Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 49 (2634) 20 декабря 2007 г.

И СОРОК ЛЕТ —
КАК ДЕНЬ ОДИН…

В морозный декабрьский день 1967 года в редакцию молодой и набирающей силы научной газеты Сибирского отделения пришла Галина Антоновна Шпак.

Иллюстрация

Для нее тот год был не самым лучшим. Дерзкую и справедливую журналистку уволили из областной молодежной газеты решением обкома комсомола якобы за политические ошибки. А газетчику с «подмоченной» репутацией не так-то просто было обосноваться в другом печатном издании.

Академгородок всегда отличался свободомыслием. «Опальная» журналистка стала заведующей отделом точных наук в редакции «За науку в Сибири» (так раньше называлась наша газета). Для Г. Шпак и для коллектива научной газеты наступили самые лучшие времена.

Человек творческий, трудолюбивый, талантливый, Галина Антоновна стала одной их тех, кто неустанно печатным словом помогает Сибирскому отделению в популяризации знаний и достижений академических институтов.

Галина Шпак — член Союза писателей и Союза журналистов — широко публиковалась в региональной и центральной прессе, в «тонких» и «толстых» журналах и специальных сборниках о людях науки, которые в свое время издавались в Москве и Новосибирске. Если собрать воедино все статьи Г. Шпак за 40 лет, то получится солидный многотомник.

Галина Антоновна — человек совершенно необыкновенный. В ней не просто сокрыто множество талантов, она реализует их. Поэт со своим почерком, взглядом на мир, она выпустила шесть поэтических книг, две из них — буквально за последние два года («Контрасты» и «Александрия»). Кроме того, она — художник-керамист (естественно, любитель), и говорит, что самая лучшая глина — на Камчатке.

Благодаря газете «Наука в Сибири» журналистка объездила нашу страну вдоль и поперек. В командировках, порой сложных, иногда экзотических, с ней приключались нестандартные ситуации. И, возвращаясь в редакцию, она рассказывала и воспроизводила ситуации в лицах, с кем встречалась и почему (в молодости работала в театре, по образованию — актриса!). И мы всем дружным коллективом хохотали до слез.

Г. Шпак — натура активная, человек любопытный и любознательный. Любит театр, музыку, живопись и хорошую книгу. У нее множество друзей, для многих из них Галина Антоновна — надежда и опора.

В общем, она человек — что надо!

Коллеги


Из книги «Александрия»
(Новосибирск, 2007)

Замысел-запев

Какая разница — какие времена —
До нашей эры, в двадцать первом веке?
Куда ни глянь, — кругом война, война, война!
Коль боги жаждут, — говорили греки, —
Придется жертву приносить чужим богам,
Фаллические шествия — в придачу,
Иначе не родиться им, и вам, и нам.
История как загнанная кляча.
Но тянет тяжкий воз, и караван идёт.

И в старом кубке воинственной любви
Смешалась жизнь, и снова задом-наперёд
Её надежды восходят на крови.
И колокольный звон как поминальный стон,
И точечный удар с небес алмазный —
Нашёлся повод, чтоб разрушить Вавилон.
И вздрогнут Запад и Восток в соблазнах.

Галина — Лисиппу

Смелой рукой ты, Лисипп,
Ваял Александра —
С блеском отливка из меди —
Царственный бюст.
Я как Менада в экстазе —
Взлёты глиссадой, —
И с Олимпийских высот упасть не боюсь.
Ты растревожил меня,
Догадливый скульптор.
Глину я мну, —
Под пальцами снова стихи,
Чтоб не погрязнуть в грязи
Докучливых культов
Наших времён,
Когда шевелится архив
Глиняных книг
И ломких папирусов-свитков,
Мрамор Эллады сияет и осенит:
Зорко смотреть и читать,
И хватит с избытком
Силы для всякой души
И глины, Лисипп.

Восточный мотив

Бог света и добра, Ахурамазда,
Не уходи от нас ни днём, ни ночью.
Благоуханье льётся, и гораздо
Сильнее блеск, когда источник
Переполняется твоим сияньем,
И через край — небесно-голубое,
И солнце свежее на расстоянье
Твоей руки, и мы в пути с тобою.

В Доме учёных новосибирского Академгородка

Лев Гумилёв расхаживал по сцене
И сам себя насмешкой подстрекал:
Лечить вас надо! Я не Авиценна.
И засверкал тысячеглазый зал,
Как будто каждый был пассионарий!
А разве нет? Советская судьба,
Как ни крути — российская — в ударе —
Какой народ Россия родила!
Что значит «passim» — Проходя повсюду!
Представьте, как зашевелилась степь,
Когда кочевник, похожий на верблюда,
Под тяжестью времён сумел запеть!
А женщины поэтов очень любят —
Героев! Покоряются любви!
Своих детей не знают эти люди,
Но дети чувствуют отцов в крови —
Бастарды! И рождение империй!
Но если умер подлинный герой,
Как Александр, то кто тогда поверит
Товарищам царя? Пойдут войной,
Друг друга уничтожат ради бога.
Распад и кровь — так создаётся мир.
Какая длинная, короткая дорога…
История людей зачитана до дыр.

Флейта Пана

Не совпадаю! Знала я давно,
Перечила тебе и в пику
Перун на языке: мне всё равно, —
Я девушка времён Перикла
И не привыкла голову склонять,
Когда другие видят выход в смерти.
Посмейся надо мной, но я опять
Играю на охрипшей флейте.

Молитва в степи

Море шумело, ушло, отступило,
Степь широка и мёртвый Донец.
Всадник всевышний попробует силу
Времени — суть — в начале — конец?
И переходы в одно и в другое.
Боги из глины и гончары
Печь разжигают, и пламя агоний
Знает, куда исчезли миры
Давних времён. И атомные волны
Рушат каркасы избыточных масс.
Я помолюсь материнскому лону:
Море, твори и помни о нас!

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+444+1