Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 30 (2665) 31 июля 2008 г.

НАПОЛНИТЬ СМЫСЛОМ
ПОНЯТИЕ «ИНТЕГРАЦИЯ»

21 июля в рамках мероприятий Международной летней школы, прошел круглый стол «Молодые ученые и лидеры молодежных общественных организаций в интеграционных процессах», на котором состоялось обсуждение наиболее актуальных и неотложных проблем молодежных ассоциаций.

Ю. Александрова, «НВС»

Модное сегодня слово «интеграция» означает объединение, взаимное сближение и образование взаимосвязей. Именно об этом, а также о содружестве, сотрудничестве и взаимодействии шла речь на встрече молодых научных и общественных лидеров стран СНГ (ведь и в этой аббревиатуре слово «содружество» — ключевое!). Интеграция — многоуровневая система и начинаться она может с малого: с образования взаимосвязей на внутривузовском уровне, между кафедрами, факультетами. Это тоже интеграционные процессы, которые являются начальной ступенькой на большом пути и при их успешном протекании приводят к более масштабной интеграции — на уровне городов, республик, государств. Поэтому в самом начале заседания ведущий круглого стола профессор В. Ю. Рудь из СПбГПУ предложил всем присутствующим поделиться опытом проведения международных конференций, выставок, опытом привлечения к работе представителей разных стран.

Иллюстрация

Отправной точкой для дискуссии стало выступление М. Г. Тавричинской — председателя Совета молодых ученых из Гомеля. Она рассказала о тесном общении с иностранными молодыми учеными, об организации работы Совета и необходимости постоянного контакта с руководством высших учебных заведений, поскольку нередко только таким образом удается решить финансовые и другие проблемы. Сразу возник совсем не праздный вопрос — кого все-таки следует считать молодым ученым (к примеру, только начинающий свой научный путь аспирант и молодой доктор наук находятся в разных «весовых категориях»), и правомерно ли возрастное ограничение в 35 лет? Сошлись во мнении, что каждый вуз должен решать эту проблему по-своему.

Как сказал один из участников, среди зрелых ученых достаточно распространена точка зрения, что молодежные мероприятия, конференции и журналы собственно научной ценности не представляют (нет науки «молодой» и «старой»), и в этом есть доля истины — в первую очередь, они служат «тренировочной базой» для выступлений и публикаций. Отвечая на реплику, Василий Юрьевич Рудь привел в пример свой вуз. С 1996 года там регулярно проходит Международный экологический форум стран Балтийского региона, а в последнее время стабильно развиваются партнерские отношения со Швецией. «Мы приветствуем участие и студентов, и докторов. — отметил выступающий. — Главное — понять, как более выигрышно использовать людей на нужных позициях».

Формы взаимодействия молодых многообразны — конференции, форумы, летние школы. Не стоит вопрос — сотрудничать или нет, важно понять, как лучше сотрудничать, в каком виде должны существовать взаимоотношения между молодыми учеными. Участники круглого стола предлагали различные формы интеграции, помимо уже названных: постоянный обмен информацией, проведение в разное время мероприятий, на которых бы обсуждалась реализация новых, интересных проектов. Все согласились, что такое сотрудничество может и должно реализовываться. Причем, возможно, следует подумать о его большей «централизации» — создании единой структуры советов, которая бы их мотивировала и контролировала, организационном оформлении (одно из предложений — создание сайта) и ведении планомерной, систематической деятельности, хотя уже существует несколько ассоциаций, которые проводят подобную работу. Впрочем, заметил кто-то из сидящих за столом, «сам факт, что мы участвуем сегодня в этом мероприятии много значит и дает толчок к развитию общего дела».

Одна из важнейших функций современных молодежных организаций — функция исследовательская. Сейчас меняется структура мира, возникает необходимость в самореализации, и если молодые ученые ставят задачу и нестандартными способами добывают информацию, которая может быть интересна, то результаты имеют не меньшую ценность, чем те, что получены традиционным путем. В обсуждении приняли участие С. Блохин (РАГС, Москва), Е. Киселева (МГУ, Москва), С. Братющенко (ИЭОПП СО РАН), Н. Мухаммадюсуф из Таджикистана и многие другие. «Чтобы интегрироваться, надо понять проблемы и четко сформулировать цели. — сказал В. Ю. Рудь. — Если мы не будем ставить перед собой очередные задачи и искать новый смысл понятия интеграция, то не будет единения. Но все можно решить очень просто, надо только найти „гаечку“, которая поможет вам пойти в нужном направлении — тогда и будет результат».

Итогом дискуссии молодых ученых стало принятие резолюции: «Круглый стол предлагает поддержать идеи сотрудничества и повышения уровня интеграции по вопросам молодых ученых в сфере науки и образования, предлагает организационному совету рассмотреть возможность начала работ по подготовке реальных проектов и программ по этим вопросам, в частности, организации сайта, подготовки сборника и проведения обучающих семинаров».

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+469+1