Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 17 (2303) 1 мая 2001 г.

КОГДА МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ...

Есть и сегодня русские женщины, о которых поэт сказал: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". За этими словами — характер, способность преодолевать препятствия, отзывчивость и доброта. К этому редкому типу женщин относится и доктор биологических наук, зав.лабораторией ЦСБС СО РАН Ольга Викторовна Агафонова, отмечающая в первых числах мая свой юбилей.

В 1986 году в г. Логан, штат Юта, США, проходил II Международный симпозиум по "пшеницевым" (злакам), посвященный Дугласу Дьюи — основателю геномной системы классификации представителей трибы Triticeae. В память о Дугласе Дьюи его коллеги и друзья, собравшись на вечер, отмечали основные этапы в жизни ученого и стоя аплодировали Ольге Викторовне, вспоминая слова самого Дугласа: "Ольга спасла мне жизнь". В то время она была известна его соратникам не только как "спасительница" великого ученого, но и как коллега, исследователь с мировым именем. Но об этом несколько ниже.

Родилась Ольга в г. Бийске Алтайского края. Ее отца, юриста по образованию, направили работать в поселок Троицкое, где она и закончила общеобразовательную среднюю школу (среди всех пятерок затесались две четверки) и музыкальную школу по классу фортепиано. Примечательно то, что скромная поселковая десятиклассница решилась поступать в престижный городской университет с высокими требованиями к абитуриентам и таким же высоким уровнем обучения. Благодаря своей природной работоспособности и целеустремленности, Ольга в 1968 году вопреки мечтам родителей (мать, будучи врачом, не видела другой специальности для дочери, кроме медицинской) поступила в Новосибирский государственный университет, на отделение "биология". У нее была цель — стать специалистом в области медицинской вирусологии.

В то время такая специализация была возможной, но, когда на третьем курсе начали формировать группы по специальностям, выяснилось, что кафедра микробиологии распалась. Но Ольга довольно серьезно заинтересовалась генетикой, в частности, молекулярной, и дипломную работу выполняла в Институте цитологии и генетики в лаборатории онтогенеза, возглавляемой профессором Леонидом Ивановичем Корочкиным. Тогда эта лаборатория одной из первых в институте начала использовать метод электрофореза для решения ряда задач. После защиты дипломной работы на "отлично" Ольга, как очень способная, трудолюбивая и перспективная ученица была оставлена в Институте цитологии и генетики в качестве стажера-исследователя.

После двух лет работы в институте отсутствие каких-либо жилищных условий вынудило Ольгу уехать в родной поселок к родителям. Как говорится, от судьбы не уйдешь, и после переподготовки она получила специальность врача-бактериолога, о которой мечтала еще в университете. Следующие два года работала заведующей бактериологической лабораторией при Троицкой больнице в Алтайском крае. Так бы и стала сельским врачом в тихом, далеком от суеты краю, если бы не настойчивость ее второго шефа и учителя, профессора Николая Дмитриевича Тарасенко, за что она ему по сей день очень благодарна.

В 1977 году Ольга поступает в очную аспирантуру при Центральном Сибирском ботаническом саде и возвращается в сферу науки. Через три года, заканчивая аспирантуру, уже представляет диссертацию на тему "Изучение естественного и экспериментального полиморфизма по трипсинингибирующей активности у Vicia picta Fish. et Mey". Работа выполнена под руководством профессора Н.Тарасенко и блестяще защищена по специальности "генетика" в Институте общей генетики в Москве в 1983 году.

После защиты диссертации директор этого института, классик современной генетики Николай Петрович Дубинин пригласил Ольгу на беседу, чтобы, как он выразился, "посмотреть на талантливую сибирячку". Ее работа превосходила по своей грамотности и законченности многие столичные исследования, чем и заслужила высокую оценку и признание. В данной работе предлагался один из возможных путей преодоления дефицита растительного белка в кормопроизводстве. Применение метода мутагенеза позволило экспериментальным путем получить формы ценного в кормовом отношении растения, горошка пестроцветного, характеризующиеся сниженной в 2,5 раза активностью ингибиторов трипсина по сравнению с исходными формами. Это позволяло улучшить усваиваемость растительного белка при введении его в корма для животных, т.к. ингибиторы в значительно меньшей степени подавляли работу желудочно-кишечного фермента трипсина, тем самым, способствуя лучшей переваримости белков.

Словом, работа была выполнена на таком высоком методическом уровне, что после защиты кандидатской диссертации Ольге Викторовне предложили возглавить одну из лабораторий в Пущино под Москвой. Но все же она осталась в Сибири в Ботаническом саду, где в течение 16 лет прошла путь от младшего до старшего научного сотрудника. За это время была издана коллективная монография, методические рекомендации, получены ценные формы растений с низкой активностью ингибиторов трипсина, которые были переданы в СО РАСХН для дальнейших испытаний и доведения до создания сорта.

Работая в ботанической среде, она понимала, что основной задачей для нее, как генетика, является применение генетических подходов и методов для решения основных ботанических проблем. В первую очередь, это касалось вопросов в области таксономии и систематики. Опыт, приобретенный при выполнении дипломной работы, подсказал, что наиболее приемлемым методом для уточнения видовой принадлежности у отклоняющихся от стандарта форм может быть метод электрофореза. В качестве маркеров можно использовать изоферменты, гистон Н1 и запасные белки. Усовершенствование метода электрофореза (кстати, получено авторское свидетельство на изобретение), позволило вести исследования на представителях трибы "пшеницевые", характеризующихся очень мелкими семенами, что значительно расширило молекулярно-генетические исследования, проводимые на представителях данной трибы.

Интерес американских исследователей к ее работе был не случаен, так как применяемый метод позволял проводить исследования на более высоком качественном уровне. Последовало приглашение в США, в г. Логан. Помимо экспериментальной работы, направленной на изучение генетического потенциала одного из самых важных в хозяйственном отношении — кормового назначения — рода Пырейник, большое внимание уделялось О.Агафоновой пополнению генофонда данного рода растительным и семенным материалом. В экспедициях в США была собрана большая коллекция разных видов и популяций этого запутанного в систематическом отношении и самого большого в трибе "пшеницевые" рода.

И вот именно в одной из таких экспедиций доктор Дуглас Дьюи очень сильно поранил голову. Ольга Викторовна взяла на себя ответственность за его лечение в непредсказуемых полевых условиях. Сам Дуглас наотрез отказался ехать в какую-либо больницу, и в тяжелых экспедиционных условиях начались осложнения. Его здоровье вызывало большую тревогу у всех участников этой экспедиции, но медицинские познания и настойчивость Ольги привели к тому, что к концу срока экспедиции Дуглас был почти полностью здоров. Именно тогда, прощаясь в аэропорту, Дуглас Дьюи несколько раз повторил: "Ольга, я тебе так благодарен, ты спасла мне жизнь!"

Не раз в жизни Ольга Викторовна попадала в ситуации, когда от нее требовались выдержка и хладнокровие. Еще студенткой на зоологической практике заблудилась в тайге, но сумела сориентировать и "выйти к людям". А однажды с семьей отдыхала в Средней Азии и попутно собирала злаковые растения. Как-то ночью в гостинице встала к проснувшейся малышке, потом взяла кружку и пошла за водичкой. Вдруг в гостинице погас свет и здание качнулось и затрещало — землетрясение. Девочка в комнате заплакала, и Ольга в полной тьме кинулась к ребенку. Тут любой потеряет голову, но она добралась к дочери, успокоила, и в той же тьме стала выбираться на улицу. Кругом царила паника, но она вышла и только потом обнаружила, что кружка так и была зажата в руке.

Утром, при свете дня, пошла в здание за документами, вещами и увидела в полу сплошные расщелины и расколы. Удивилась — как Бог миловал? Но Бог, скорее всего, тут ни при чем. Просто и в полной тьме она не неслась наобум, а проверяла каждый свой шаг, ведь шла-то с ребенком.

Похожих случаев, где в короткий промежуток времени нужно принимать ответственное, единственно правильное решение, наверняка, было множество. Ольга Викторовна умеет очень быстро оценить ситуацию и, несмотря на подвижный и впечатлительный характер, начинает действовать мудро и хладнокровно.

Далее последовала работа в отделе исследований и селекции растений шведского университета аграрных наук (г. Свалов) которая, как и неоднократные выступления на международных симпозиумах, конгрессах и съездах, принесла Ольге Викторовне известность в международных кругах ученых. В 1997 году она защитила докторскую диссертацию на тему "Морфогенетический потенциал рода Пырейник (Elymus) и возможности его использования в интродукции и селекции" и в тогда же, как и.о., возглавила лабораторию интродукции кормовых растений природной флоры. Помимо фундаментальных исследований был разработан метод гибридизации, что позволило получить засухоустойчивые, морозоустойчивые формы Пырейника сибирского, характеризующиеся также короткими остями, что делает их более ценными в кормовом отношении.

В 2001 году Ольга Викторовна была окончательно избрана на должность заведующей лабораторией, с которой справляется легко и творчески. Нужно особенно подчеркнуть, что за очень короткий срок руководства, во время недостаточного финансирования науки, Ольга Викторовна смогла организовать в своей лаборатории ряд новых экспериментальных методик, привлечь новых сотрудников, найти средства на необходимое оборудование, что позволило расширить молекулярно-генетические исследования. Сотрудники лаборатории под ее руководством исследуют природный и интродукционный генофонд бобовых и злаковых растений, а также редких видов Сибири. Основной задачей для себя она считает развитие именно молекулярно-генетических исследований, так как разработанная методология в комплексе с традиционными для ботанических садов методами может дать ощутимые результаты в решении основных проблем ботаники. Большие надежды она возлагает на молодых исследователей, поэтому под руководством Ольги Викторовны выполняется пять аспирантских тем. Не жалеет на молодежь сил, времени и своих знаний и мечтает вырастить грамотных специалистов в области ботаники, владеющих широким спектром экспериментальных методов для решения фундаментальных задач. Ее помощь и советы ценят не только сотрудники лаборатории — за консультациями к Ольге Викторовне часто приходит молодежь со всего института. Она же считает, что самая важная и сокровенная ее мечта сбылась: вырастила замечательную дочь и еще есть время для реализации остальных планов.

Хочется сказать, как сильно нам повезло с руководителем. Ольга Викторовна всегда находит нужные слова, чтобы установить дружеские или деловые контакты с коллегами. Она умеет видеть в каждом человеке только хорошие черты и ценить его индивидуальность. Работать с ней не только легко и приятно, но это также гарантия корректно поставленной задачи и успешно выполненной перспективной темы.

Накануне юбилея мы желаем Ольге Викторовне дальнейших исследовательских успехов в области науки, осуществления намеченных планов в создании собственной научной школы, долгого плодотворного творческого пути и множества светлых событий и свершений в жизни.

Коллектив сотрудников лаборатории
интродукции кормовых растений
природной флоры ЦСБС СО РАН.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+45+1