Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 30 (2665) 31 июля 2008 г.

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ

18 июля в конференц-зале Выставочного центра СО РАН состоялся круглый стол на тему «Системный подход в подготовке кадров для инновационной деятельности».

В. Макарова, «НВС»

Это мероприятие завершило международный семинар по инновационному предпринимательству, организованный корпорацией «Intel», ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка» и университетом г. Беркли (США, Калифорния). Среди участников круглого стола — представители администрации Новосибирской области, технопарка, высших учебных заведений города и инновационных компаний.

Фактически речь шла о дополнительном образовании в виде практических курсов-тренингов. Они могли бы быть полезны для развития предпринимательской составляющей, которой так не хватает в инновационной деятельности. В настоящее время крупные успешные компании определили желаемый набор навыков сотрудников при приеме на работу. На первые места выдвинуты такие качества как проблемно-аналитическое мышление, использование информационных технологий, работа в команде, креативность, лидерские способности. Учат ли чему-то подобному в российских вузах? Пришедшие на круглый стол студенты НГУ пояснили, что некоторые курсы есть (бизнес-планирование, управление маркетингом), однако они только для экономических специальностей и, в основном, теоретические. Ребята обеспокоены тем, что они не умеют выступать, им не хватает практики; хотелось бы научиться предпринимательству. Система семинаров, краткосрочных курсов могла бы помочь развитию профессиональных навыков — коммуникативных, лидерских.

Иллюстрация
Выступает А.В. Николаев.

Корпорация «Intel» ежегодно инвестирует в образовательные программы более 100 млн долларов. О накопленном опыте учебных курсов рассказал А. В. Николаев, руководитель программ «Intel» по взаимодействию с высшими учебными заведениями России и стран СНГ. Наиболее подробно он остановился на двух проектах, которые явились результатом семинаров, проведенных в Москве и Санкт-Петербурге. Студенты, прошедшие предложенные курсы, получили знания в самых передовых направлениях науки, умение работать в команде, брать на себя ответственность в нужный момент, принимать решения на базе анализа материалов. А. В. Николаев предложил организовать в Новосибирске серию мастер-классов сотрудников «Intel» для студентов и преподавателей. Очевидно, что необходимо использовать не только зарубежный опыт, но и то, что уже есть в нашей стране. Так сложилось, что семинары объединяют единомышленников, тех людей, которые думают, как развивать инновационную составляющую экономики, что можно сделать в университетах и технопарках. Обсуждения на семинарах пробуждают активность. Для подтверждения результатов подобной акции выступающий привел один пример. В московском семинаре принял участие декан одного из новых факультетов МФТИ — факультета инновационных высоких технологий. На подобном круглом столе он рассказывал о планах по развитию факультета, подчеркивая необходимость внедрения тренинговой компоненты. Уже на осенний семестр 2008-2009 учебного года запланирован ряд курсов по развитию лидерских, социальных, когнитивных навыков студентов. А. В. Николаев обратился к сидящим в зале с предложением в двухдневный срок создать Интернет-страничку для передачи материалов нынешнего семинара, обмена опытом. Кстати, желающих сделать это оказалось немало.

«Образовательные программы, которые ведет Intel, базируются на принципе корпоративной социальной ответственности. Эта тема распространена среди крупных компаний, но Intel, как аккумулирующая большой интеллектуальный потенциал, считает, что наиболее рационально делиться именно им. Когда компании делятся своими наработками, общение с сообществом становится двигателем прогресса. Неважно, куда пойдут студенты, которые выпустились по современным специальностям — в высшую школу или в индустрию. В любом случае они будут проводниками, поддерживающими общее развитие высоких технологий. Это — наша идеология», — резюмировал представитель «Intel».

Насущной проблемой в системе подготовки кадров для инновационной деятельности в России является скудная база методик, нехватка предподавателей-практиков. Об этом шла речь в выступлении директора областного фонда поддержки науки и инноваций администрации НСО  Б. И. Ивлева. «Сейчас имеется большое количество готовых разработок в организациях сибирских отделений академий наук, в вузах, в ГНЦ ВБ «Вектор». И деньги сегодня есть. Но когда начинаем анализировать степень готовности к реализации, просим технико-экономические обоснования, то оказывается, что работа не завершена. Не могут авторы достойным образом представить свою работу, защитить ее, доказать перспективность для выпуска. А в результате великолепные проекты устаревают, это же скоропортящийся товар!

У нас не отработаны механизмы передачи разработки от института к предприятию. Зачастую требование представить бизнес-план оказывается невыполнимой задачей. Необходимо перестроиться в образовании, давать больше практических навыков. Наш фонд готов поддержать обучающие семинары. Это особенно актуально для Новосибирска в связи с созданием Технопарка«.

Подтверждение об участии в формировании новых образовательных программ высказал и генеральный директор ОАО «Технопарк новосибирского Академгородка» Д. Б. Верховод. «Мы готовы продолжать сотрудничество с Intel в области развития образовательных программ. Возможность качественного обучения и повышения квалификации инновационных предпринимателей в ближайшее время будет предоставлена технопарком на базе бизнес-инкубаторов. Всех студентов надо учить на мировоззренческом уровне, но специализированно готовить тех, кто склонен к предпринимательству. Технопарк открыт к сотрудничеству не только с НГУ, но и с другими вузами города».

Желание дальнейшего развития образовательных программ, подобных семинарам Intel, высказали представители новосибирских вузов. Полученный опыт будет максимально эффективно использован участниками. Декан факультета информационных технологий НГУ  М. М. Лаврентьев выразил мнение, что мастер-классы, семинары нужно проводить на базе университетов, поскольку эти учреждения имеют лицензию на образовательную деятельность. Опять же, важно использовать и опыт действующих преподавателей. «Каждый раз приглашать заморских специалистов — дорогое удовольствие. В НГУ, к примеру, действуют две совместных лаборатории — с Intel и Parallels, их ведущие менеджеры могут помочь с разработкой курсов. Есть и готовые программы, просто их надо немного расширить практикой. Знания по инновационному предпринимательству необходимо давать всем, а не только экономистам. Все составляющие налицо: понимание задачи, готовность к выполнению, финансовая поддержка Обладминистрации. Дело за малым — определить, с чего начать».

В самом деле, нельзя игнорировать отечественный опыт. К примеру, в НГУ успешно привлекают к преподаванию в Центр дополнительного образования руководителей инновационных компаний. А. Н. Ремённый, исполнительный директор ОАО «СибАкадемИнновация», постоянно проводит занятия с обучающимися по Президентской программе. Он заметил, что «для эффективного образования важно не замыкаться в академической среде. Наша система несколько консервативна. Что мне понравилось на этом семинаре — это отсутствие барьера между лектором и аудиторией. В самом делее, нашим преподавателям не хватает умения работать в режиме тренинга, деловой игры. Мне кажется, нужно обратить внимание преподавателей, чтобы они свободнее общались со студентами, это будет развивать программы курсов. Возможно, совместные семинары, где участвуют учащиеся и учителя, помогут выстроить стратегию образовательных проектов».

Участники круглого стола сошлись во мнении, что обучение основам инновационного менеджмента необходимо вводить в обязательном порядке. Должна быть разработана программа общей системной подготовки, а профильную специализацию целесообразно давать только тем учащимся, которые желают продолжить образование по собственной инициативе. Ведущий  Н. Н. Белов (администрация НСО) подвел итог словами: «Теперь дело за практической реализацией предложений, которые были здесь высказаны. Администрация новосибирской области готова принять участие во всех начинаниях, которые привели бы к усилению инновационной составляющей в экономике региона. Сегодняшний семинар показал, что молодежь готова воспринять то новое, прогрессивное, что дает мировой опыт по выстраиванию технологических цепочек от инновационных идей до настоящего бизнеса».

Фото В. Новикова

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+469+1