Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 26-27 (2661-2662) 3 июля 2008 г.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ СИБИРИ
В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

9 июня в новосибирском Академгородке по инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе А. В. Квашнина прошла первая Межрегиональная конференция «Инновации — городам Сибири». Ее участниками стали мэры 77 «нестоличных» городов СФО, руководители исполнительной власти субъектов Федерации, представители инновационных компаний, ученые СО РАН.

Иллюстрация

Точку зрения экономической науки на развитие сибирских городов в совместном докладе изложили ак. В.В. Кулешов и В.И. Суслов. Корреспондент «НВС» Валентина Садыкова попросила Виктора Ивановича Суслова в популярной форме рассказать о наиболее интересных темах прошедшего форума.

В Сибирском федеральном округе помимо «столичных» городов насчитывается 128 населенных пунктов, имеющих статус города. Распределены они по территории неравномерно. Например, в Республике Алтай есть только один город — столица Горно-Алтайск, а в старопромышленных регионах — в Иркутской, Кемеровской областях, Красноярском крае — достаточно много населения сосредоточено в небольших городах, даже больше, чем в областных центрах. В некоторых случаях население сосредоточено в «столичных» городах, как, например в Новосибирске, Омске, Томске. В общем, структура эта в Сибирском федеральном округе очень разнообразна. Но именно малые и средние города, сельские поселения — это плоть и кровь экономического пространства, и если мы говорим об освоении Сибири, о том, что она должна остаться в составе России, то мы должны прежде всего говорить об их развитии.

Конечно, развитие «столичных» городов будет способствовать оживлению всей территории, но все-таки «столичные» города как таковые — это признак колониальной структуры, а мне кажется, что мы в последние два-три года от модели колониального развития Сибири начинаем отходить. Одна из главных задач малых и средних городов — обеспечить среду обитания человека, создать желательно комфортные условия для проживания. Речь идет об экономике, ориентированной на использование местных ресурсов и на удовлетворение потребностей местного населения, в том числе и привлекательных рабочих местах.

Но неинновационое, невысокотехнологичное развитие городов — это вечное залатывание дыр, политика типа: «Да какие там высокие технологии, когда у меня трубы текут, котельные на ладан дышат, дороги ужасные, дворники пьют. Вот мои проблемы, сначала мне их надо решить, а потом говорить об инновациях...» — обречено на неудачу. На самом деле, надо понимать, что без привлечения современных технологий проблемы модернизации городского хозяйства не решить. И вот здесь наука — СО РАН, медицинская и сельскохозяйственная академии могут предложить много полезных решений в самых различных областях: легкой и пищевой промышленности, ЖКХ, энергетике, дорожном хозяйстве, строительстве жилья, образовании, медицине, информационных коммуникациях, финансовых и страховых услугах — т.е. во всем, чем живет население.

Возьмем энергетику. В Сибирском отделении есть интересные наработки в области альтернативных источников — солнечная, ветровая, «соломенная» и «торфяная» энергетика, метан угольных пластов, высокоэффективные и экологичные технологии сжигания угля, мини- и микроГЭС и ТЭС, бытовые и промышленные приборы всевозможного контроля, измерения и анализа, каталитические установки всевозможной очистки, нефте- и газопереработки и др., лазерные и электронно-лучевые комплексы хозяйственного назначения, космотехнологии для геологической и геофизической разведки, метеорологии, экологии, лесного и сельского хозяйства, «Экодом», базальтовые технологии для строительства, трубопроводного, дорожного хозяйства и др.

Я не люблю тему биотоплива — это тупиковая ветвь: если даже все земли, которые сейчас используются под продовольственные культуры, засеять техническими культурами, это покроет только 15-20 % потребности в энергоносителях. Это просто провокация, которая ведет к повышению цен на продовольствие. Не в этом выход из положения. Зачем нам это, если в Новосибирской области, например, огромные запасы торфа и ежегодно дополнительно образуется еще порядка 2 млн тонн. Это фактически возобновляемые ресурсы для энергетики, не говоря уже об удобрениях, других полезных предметах переработки торфа. Проблемы сложные, но решаемые.

Для того, чтобы весь этот пласт проблем решить, надо разрабатывать конкретные программы и стратегии развития для этих территорий с использованием инновационной компоненты. Работа должна строиться на контакте с наукой, с соответствующими научными центрами. И должен быть отклик со стороны заказчиков. Ведь далеко не все, что нужно практике, у нас разрабатывается, но мы знаем, что есть у нас, знаем ситуацию в мире, знаем, где что можно купить, какие существуют альтернативы. Надо только эти данные систематизировать и предоставлять людям, у которых есть в этом потребности.

Программы и стратегии социально-экономического развития городов и муниципальных образований должны быть «пронизаны» идеями инноваций (тезис вице губернатора НСО  Г. А. Сапожникова). Должны существовать ощутимые преференции инновационно активным предприятиям, проводящим коренную модернизацию своей технологической базы на основе наукоемких решений, нужно стимулировать подготовку высококвалифицированных кадров. Региональные инновационные системы должны включать информационно-консалтинговые структуры, ориентированные на диалог с городами и муниципальными образованиями.

Инвестиции из прибыли на инновации должны, как минимум, не облагаться налогом на прибыль (относиться на себестоимость). Инвестиции в отечественные инновации должны поддерживаться бюджетными премиями. Импорт лицензий, оборудования под наукоемкие технологии не должен облагаться таможенными пошлинами и т.д.

Очень важно городским структурам попытаться встроиться в формируемые инновационные инфраструктурные объекты, такие как технопарк в Новосибирске, технико-внедренческая зона в Томске, бизнес-инкубаторы в Иркутске и т.д. Эти города могли бы стать заказчиками или инициаторами создания резидентов этих структур, в которых бы в конце концов выросли нужные для них производственные фирмы. Но надо понимать, что финансовый потенциал городов как таковых, возможности местного бизнеса не позволят решить эти проблемы, по крайней мере, теми темпами, которые мы ожидаем. Ориентироваться только на них — значит фактически отдать решение проблемы рыночным механизмам. Они, конечно, приведут к решению, но когда, и сколько мы при этом потеряем... По-видимому, очень много.

В настоящее время в Сибири пока не существует достаточных условий для формирования или функционирования машиностроительных инновационных кластеров в классическом определении этого образования, ввиду малочисленности малых и средних предприятий, их производственной оснащенности, разрозненности специализации. Из всего выпускаемого ассортимента не более десятка видов продукции конкурентоспособны на мировом и внутреннем рынке. Большинство оборонных предприятий либо недостаточно широко используют возможности двойных технологий, либо производство на них гражданской высококонкурентоспособной продукции невозможно в принципе или не рентабельно из-за высоких издержек производства. Это наводит на мысль о несостоятельности надежд на машиностроение, в том числе на имеющееся наукоемкое как на решающее средство перехода на инновационную экономику в среднесрочной перспективе. Поэтому очень важно иметь привязку к программам более высокого уровня, у которых совсем иные возможности в финансировании. Здесь очень важна роль «столичных» городов, которые могут выступать центрами кристаллизации крупных программ. Например, в области машиностроения, нефтегазовой промышленности — Омск, горнорудной — Красноярск, угольной — Кемерово и т.д. Но крупная промышленность, новые производства не должны концентрироваться в больших городах — ведь огромный промышленный потенциал имеется в средних и малых городах в Иркутской, Кемеровской областях, Красноярском, Алтайском краях, и его надо использовать.

Многие сибирские города, средние и малые, выполняют не только и даже не столько локальные функции среды жизнеобеспечения. Они играют важную роль в межрегиональном и международном разделении труда. И в перспективе тенденция включения сибирских городов в межрегиональное и международное разделение труда будет только усиливаться. Инновационная, высокотехнологичная компонента развития этой внешне-ориентированной части экономики должна быть выражена не менее рельефно.

Крупные мегапроекты, реализуемые на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств Инвестиционного фонда, региональных денег, средств крупного бизнеса и т.д. ориентированы на развитие новых городов. Часто строительство начинается вообще в безлюдных местах и уж точно не в «столичных» городах. В какой-то мере используются малые и средние города. Начнем с Нижнего Приангарья. Мощный стимул для развития получат небольшие города: Кодинск, Лесосибирск, Енисейск, поселки Карабула, Богучаны, города, которые возникнут после строительства нижнеангарских ГЭС. Асино, Белый Яр, Колпашево, Стрежевой получат новые импульсы для развития в связи со строительством Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Железная дорога — это не нефтяная труба, она действительно дает новую жизнь территориям. Она должна пройти от Усть-Илимска через Нижневартовск, Ханты-Мансийск, через Урал в Европу. Правда, этот проект муссируется уже столетие. Причины, по которым строительство не начинается, разные, а проект действительно хороший. И Бакчарское месторождение будет поближе, хотя это на самом деле только маленький фрагмент железнорудного пояса Сибири, который идет от Средней Оби до Алтая. В мировых масштабах это огромнейшее месторождение, но Бакчар, наверное, самый удобный его фрагмент (есть и более северные выходы руды к поверхности). Правобережье Оби, как считают геологи, перспективно на нефть и газ.

Иллюстрация

Или взять юго-восток Забайкальского края — если там будут строиться железные дороги, то и металлургическая промышленность будет развиваться. Наверное, получат стимул к развитию старинные русские города — Александровский, Нерчинский, Газимурский заводы. В начале XVIII века там одновременно с Уралом начиналась русская металлургия. Это уже потом из Забайкалья эстафетная палочка была передана Алтаю. Все эти малые и средние города получат мощнейший стимул для развития при условии, что магистрали все-таки построят, что эти крупные инвестиционные проекты начнут реализовываться. Пока они откладываются — есть трудности, которые оказались более серьезными, чем казалось, но проекты не снимаются с повестки.

Трудности связаны с законодательством, со слабостью материальной и строительной баз, нехваткой квалифицированной рабочей силы. Все эти проблемы надо решать, и решать основательно. Это только два проекта. Можно назвать и другие: например, Удокан — Кадар, проект создания ассоциации городов Славгород — Бийск — Кольцово. Такие ассоциации вполне могут поддерживать друг друга и стимулировать развитие различных, в данном случае наукоемких производств. И совещание под девизом «Инновации — городам Сибири» — очень полезное. Нам есть о чем поговорить, пообсуждать, порешать, как эти проблемы сдвинуть с мертвой точки. Совершенно понятно, что если не начать их решать, Сибири не подняться. Но для их решения нужна государственная воля — местного потенциала, безусловно, не хватит.

Главная надежда — именно на инвестиционные мегапроекты. Кроме того, крупные инвестиционные проекты должны в обязательном порядке основываться на использовании инновационных, высокотехнологичных и наукоемких технологических решений. В обязательном порядке надо включать разделы по развитию малых и средних городов, других населенных пунктов. Проекты, не удовлетворяющие этим условиям, должны, как минимум, быть лишены всякой государственной поддержки. В то же время на местах должна развиваться своя строительная база, вестись подготовка кадров. Было бы правильно, если бы в крупных мегапроектах для решения технологических задач использовались технологии, основанные на отечественных разработках, а те, кто их используют, получали бы приоритеты и просто налоговые льготы, как это во всем мире происходит. Инструменты, которые могли бы способствовать решению этих проблем, известны. Тем более, что сейчас России дан исторический шанс — огромные средства, которые приносит нефть. И не использовать этот шанс, по крайней мере, недальновидно.

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+467+1