Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2017

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 4 (2639) 31 января 2008 г.

НГУ — СО РАН:
ВМЕСТЕ РЕШАТЬ НЕПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ

Двадцать третьего января в Малом зале Дома ученых состоялось совместное заседание Президиума СО РАН и Ученого совета НГУ, посвященное 50-летию Постановления Совета Министров СССР № 31 от 9 января 1958 года «Об организации Новосибирского государственного университета».

Ю. Александрова, «НВС»

Отправная точка развития

Иллюстрация

В зале шутили: очень характерно для Новосибирского госуниверситета — праздновать не день рождения, а момент «зачатия». Ведь подписание этого постановления (практически вслед за решением о создании Сибирского отделения Академии наук) стало лишь отправной точкой развития НГУ, а фактически университет как учебное заведение начал функционировать почти два года спустя, в сентябре 1959 года. «Таким образом, — сказал, открывая торжественное заседание, председатель СО РАН академик Н. Л. Добрецов, — у Новосибирского государственного университета две даты рождения — официальная и фактическая. А сегодняшнее мероприятие — первое на пути длинного празднования». Он вспомнил основные моменты истории возникновения и развития университета, подчеркнув при этом определяющую роль отцов-основателей Сибирского отделения — академиков М. А. Лаврентьева, С. А. Христиановича и С. Л. Соболева, которые уже при разработке концепции СО РАН «заложили в нее сочетание научных исследований с подготовкой кадров и сумели добиться незамедлительного решения об организации университета непосредственно в новосибирском Академгородке». Именно поэтому госуниверситет сразу создавался как неотъемлемая часть Сибирского отделения.

Иллюстрация

Николай Леонтьевич процитировал слова М. А. Лаврентьева, который считал, что в те годы «была предоставлена уникальная возможность — создать высшее учебное заведение, идеально приспособленное для соединения образования с наукой». При этом использовался опыт, накопленный в этом направлении знаменитым Физико-техническим институтом, Московским и Ленинградским университетами, благодаря чему вновь образованный Новосибирский государственный университет был обеспечен крупными учеными-преподавателями практически по всем направлениям науки на всех факультетах. Было отмечено, что «плодотворность взаимодействия науки и образования теперь уже ни у кого не вызывает сомнений, в стране развиваются самые разнообразные формы этого взаимодействия». Упомянул академик Н. Л. Добрецов и о новом, недавно утвержденном (что символично — 19 ноября, в день рождения двух великих ученых — Ломоносова и Лаврентьева) Уставе РАН, в котором прописаны интеграция академической и вузовской науки, создание научно-образовательных комплексов, высших учебных заведений, колледжей, специализированных школ. Все это послужит общей цели — развитию НГУ, тем более, что университет стоит сейчас на пороге нового витка своей истории.

Полвека — нога в ногу

Пожалуй, взаимодействие СО РАН — НГУ было ключевой темой праздничного заседания. Эта мысль прозвучала и в выступлении нынешнего ректора Новосибирского государственного университета, профессора В. А. Собянина. «Мы всегда шли нога в ногу, — сказал он, — и впредь будем вместе решать все непростые вопросы. Ведь наука без образования — это уже не наука». В своем докладе-презентации «Новосибирский государственный университет сегодня» Владимир Александрович рассказал о «начале большого пути» и обозначил важные даты и события в ходе его становления. На экране — то самое историческое постановление. И пусть впереди — месяцы напряженной работы: досогласование основных положений об организации НГУ, разработка индивидуальных учебных планов, назначение ректора и деканов, госуниверситет начинает жить. В августе 1959 года проходят первые экзамены, а в сентябре студенты первого набора отправляются в совхоз на уборку урожая (в зале одобрительный смех — все мы проходили через такие «университеты»). С первых дней в соответствии с приказом Минобразования СССР НГУ стал работать по индивидуальным учебным планам и получил статус базового вуза по совершенствованию форм взаимодействия высшей школы и СО АН. «И в этом — уникальность нашего университета», — заявил ректор.

Сегодняшняя миссия НГУ заключается в обеспечении потребностей общества в высококвалифицированных специалистах для приоритетных направлений науки, образования, наукоемкого производства и бизнеса. Реализация этой миссии основана на принципах подготовки специалистов в рамках интегрированной научно-образовательной среды НГУ-СО РАН: реализации многоуровневой непрерывной образовательной модели; участии ученых в образовательном процессе; включении в учебный процесс реальных научных и практических задач; соответствии направлений подготовки государственным приоритетам; разработке и применении инновационных программ и технологий и активном международном сотрудничестве. Предмет особой гордости университета — его выпускники. В общей сложности подготовлено 40 тысяч специалистов, из которых более 4 тысяч стали кандидатами и более тысячи — докторами наук; 42 человека избраны членами Российской академии наук, 20 ученых возглавляют институты СО РАН.

Свидетельством многолетней интеграции НГУ-СО РАН является тот факт, что 80 % преподавателей университета работают в институтах Сибирского отделения. Ежегодно около двух тысяч студентов участвуют в научных исследованиях. Подробно были представлены все ступени структуры непрерывного образования: от школ, ученики которых участвуют в летних, зимних и заочных олимпиадах, и двух элементов довузовского образования — физматшколы (СУНЦ) и колледжа информатики (ВКИ) — до послевузовского и дополнительного образования. Не был обойден стороной и инновационный проект «Образование», рассчитанный на два года, в рамках которого университету был выделен 901 млн рублей бюджетных средств плюс 180 млн рублей софинансирования. Его цель — системная модернизация довузовского, базового, послевузовского и дополнительного образования на основе современного обеспечения образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности.

Результаты реализации образовательной программы НГУ уже сейчас впечатляют. В области профессионального образования разработаны новые магистерские двухгодичные программы, подготовлено 145 учебников, учебно-методических пособий, 20 электронных курсов и практикумов, переоснащены лингафонные кабинеты, компьютерные классы. В рамках дополнительного профессионального образования Новосибирский госуниверситет признан ведущим центром повышения квалификации преподавателей из разных городов и центром подготовки управленческих кадров. Квалификацию повысили 400 сотрудников университета, 180 человек приняли участие в российских и зарубежных научных конференциях. Кроме того, проведено немало научных конференций, школ, круглых столов и научных семинаров, а также олимпиад и летних школ.

Наверное, как каждый руководитель, у которого «душа болит» за дело, ректор мог бы рассказывать о Новосибирском государственном университете часами — такое сложилось впечатление. Однако временные рамки не позволили ему «развернуться», поэтому о другой насущной проблеме — строительстве главного корпуса университета и общежитий — речь велась, быть может, не так подробно, как этого хотелось бы. Впрочем, все необходимое было в полной мере донесено до аудитории. Проект главного корпуса уже подготовлен, вся документация находится в государственной экспертизе, результаты которой должны получить в январе. Дальше, чтобы начать строительные работы, необходимо оформить договор о передаче функций заказчика-застройщика. На строительство выделены, по словам Владимира Александровича, «небольшие деньги» — 65 млн рублей. Что касается общежитий, по ним заключения госэкспертизы будут готовы в феврале (на это дается 80 млн рублей). Кстати, по сравнению с монументальным корпусом университета «эскизы» общежитий и общежитских комнат порадовали простотой и уместным минимализмом: ничего лишнего и, в то же время, все на своих местах. Словом, в лучших традициях западных кампусов.

Проблема состоит в том, что стоимость двух строек крайне высока (главный корпус с «начинкой» примерно 6 миллиардов рублей, общежития — около 800 миллионов) — самим «не потянуть». «Нужно постановление правительства, — резюмировал В. А. Собянин, — такие вещи без Москвы не решаются».

Воспитать единомышленников

В обстоятельном докладе первого заместителя Председателя СО РАН академика В. И. Молодина «Сибирское отделение РАН: взаимодействие науки и образования» речь вновь пошла об интеграции — одной из составляющих знаменитого Лаврентьевского треугольника. «Сибирское отделение, — выразил общее мнение Вячеслав Иванович, — в качестве одной из своих главных целей считает получение фундаментальных знаний мирового уровня и подготовку на этой основе специалистов высшей квалификации для науки и экономики страны, прежде всего, для работы в области высоких технологий». С момента своего основания НГУ был максимально нацелен на науку, поэтому изначально задавался очень высокий уровень — лекции студентам читали академики, которые, хотя и были «звездами первой величины», всегда приветствовали независимость мышления, умение отстаивать и выражать свою точку зрения. Уже на третьем курсе молодые люди проходили практику в лабораториях институтов, включаясь в исследования.

«Так воспитывали единомышленников, способных продолжить научное направление, а в любой иной сфере будущей деятельности, будь то промышленность, сельское хозяйство или образование, воспринять научные идеи и разработки». По словам В. И. Молодина, минувшие пятьдесят лет показали эффективность такой системы подготовки кадров: даже в тяжелые девяностые годы она не дала сбоя, поддерживая и развивая непрерывное обеспечение кадрами Сибирского отделения. В связи с этим упомянута была и существующая с 1963 года «система подготовки и отбора абитуриентов, роль которой взяла на себя физматшкола». Этот удачный опыт был внедрен и в других научных центрах Отделения — в Иркутске, Якутске, Улан-Удэ. Свидетельством интеграции является и участие ученых Сибирского отделения в развитии, как было сказано, «элитного варианта среднего образования как основы современного высшего, а также в разработке новаторских курсов», издание специального журнала для учителей с участием преподавателей НГУ и исследователей СО РАН.

Во многих вузах, сказал академик В. И. Молодин, созданы лаборатории, позволяющие их сотрудникам проводить исследования совместно с учеными Отделения в рамках тематики академических учреждений. «Сегодня 55 наших институтов являются базовыми для 64 факультетов вузов Сибири, причем за последние пять лет число этих факультетов увеличилось почти наполовину. 62 НИИ СО РАН имеют 178 совместных с вузами кафедр практически во всех городах Сибири, 40 институтов СО РАН имеют 49 совместных с вузами лабораторий». Были приведены и другие цифры, иллюстрирующие все стороны взаимодействия науки и образования. Фундамент будущего знания, подчеркнул докладчик, можно построить только с применением самого передового оборудования. Без этого никакая исследовательская увлеченность молодежи не приведет к появлению ученых новой генерации, инженерной элиты, способной осуществить инновационный технологический прорыв. Именно поэтому учреждения Сибирского отделения предоставляют вузам возможность использовать многочисленные приборы центров коллективного пользования — подобных примеров можно привести немало.

Особо выделил Вячеслав Иванович развитие единого информационного пространства научных центров на базе Интернета, а также ГПНТБ, предоставляющей доступ к литературе и электронным ресурсам, включая полнотекстовые варианты ведущих российских и международных журналов. Институты СО РАН создают совместную с вузами инфраструктуру: телекоммуникационные сети, совместные центры научно-технической информации, опытно-экспериментальные базы, испытательные полигоны. Создание учебников также является важной формой взаимодействия: ежегодно специалисты Отделения издают от 15 до 30 учебников и учебных пособий, при этом ученые СО РАН играют большую роль в выпуске учебников на языках народов Сибири.

Академик В. И. Молодин рассказал о специальных постановлениях, принятых руководством Отделения, которые связаны с развитием направлений интеграции. Они касаются, в частности, создания исследовательского университета путем включения НГУ в состав Сибирского отделения РАН; организации при СО РАН регионального центра магистерской подготовки для студентов, рекомендованных вузами Новосибирска и других городов Сибири и склонных к научной работе; создания научно-образовательно-производственных структур для подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации с их ориентацией на прогрессивные технологии производства на крупных предприятиях. Рассмотрены также основные направления сотрудничества СО РАН и Сибирского федерального университета. Кстати, ректор этого университета академик Е. А. Ваганов присутствовал на заседании и в своем ответном слове подчеркнул, что «между Новосибирским и Красноярским университетами существуют многолетние связи». Кстати, Евгений Александрович дал свою оценку некоторым вузам: Томский университет самый старый, Новосибирский — самый исследовательский, а Сибирский федеральный — самый молодой. «Приятно быть в тройке, — заметил он, — надеюсь, что НГУ и в дальнейшем окажет влияние на становление СибФУ».

Высокие отношения

Какое же торжественное заседание без визитов и речей официальных лиц! Сегодняшнее не стало исключением — Дом ученых посетили мэр Новосибирска  В. Ф. Городецкий, заместитель губернатора области, руководитель департамента науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области Г. А. Сапожников, губернатор НСО В. А. Толоконский. Высокие гости выразили свое отношение к происходящим на данном этапе переменам, дали свою оценку Новосибирскому государственному университету и его роли в подготовке высококвалифицированных специалистов и, конечно, произнесли слова благодарности — ректору, всему коллективу госуниверситета — за выполнение этой нелегкой работы. Не обошлось и без вручения грамот, адресов, подарков.

В. Ф. Городецкий заметил, что сейчас трудно представить себе жизнь и, в особенности, образовательную среду нашего города без Новосибирского государственного университета: «Мы благодарны, что есть университет, традиции, серьезная подпитка кадрами, способными реагировать на вызов времени и решать особые задачи». «Поражаешься, — сказал мэр, имея в виду постановление правительства от 9 января 1958 года, — насколько мудры были представители власти, четырьмя пунктами прописавшие важнейшие решения». И посетовал на то, что сегодня порой чиновники исписывают горы бумаги, прежде чем что-то «постановить», а толку мало. Конечно, на этом пути было и остается немало трудностей, но нет ничего невозможного, совместными усилиями их можно преодолеть, сохранить идею, ради которой все делалось, подытожил Владимир Филиппович. Он также поблагодарил всех ректоров, «которые возглавляли наш элитный университет и внесли в историю свою страничку», и пожелал сохранять верность традициям.

Вице-губернатор Г. А. Сапожников рассказал о том, как сам когда-то в течение года, на пятом курсе, учился в нашем университете, хотя и имеет диплом ТГУ. «Так что это и мой личный праздник», — заключил он. Геннадий Алексеевич отметил, что за последние годы удалось реализовать ряд системных проектов и интеграционных программ, касающихся, в том числе, поддержки НГУ: выделяются губернаторские стипендии студентам, аспирантам и докторантам; есть отдельные гранты для молодых ученых, начата реализация программы инновационного менеджмента. В девяти вузах города, включая Новосибирский госуниверситет, в прошлом году «запущен» масштабный проект с оригинальной идеей по созданию центров развития инновационных компетенций (такого нет больше нигде в Российской Федерации). «Мы с большим оптимизмом смотрим на это, — отметил Г. А. Сапожников, — как с позиции технопарковой идеологии, так и с точки зрения подготовки специалистов для разных отраслей». Вспомнил заместитель губернатора и стержневой лозунг НГУ — «мы не сделаем вас умнее, мы научим вас думать», который в полной мере реализуется в университете.

Оживление в официальное заседание внес губернатор НСО В. А. Толоконский, который, хоть и с опозданием, но все-таки прибыл на мероприятие, как он сам объяснил, «только с вертолета, из деревни — еще в тех проблемах». Однако очевидно было, что губернатор, что называется, «в теме» — сразу включился в обсуждение, изложив свою точку зрения на сложившуюся ситуацию: «Мы говорим о Новосибирском государственном университете — уникальном явлении в жизни всей России, его истории, традициях, достижениях и особенностях. Я думаю, не буду оригинальным, если скажу, что НГУ невозможно отделить от ННЦ. Позади пятьдесят лет интенсивной, интересной работы, в результате которой определилось будущее региона и области. И сегодня мы должны обратить все свои силы и помыслы на дальнейшее развитие. Никакая, даже самая уникальная система, не должна опираться только на сформированный фундамент и традиции, нам нужно обновление, движение вперед». Виктор Александрович заявил, что Новосибирск, по его мнению, должен делать ставку на развитие науки, образования и новых производств, на строительство технопарка, так что власти города и области должны сконцентрироваться на этих задачах.

Мысль о необходимости взаимодействия науки, образования и производства прозвучала и в выступлении председателя Совета ректоров Новосибирска Н. В. Пустового. По его словам, «идея взаимодействия, встраивания студентов в систему производства, отраслевой науки стала всеобъемлющей. Это единственно правильный путь, и только он имеет перспективу».

Слово — ректорам НГУ

Да, именно так, во множественном числе. Ведь, как пошутил в начале заседания академик Н. Л. Добрецов, повторяя слова кого-то из них, — «бывших ректоров не бывает».

Приехавший из Москвы академик РАН С. Т. Беляев, который был ректором Новосибирского госуниверситета с 1965 по 1978 гг., поведал о том, как, оказавшись впервые, в 1962 г., в Академгородке, «был восхищен тем, что происходит, как делается наука». Однако стать руководителем вуза согласился не сразу («зачем заниматься непонятно чем»), после беседы с выдающимися учеными. «Со мной беседовали А. М. Будкер, М. А. Лаврентьев — все очень советовали, — вспоминает Спартак Тимофеевич. — А Александр Данилович Александров сказал: «У вас есть одно преимущество — вы никогда не занимали никаких административных должностей». Рассказывая о тех годах, С. Т. Беляев особо остановился на одном остром моменте — постановлении Совета Министров СССР о запрете на совместительство. Как образно выразился выступающий, «это был бы гроб для университета». И тогдашний ректор (с полного одобрения М. А. Лаврентьева) взял на себя смелость не выполнять постановление. Москва, конечно, узнала об этом, но «закрыла глаза» на происходящее… Говоря о дне сегодняшнем Спартак Тимофеевич был краток: «Мы живем в другое время, в другой стране… Однако в Академгородке сложилась уникальная ситуация и она может служить примером выживания и науки, и образования».

Академик А. П. Деревянко в своем выступлении, как сам и предупредил, «после стольких серьезных вещей хотел немного поговорить о жизни». «Все мы вспоминаем молодость, — сказал он, — ведь НГУ это наш дом, семья. И всегда думаешь, как быстро пробежало время». Анатолий Пантелеевич рассказал, как, будучи аспирантом, начал преподавать в университете, где по крайней мере треть студентов были старше него, о том, какие пути привели его на пост ректора НГУ, а в дальнейшем директора Института археологии и этнографии.

Академик Ю. Л. Ершов с математической точностью подсчитал, что был ректором 7 лет, 7 месяцев и 7 дней. Он рассказал о ярких событиях в жизни университета, об активности студентов тех лет, о зарождении КВНовского движения, а также о неприятных моментах, в частности, о том, что студентов в период его ректорства стали забирать в армию. Для того, чтобы проходившие военную службу не забыли свою alma mater, им регулярно посылали университетскую газету, поздравления к праздникам, подписанные самим ректором. Это срабатывало — как сообщил Юрий Леонидович, «у нас был очень высокий процент возвращения в университет». Сегодня, отметил он, НГУ должен готовить интеллектуалов для разных сфер жизни, а не только для науки.

В выступлении члена-корреспондента РАН Н. С. Диканского акцент был сделан на «болевых точках» университетской жизни, на проблемах — как середины и конца девяностых, так и последних лет. Отключали воду и электроэнергию, предлагали подписать документы о банкротстве, лишали возможности нормально работать и получать зарплату — таким были стартовые условия ректорства Николая Сергеевича. Непросто достался университету и инновационный грант («сильно сопротивлялись»), лишь вмешательство заместителя премьер-министра Д. А. Медведева позволило стать победителями. «Теперь ситуация иная, — сказал он, — есть много людей, которые нас поддерживают и заинтересованы в том, чтобы инновационная экономика развивалась».

Ох уж эти рейтинги!

О рейтингах на торжественном мероприятии упоминали многие, и все сошлись во мнении, что они не всегда отражают действительность, являясь, по сути, несправедливыми. Причем проблема это остро стоит не только для Новосибирского госуниверситета, но и для МГУ — там даже создана группа, занимающаяся разработкой соответствующих критериев, по которым можно будет объективно оценивать высшие учебные заведения. А председатель СО РАН академик Н. Л. Добрецов, закрывая заседание, подчеркнул, что относится к рейтингам как к полезным, но вовсе не определяющим показателям. Ведь самое главное — понимать, эффективно мы работаем или нет.

Фото В. Новикова

стр. 1, 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+448+1