Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20 (2655) 15 мая 2008 г.

ЦАРЬ «ПОЛУНОЧНЫХ СТРАН»

Приполярный этнографический отряд работает на севере Западной Сибири уже четверть века. Основное направление исследований — религиозно-обрядовая практика хантов и манси. Первым руководителем отряда был известный исследователь, доктор исторических наук И. Н. Гемуев, чья блестящая находка — большое серебряное блюдо с изображением осады крепости — является одной из жемчужин Музея Института археологии и этнографии СО РАН.

А.В. Бауло, д.и.н.,
Институт археологии и этнографии СО РАН

Иллюстрация

Любой полевой сезон приносит новые открытия, не стало исключением и лето 2007 года. В Березовском районе Ханты-Мансийского АО удалось ознакомиться с семейной реликвией — небольшой чашей диаметром 11 см и глубиной 3,5 см. Она отлита из бронзы, а затем покрыта слоем серебра и позолоты. Ручка чаши выполнена в виде трехзубчатой короны. В центре чаши изображен мужчина (старик), сидящий в «позе лотоса» и держащий в руках животное, напоминающее бобра. Старик одет в длинный халат и мягкую обувь с высоким голенищем. Лицо грушевидной формы, немного раскосые глаза, довольно внушительный нос, опущенные вниз усы. На голове, скорее всего, показана меховая шапка (она выполнена такими же рельефными полосками, как и шкура бобра). По обеим сторонам головы главного персонажа располагаются фигуры двух птиц.

Чаша не имеет прямых аналогов среди опубликованных предметов, в связи с чем место и дату производства определить сложно; предварительно можно говорить о временном промежутке IX-XII вв. и широком географическом охвате — от Ирана и Средней Азии до Хазарии. К сожалению, мало что проясняет факт нахождения чаши в Березовском районе, тем более, что по косвенным данным некогда она была привезена из поселка Шурышкары, который находится севернее Березова еще на 300 км. Рядом с Шурышкарами в средние века находился богатый археологический памятник — Белая гора, с годами разрушившийся и полностью ушедший под воду. С этого памятника известны многочисленные сборы замечательных изделий из серебра и бронзы, которые ныне хранятся в музеях Салехарда, Тобольска, Ханты-Мансийска, Новосибирска. Большая часть серебряных изделий, найденных на территории Березовского района ХМАО и Шурышкарского района ЯНАО, была привезена в эпоху средневековья из Ирана, Средней Азии, Волжской Болгарии. На иранских чашах изображались цари, на среднеазиатских — дворцовые и батальные сцены, на болгарских — всадники и животные.

Вновь найденная чаша, с одной стороны, достаточно органично входит в круг восточного импорта в Нижнем Приобье, с другой стороны, ее сюжет для специалистов необычен. Мы привыкли видеть в подобной позе восточных царей, пирующих во дворце среди своих слуг, но старик с бобром в руках, безусловно, из другого мира. В последние годы обнаружено немало изделий, поступивших на север с Востока, сюжет которых адаптирован к местным — сибирским — реалиям. К фигурам львов и грифонов на серебряных пластинах добавляли, например, изображения идолов, делая привозные изделия более понятными и привлекательными для потенциальных покупателей. В данном же случае можно предполагать, что чаша (или набор чаш) была отлита специально для преподнесения человеку, от которого зависели судьбы восточной торговли в Сибири. Таким человеком мог являться царь «полуночных стран», князь Югры. На это, в частности, указывает оформление ручки чаши в виде короны. Скорее всего, речь шла о конкретном человеке, ведь запечатлен не только облик правителя, но и его домашний любимец — бобр.

Большая часть привозных восточных сосудов со временем оказывалась на хантыйских и мансийских святилищах, органично входила в обрядовую практику этих народов. Безусловно, узнаваемость изображенных фигур и сюжета в целом на таких изделиях играла немаловажную роль для хантов и манси. Так, о волшебной бобровой шапке божества говорится в одном из вогульских сказаний, записанных в начале XX века.

Интересно, что в прошлом же году появилась информация о чаше-двойнике, отлитой из бронзы и найденной якобы в Сургутском Приобье; есть и ее фотография. Тотемом одного из хантыйских родов в этом регионе был бобр. А у иртышских остяков на рубеже XIX-XX вв. описан обряд жертвоприношения бобра духу огня в Петров день. На спину животного клали головной платок; зверя убивали таким образом, чтобы кровь брызнула «на восток», в сторону огня и в огонь; в огонь бросали платок со спины животного, предварительно окунув его в кровь.

Таким образом, уникальность чаши заключается в том, что на ней оказался запечатлен портрет средневекового северного владыки. Попав в Сибирь, чаша органично вписалась в обрядовую сферу местных народов.

Есть надежда, что Государственный музей Природы и Человека в г. Ханты-Мансийске приобретет чашу, которая достойна стать центральным экспонатом музея, базирующегося в столице Югры.

Фото В.Н. Кавелина

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+462+1