория JointLab).

В целом, прописано в проекте, «реализация инновационной образовательной программы будет способствовать расширению доступности новых знаний, возможностей их применения в образовательном пространстве страны, а также росту человеческого потенциала России как важного фактора повышения ее конкурентоспособности. Инновационная программа НГУ имеет долгосрочный системный характер и соответствует стратегическим целям социально-экономического развития страны, включающим повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста, создание потенциала для будущего развития, повышение уровня национальной безопасности».

«Модернизировать наше образование»

Иллюстрация
Ректор НГУ проф. В.А. Собянин.

Эти и многие другие планы были озвучены ректором НГУ проф. В. А. Собяниным в ходе круглого стола по итогам реализации инновационного проекта за 2007 год. Прежде всего, отметил Владимир Александрович, перед университетом стоят амбициозные задачи, и надо иметь в виду, что полученные деньги (а к 901 млн рублей следует добавить еще 180 миллионов «своих, честно заработанных университетом») необходимо качественно и целесообразно использовать за очень короткое время. «Мы задумали модернизировать наше образование, — заявил В. А. Собянин, — причем на всех уровнях, и эта комплексность оказалась самой трудной». Ректор рассказал о периоде «некоторого ажиотажа», последовавшем за известием о победе в конкурсе, весьма образно обрисовав ситуацию («мы барахтались, как грудные дети в ванне»), поведал о «бурных дискуссиях» по поводу менеджмента и управления проектом, закупки необходимого оборудования. Однако, как заверил оратор, сейчас команда университета слаженно, хотя и не без трудностей, принимает участие в реализации всех обещаний, которые были прописаны в проекте. И уже можно подвести некоторые итоги.

По словам Владимира Александровича, на 9 декабря университетом «целесообразно» освоена вся финансовая поддержка, выделенная государством на этот год, а это свыше 90 % (осталось освоить примерно сорок миллионов). Большая часть средств идет на переоснащение материальной базы: проведена серьезная работа по модернизации лабораторных практикумов, запущена сложная техника. Последние конкурсы и аукционы проходили 12 декабря, и на этом все, что связано с закупками, будет завершено. В. А. Собянин предложил журналистам пообщаться со студентами, поскольку именно их оценка — главный показатель действенности проекта, добавив от себя: «Я знаю, что им все очень нравится».

Было отмечено несколько положительных моментов, возникших после победы в конкурсе инновационных проектов: большой интерес инновационных компаний и выпускников университета к его проблемам. Это привело к тому, что значительно увеличилось число премий и наград, которые получают студенты. Кроме того, фирмы проводят в НГУ мастер-классы и лекции, что положительно сказывается на образовательном процессе. «За последние три-четыре года, — заявил В. А. Собянин, — в нашей стране произошел перелом. Приняты законодательные поправки, направленные на интеграцию вузов с научными институтами. И это очень важно, ведь Новосибирский государственный университет и институты Сибирского отделения работают в связке; мы сообща решаем многие вопросы. Если все пойдет по плану, будет достигнут синергетический эффект в подготовке будущих ученых, ведь без науки не бывает образования, и наоборот».

Не обошел Владимир Александрович стороной и вопрос строительства главного учебного корпуса университета и общежитий. Сейчас проектирование и подготовка проектной документации практически завершены, сказал он, мы ждем результатов госэкспертизы, чтобы дальше заниматься строительством и обеспечить нормальное финансирование этим двум проектам. Ректор НГУ подчеркнул, что это имеет большое значение, поскольку университет наш молодой, только через два года ему исполняется 50 лет, и важно, чтобы «к этому времени он преобразился, был привлекательным для абитуриентов, преподавателей, студентов и выпускников».

Отвечая на вопросы собравшихся, В. А. Собянин рассказал, какому оборудованию отдавалось предпочтение, поведал о всех сложностях, с которыми «команда» НГУ столкнулась при проведении, начиная с апреля, конкурсов на поставку оборудования (всего их было около двухсот сорока). На закупку были брошены лучшие силы университета, ведь покупали для себя. Все приборы деликатные, требуют бережного обращения, поэтому в контракте было изначально записано — «с доставкой, инсталляцией и полным запуском». И сейчас, подчеркнул ректор, перед нами стоит задача, чтобы студенты так же бережно к ним относились.

НОК — основа для научных исследований

В написанном Новосибирским государственным университетом проекте не последнее место отводится новым научно-образовательным комплексам (НОК), которые должны обеспечить университет кадрами по приоритетным направлениям науки и технологий. Итогом развития фундаментальных и прикладных исследований в НГУ стало создание 13 научно-образовательных комплексов по разным направлениям: науки о Земле, лазерная спектроскопия, фотоника и оптоэлектроника, наносистемы, информационно-коммуникационные технологии и другие.

Иллюстрация
Декан физфака НГУ проф. А.В. Аржанников.

Впрочем, в ходе круглого стола одиннадцатого декабря с сообщением по реализации программ выступили только три представителя НОК. Научно-образовательный комплекс «Наносистемы и наноматериалы», участниками которого являются физические и химические институты Сибирского отделения, представлял д.ф.-м.н. А. В. Аржанников. Он отметил, что в этом центре разумно сосредоточить приборы и людские ресурсы для создания новых систем, которые строятся на уровне молекул и атомов в кристаллической структуре. На основе таких подходов можно создавать материалы, которое были бы приемлемы как в электронике, так и в медицине. Были представлены основные цели деятельности НОК «Наносистемы и наноматериалы»: подготовка и переподготовка элитных кадров высшей квалификации, развитие существующей интегрированной инфраструктуры образования и науки. Главными направлениями научно-образовательной деятельности являются: структуры наносистем и наноматериалов, функциональные свойства наносистем и наноматериалов, оптика наноструктур, нанотехнологии в электронике и другие. В 2007 году уже закуплено оборудование на сумму 95 миллионов рублей, а в дальнейшем, как сказал А. В. Аржанников, «надеемся еще больше продвинуться в этом направлении, поскольку запланирована покупка очень дорогостоящего оборудования». Для примера — электронный микроскоп стоимостью 85 миллионов рублей.

О втором представленном на встрече с журналистами НОК — «Живые системы» — рассказал его исполнительный директор д.м.н. А. Г. Покровский. Сегодня, отметил он, это одно из приоритетных направлений для развития технологий и бизнеса в мире. Исследование человека современными методами привело к созданию нового поколения и лекарственных препаратов, и новых медицинских технологий. Главная цель научно-образовательного комплекса «Живые системы» — интеграция науки, образования и медицинской практики. В его работе принимают участие два факультета НГУ — медицинский и естественных наук — и основные институты Сибирского отделения РАН и РАМН соответствующего профиля. Комплекс состоит из трех лабораторий: «Наука, здоровье, общество», лаборатория диагностики неинфекционных и инфекционных заболеваний современными молекулярно-генетическими методами, лаборатория лекарственных препаратов и технологий. Он расположен в двух помещениях — в колледже информатики и корпусе вивария Академии медицинских наук. В дальнейшем структура, возможно, будет расширена.

Без гуманитариев не обойтись

Научно-образовательный комплекс по гуманитарным наукам представила д.и.н. Л. В. Лбова. Было отмечено, что этот НОК создан в целях координации усилий различных творческих коллективов, работающих в области гуманитарного знания и, в большей степени, на тех партнерских отношениях, которые уже сложились в рамках различных программ, в частности, программы по интеграции, программы охраны историко-культурного наследия РФ, программы повышения качества образования и научного потенциала. Комплекс создан на базе научно-педагогического коллектива гуманитарных факультетов НГУ (ГФ, ФЖ и ФИЯ); учредителями его являются ведущие институты Сибирского отделения и ГПНТБ, с которой сложились давние и устойчивые связи. Кроме того, для реализации отдельных проектов в рамках лабораторий и инновационных центров привлекаются сотрудники и коллективы из ряда других институтов РАН, в том числе из Москвы, Красноярска, Иркутска…

Л. В. Лбова рассказала об основных направлениях деятельности гуманитарного НОК. Это, прежде всего, исследования в области археологии Сибири, экспериментальной археологии, исторической демографии, этнографии народов Сибири и Центральной Азии, археографии книжных памятников. Это изучение древних языков и раннехристианской культуры, языков и фольклора народов Сибири, исследования в области этнопсихолингвистики, формирование знания в области этнографической и экологической журналистики, а также развитие и изучение проблем межкультурной коммуникации. Отдельным пунктом — электронные технологии в гуманитарных исследованиях. Главным образом, деятельность НОК по гуманитарным наукам сосредоточена в области координации научных исследований и, в первую очередь, на решении такой проблемы, как трансляции новых знаний гуманитарной области непосредственно в образовательный процесс. Сумма, освоенная в рамках этого комплекса, весьма скромная, если сравнивать с другими направлениями — 1 миллион 148 тысяч рублей.

Презентация гуманитарного НОКа стала толчком для дискуссии, посвященной месту гуманитарных наук в системе образования, роли русского языка и вопросам подготовки квалифицированных специалистов. Было отмечено, что техническим компаниям нужны специалисты гуманитарного профиля, «технари уже не обходятся без гуманитариев», однако прослеживается грустная тенденция — сокращение набора на гуманитарные специальности. Неуклонно снижаются и контрольные цифры приема в аспирантуру, с сожалением констатировала проректор по учебной работе Н. В. Дулепова. И это не единственные проблемы Новосибирского государственного университета, требующие скорейшего решения для того, чтобы все планы в рамках инновационного проекта были в полной мере реализованы.

Фото автора

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+444+1