Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 10 (2645) 7 марта 2008 г.

СИБИРСКАЯ АКУЛИНА…
РОДОМ ИЗ КИТАЯ

Сколько тысяч растений, видов, сортов из разных уголков Сибири, России, мира собрано в Центральном Сибирском ботаническом саду? Трудно назвать точную цифру, поскольку работа по привлечению новых видов, форм и выведению новых сортов идет постоянно. Приручаются не только сибирские «дички», но и изнеженные дети субтропиков. Некоторые из них давно стали «своими» на наших огородах, например, помидоры, перцы, баклажаны, другие с трудом получают «прописку», хотя по своим вкусовым и целебным свойствам не имеют равных среди российских растений.

Иллюстрация

Об интродукции и селекционной работе, которая уже более 60 лет проводится в лаборатории интродукции пищевых растений Ботанического сада нашему корреспонденту Валентине Садыковой рассказывает Юрий Фотев, старший научный сотрудник ЦСБС, кандидат сельскохозяйственных наук.

— Работа с овощными культурами в Ботаническом саду (тогда он назывался Ботанический сад Западно-Сибирского филиала АН СССР) началась в 1946 году под руководством д.б.н. Лидии Львовны Еременко. Ею был привлечен исходный материал по овощным растениям из разных зон страны (около 200—450 сортообразцов). Коллекция томатов достигала 100—150 образцов. В силу своего активного характера уже в начале 50-х годов ею был проанализирован и обобщен опыт выращивания томатов в сибирских условиях с учетом местных климатических особенностей, опубликованы рекомендации по выбору сорта и технологии выращивания, которые оказали большую помощь сибирским овощеводам в повышении продуктивности культур. В дополнение к распространенному в те годы сорту Бизон 639 и другим местным сортам, на основе испытания на овощном коллекционном участке Ботанического сада были рекомендованы более скороспелые и продуктивные, с дружной отдачей урожая сорта.

С 1953 по 1986 гг. руководителем группы овощных растений была к.с.-х.н. Лидия Платоновна Тропина. За эти годы коллекция овощных культур ЦСБС была пополнена новыми сортообразцами. Направление интродукции и всестороннего изучения биологических особенностей овощных растений в Сибири стало одним из основных. В 1970-е и первую половину 80-х годов, наверное, наступил наибольший размах исследований по овощным культурам. Здесь была, например, одна из крупнейших в России коллекций живых растений дикорастущих луков (62 вида), в значительной части привезенных из экспедиций. В начале 80-х годов были выведены и включены в Государственный реестр (вместе с СибНИИРСом СО ВАСХНИЛ и Западно-Сибирской овощной опытной станцией) новый cорт перца Новосибирский, два сорта озимого чеснока, сорт ревеня Обской, предложен к регистрации сорт томата Чароит.

Где-то начиная с 60-х годов на томатах уже проводилась гибридизация. Были получены (путем скрещивания родительских форм и выделения наиболее урожайных комбинаций) гетерозисные F1 гибриды. Они рекомендовались к внедрению, но не были освоены в производственном плане, т.к. хозяйства не были готовы к выращиванию гибридов. Позже из этих комбинаций были отобраны новые сорта, но и они выхода в производство не имели: проблема соединения науки с производством существовала всегда.

— Юрий Валентинович, а когда вы пришли в Ботсад?

— В начале 80-х годов я студентом проходил здесь практику. Побывал в институтах и ботанических садах в Москве, Ленинграде и загорелся идеей скрещивать сорта культурного томата с дикорастущими видами, а также выращивать их методом культуры тканей. В результате был создан и зарегистрирован сорт Дельта 264. Кстати, это был первый сорт в России, полученный при использовании дикорастущих видов. Он имеет лицо, его легко отличить от других сортов: он продуктивный, с крупными, вкусными плодами, красивыми удлиненными кистями и укороченными междоузлиями, устойчив к некоторым болезням. Его можно выращивать и в открытом грунте и в теплицах. В 1995 году в агрофирме «Иня» незадолго до ее закрытия (в 90-е годы все тепличные хозяйства в Новосибирской области разрушились и до сих пор не возродились — кроме Емельяновского, которое специализируется на огурцах) мы испытывали Дельту 264. В новом, современном тогда тепличном комплексе, при хорошей технологии она показала урожайность выше, чем голландские гибриды. И это было приятно.

К середине 90-х годов у людей появился интерес выращивать не только много помидоров, появилась привередливость в отношении окраски, формы, вкуса. Проводили гибридизацию. Благодаря научному обмену мы получили из-за рубежа, а также из ВНИИР им. Н. И. Вавилова семена дикорастущих томатов. В итоге у нас сейчас, наверное, крупнейшая в России коллекция дикорастущих видов томатов.

— А «дикие» томаты тоже разные бывают?

— Да, и по цвету, и по форме, и по устойчивости. Например, дикорастущий томат Пеннеллии, с которым у нас получены гибриды, имеет слабую корневую систему, и, как эпифит, своими клейкими, густо опушенными листьями поглощает воду из воздуха. Он родом из Перу, с побережья, где в течение года практически не бывает дождей, постоянно пасмурно и туманно — в таких условиях и сформировался этот необычный томат.

Наша коллекция сортов томата рассчитана на разные вкусы: разного размера (от черри до крупноплодных), цвета, вкуса. Например, Сливка красная — единственный российский черри — томат с очень плотными, по настоящему сладкими плодами удлиненной формы, пригодный для продолжительного хранения. При этом куст детерминантного типа (ограниченного роста) — 80 см, в теплице — до 1—1,2 м.

Еще один зарегистрированный сорт — Толстый боцман, с устойчивостью к вирусу табачной мозаики — очень декоративен. Невысокий куст (60—80 см) увешан крупными полосатыми вкусными плодами. В открытом грунте он может просто украшать садовый участок.

Сорт Ампир получен на базе многим знакомого индетерминантного, требующего формирования сорта Трюфели. Мы снизили высоту куста до 80 см, уменьшили расстояние между кистями, сохранив урожайность, убрали зеленое пятно у плодоножки, которое часто пробковеет и сводит на нет достоинства сорта, сохранив форму и размер плодов, сделали их более сочными, как у материнской формы — сорта Зырянка. Получены и другие сорта: Никитка, Королевич, Минор, Оранжевое лето, Ранняя любовь, Сибирский пируэт, Инна и др.

Примерно десять лет назад мы начали серьезно заниматься перцем (Золотой теленок, Роман, Ягуар, Ятаган, Бегемот, Аллигатор и др.), созданием F1 гибридов баклажана и новыми овощными культурами. Благодаря сотрудничеству с Китаем (я читаю лекции по приглашению Аграрного университета Куньмина и Центра подготовки научных кадров провинции Юньнань) у нас появилась коллекция китайских культур. Кроме того, многие культуры мы получили по обмену между ботаническими садами и из ВНИИР им. Н. И. Вавилова. И этот материал мы включили в селекционную работу. В итоге у нас были созданы совершенно новые для России сорта культур — кивано, вигны, бенинказы, момордики. Раньше с этими культурами в России не работали.

— А какие у них «таланты», почему вы их решили приручить — они вкусные, полезные, красивые?

Иллюстрация
На снимке: кивано.

— У каждой из этих культур своя изюминка. Кивано, или рогатый огурец, происходит из Южной Африки. В молодом возрасте его можно использовать в салатах, солить, мариновать. При созревании кожица у него грубеет и покрывается толстым восковым налетом, в результате он может храниться в комнатных условиях до полугода, сохраняя качество. Во многих странах мира его сок, приятного освежающего вкуса, напоминающий банан, авокадо, добавляют в йогурт. Он необыкновенно полезен для сердечников, так как в ста граммах этого огурца содержится до 300 мг калия. Специализируются на выращивании кивано Новая Зелания и Израиль. Однако семена, выделенные из их плодов, не дадут урожая в наших условиях — они очень поздние, в августе будут только цвести. А наш сорт кивано Зеленый дракон способен дать плоды через два месяца. Выращивают его горшечной рассадой, высаживаемой в месячном возрасте в грунт пленочной теплицы 20—25 мая либо в начале июня после заморозков в открытый грунт. Выращивают на шпалере или сетке.

Вигна — вьющаяся бобовая культура, распространенная в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Мы собрали огромную коллекцию сортов вигны — более сотни. Сначала их выращивали в теплице, потом под пленкой, потом они прошли акклиматизацию в открытом грунте. В итоге оказалось, что в наших условиях можно выращивать меньше 5 % сортов вигны. Большинство из них в условиях длинного дня затягивает вегетацию и не успевает дать приемлемый урожай. Мы создали два сорта, нейтральных к длине дня — Сибирский размер и Юньнаньская. 20—25 мая их можно посеять под пленку — культура не любит температуру ниже 15—17 градусов, лучше всего она развивается при 25—30 градусах. Вырастает она до 1,5—2 м, поэтому выращивать ее лучше на шпалере или сетке. Очень продуктивная и урожайная — бобы типа спаржевой фасоли толщиной 1 см, вырастают до 1 м. Представляете, такие макароны, спагетти! Их можно тушить, жарить, консервировать, замораживать. Содержат много белка — настоящее растительное мясо! Два растения вигны, посаженные в огуречной или томатной теплице, обеспечат вас до осени нежными бобами.

Во всем мире сейчас бум на момордику, но нашу страну он обошел стороной. Эта культура и овощная, и, в большей степени, лекарственная, потому что содержит много гликоалколоидов, инсулиноподобных пептидов, которые нормализуют содержание сахара в крови. В странах субтропического и тропического климата, где момордику можно выращивать круглый год, она используется в качестве традиционного, проверенного многими поколениями людей лекарства для лечения диабета. Кроме того, она показана при инфекционных и даже онкологических заболеваниях, так как повышает иммунитет. В Китае ее называют «плод долгожительства».

Когда наши биохимики сделали анализ биохимического состава момордики, они были так удивлены высоким содержанием в ней катехинов и пектинов, что сделали повторный анализ, который подтвердил первоначальный. Катехины препятствуют окислению аскорбиновой кислоты и способствуют накоплению ее в тканях. Вообще у этой культуры сложный состав, поэтому она используется и как овощ, и как лекарственное растение.

Плоды момордики (весом по 200—300 г) напоминают огурец с мягкими шипами. Обычно их разрезают повдоль, нарезают на полукольца, обжаривают на растительном масле и используют в качестве гарнира. В Японии из нее делают чипсы, прохладительные напитки, пиво… В странах Юго-Восточной Азии проходят целые выставки, посвященные момордике и продуктам из нее.

Мы получили и зарегистрировали свой, сибирский сорт момордики — Гоша, названный в честь нашего китайского друга, коллеги, большого любителя русской культуры и истории России Го Джень Дзя.

Бенинказа — также экзотическая для России культура, которую мы приручили. Это восковая тыква родом из Юго-Восточной Азии. В Китае, Японии, Индии она популярнее, чем тыква обыкновенная. Молодые опушенные плоды можно использовать как кабачки. С возрастом опушение пропадает и появляется восковой налет, вскоре его становится так много, что можно собирать ложкой. Этот воск используется на родине бенинказы в технических целях. Благодаря такой защите кожица у этой тыквы не твердеет, хотя плоды хранятся в течение года, а по данным литературы — до трех лет.

В отличие от тыквы обыкновенной, у которой мякоть со временем становится волокнистой, бенинказа имеет зернистую, как у дыни, сладковатую и вкусную мякоть, лишенную тыквенного привкуса, который многим не нравится. Плоды можно жарить, тушить, использовать в супах (кубиками) и делать великолепные цукаты, кстати, очень популярные на Тайване.

Сорт бенинказы, который мы вывели для условий Западной Сибири, мы назвали Акулина. Ей это имя очень подходит. Ее лучше выращивать в пленочной теплице, высаживая рассадой месячного возраста с подвязкой к шпалере. Бенинказа не такая рослая, как тыква обыкновенная.

Эти четыре новых культуры — кивано, момордика, вигна, бенинказа — зарегистрированы и рекомендованы для нашего Западно-Сибирского региона. Мы создали методику их сортоиспытания и технологию выращивания, а Госсортокомиссия приняла эту методику для испытания новых сортов и в других регионах РФ.

Еще одна культура из семейства тыквенных, с которой мы работали — циклантера. Эта лиана до 2 метров имеет некрупные (5—8 см) плоды, которые в молодом возрасте используют для жарки, фарширования. По вкусу напоминает спаржу. Пустые внутри плоды можно фаршировать мясом, рисом или готовить в качестве самостоятельного блюда. Ценная особенность циклантеры — очень высокое содержание пектинов — 16 % на сухой вес (для сравнения в томатах — около 4 %), поэтому ее можно рассматривать в качестве источника промышленного получения пектинов. Циклантеру можно выращивать в открытом грунте, высаживая в начале июня горшечную рассаду трехнедельного возраста, в том числе и с декоративной целью: у нее очень красивые ажурные листья и ароматные цветки. Сорт циклантеры Майя, который мы получили, готовится к регистации.

В ЦСБС есть лаборатории пищевых, лекарственных и декоративных растений. Наши новые культуры объединяют все три направления — они вкусные, красивые и очень полезные.

К настоящему времени нами получены и в основном включены в Государственный реестр селекционных достижений РФ 18 сортов томата, 7 сортов перца. Впервые за Уралом, в Сибири, созданы F1 гибриды баклажана, крупноплодные и урожайные. Можно бы и продолжать работу, но…

— А почему «но»?

— У нас ведь не селекционная станция, а ботанический сад — в прошлом году тему вообще чуть не закрыли, хотя у нас высокий рейтинг по научным публикациям и авторским свидетельствам за новые сорта. Но тема не вписывается в поставленную 60 лет назад задачу — изучение природных ресурсов Сибири. В 40-х годах прошлого столетия, понятно, нужно было накормить страну, сейчас уже приоритеты сменились, а задача — исследовать дикорастущие растения — осталась. Говорят, новыми культурными растениями должна заниматься Сельхозакадемия. А она не будет этими культурами заниматься! Ни в одном институте РАСХН, по крайней мере, за Уралом, нет подразделения, которое бы занималось новыми культурами. У них картофель, морковь, зерновые… Да, вообще говоря, они и традиционными культурами сейчас по экономическим причинам не занимаются серьезно. Нет связи с хозяйствами и компаниями, работающими в растениеводстве. А в прошлом году было принято решение и о ликвидации системы сортоиспытательных участков. Это неправильное решение. Либерализация рынка и так уже привела к тому, что сейчас лишь 20 % семян, которые реализуются в России, отечественного производства, остальные 80 % — импортные! Это официальные данные ВНИИ селекции и семеноводства овощных культур (ВНИИССОК). Россия — емкий рынок семян, поэтому большинство транснациональных корпораций стараются завоевать его, и это у них получается.

— Но любая страна старается обезопасить себя в этом плане, выводя собственные сорта, устойчивые к местным условиям и болезням. Мало ли что может произойти…

— Многие наши хозяйства, которые в течение нескольких лет выращивали голландские сорта капусты, обнаружили, что отечественные сорта, высаженные после голландских, погибают от фузариоза капусты. Большинство голландских гибридов генетически устойчивы к фузариозу, а отечественные селекционеры на устойчивость к этой болезни не работали, так как у нас ее не было. Занесенный же с семенами возбудитель фузариоза способен сохраняться в почве в течение 10—12 лет. Иначе как биологической интервенцией это назвать трудно.

С семенами в свое время к нам была занесена мучнистая роса томата, появился колорадский жук. В общем, достижения мировой селекции использовать можно и нужно, но не надо забывать и собственные традиции, использовать собственные возможности.

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+453+1