Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 31-32 (2666-2667) 14 августа 2008 г.

КОГДА АРХЕОЛОГ ОСТАЕТСЯ ДОМА

Середина августа — разгар полевого сезона. Именно на эту страдную пору приходится любимый праздник, пусть и неофициальный, но неукоснительно соблюдаемый — 15 августа, День археолога.

Ю. Плотников, «НВС»

Так было, есть и будет, пока существует благородное искусство копать землю ножиком — археолог стремится встретить этот день в поле, под брезентовой сенью, в кругу слегка выбритых соратников. И только исключительные обстоятельства могут принудить его оказаться в это время в городе, где большие дома. О том, какие неотложные заботы способны заставить полевика наступить на горло собственной песне поведала нам известный российский археолог, лауреат Государственной премии РФ, доктор исторических наук Наталья ПОЛОСЬМАК.

— Начнем с того, что если археолог не публикует того, что он раскопал, то он немногим отличается от грабителя. Любой материал должен быть опубликован, и не просто опубликован, но исследован. Поэтому иногда археологам приходится и полем жертвовать — именно для того, чтобы оставаться археологами, чтобы раскопки не превратились в самоцель, в накопление вещей, с которыми предстоит справляться будущим поколениям. Вот этим мы сейчас и занимаемся: то, что раскопано, подлежит осмыслению и, что совершенно безотлагательно, сохранению.

Археология получает предметы не только нетленные, но и быстроразрушающиеся, причем каждая их категория требует особенного подхода. Всё это время, прошедшее после окончания наших работ 2006 года в Монголии (см. «НВС» № 11 от 15 марта 2007 г. — Ред.), мы занимались подбором методик сохранения уникальных предметов из раскопанной древней гробницы народа хунну — кургана 20 могильника Ноин-Ула: тканей, лаков, деревянных и бронзовых вещей.

Еще в ходе выполнения проекта по исследованию пазырыкских памятников Горного Алтая в Институте археологии и этнографии СО РАН сложился великолепный коллектив реставраторов. Тогда был получен бесценный опыт работы с текстилем и мокрым деревом, который теперь нам очень пригодился.

Иллюстрация Иллюстрация
Фрагменты вышитой шелковой ткани.

Одно из главных наших достижений — то, что мы сохранили текстиль. Видел бы кто, в каком состоянии он прибыл! Текстиль пребывал в виде комков глины. Это была просто грязь, условно названная текстилем, потому что разъять эти комья на месте мы не могли. И разбирать их мы начали уже в Новосибирске.

Иллюстрация
Орнаментированная шелковая ткань.

Первое, что нужно сделать при реставрации археологического текстиля — оценить саму возможность ее проведения. Некоторые образцы могут просто не поддаваться никакому механическому воздействию. Если же сохранность текстильного волокна всё же позволяет производить с тканью какие-то манипуляции, начинается очистка от первичной грязи — кистями различной жесткости, иглой с затупленным кончиком, пылесосом со специальными насадками. В нашем случае это была не просто грязь — мелкодисперсная глина, как пудра, которая въелась глубоко в ткань. Затем волокна ткани нужно бережно расправить, постаравшись придать ей первоначальную форму, и подвергнуть деликатной влажной чистке с использованием мягких реактивов. Главное сделать нам удалось — очистить ткань и сохранить ее. Огромную роль в успехе сыграла помощь крупнейшего в России специалиста по реставрации текстиля Натальи Павловны Синицыной из Государственного научно-исследовательского института реставрации (Москва).

Иллюстрация
Фрагмент войлочного ковра.

Отчистили и ханьские шелка, которых было много во фрагментах, и шерстяные ткани западного (бактрийского?) происхождения. И те, и другие — вещи уникальные. Шерстяным вышитым тканям аналогия только одна, из раскопок П. К. Козлова 1924 года — фрагменты ковра, найденные в одном из курганов. Правда, совсем с другим сюжетом, но того же происхождения. То, что это уникальная находка, стало понятно не на месте раскопок — там мы вынимали куски грязи. Открытие произошло уже здесь, в реставрационных лабораториях ИАЭТ, когда из-под слоя глины показались лица воинов. Когда-нибудь этот сюжет разойдется по десяткам публикаций, будет украшать многие книги, станет широко известным. А пока возвращенная из небытия ткань — одна из самых загадочных находок, которые мы изучаем.

Китайские шелка этого времени — тоже большая редкость. В России единственная большая коллекция — из тех же Ноин-Улинских курганов. Сейчас мы пытаемся из фрагментов шелковой ткани восстановить одежду. Задача — понять, деталями каких предметов одежды эти фрагменты были и создать копии этой одежды.

Иллюстрация
Фрагмент вышивки на шерстяном ковре.

Параллельно шло изучение находок, причем не только с точки зрения археологии, но и с точки зрения технологии их изготовления. Мы в очередной раз поражаемся тому, что технология изготовления некоторых уникальных предметов была совершенной, а знания свойств металлов, красителей, других материалов — по сути дела, исчерпывающими. Единственное, чего они иногда не знали — что некоторые материалы опасны для здровья. Например, использование ртути при амальгамировании.

С этим мы столкнулись, едва приступив к реставрации позолоченных металлических вещей. Оказалось, что позолота выполнялась как раз способом амальгамирования, но проведен был процесс очень плохо, и ртуть просто «плыла» вместе с золотом. Почему обжиг не был доведен до конца — еще одна загадка? Вещи ведь это тоже вредило — она уже не выглядела такой красивой, золото почти везде «съедено». И работа с этими вещами была очень сложной — в респираторе, под вытяжкой. Расчисткой и консервацией металлических предметов занималась наш реставратор Галина Константиновна Ревуцкая.

Многочисленные серебряные бляхи — украшения конской упряжи уже почищены, приведены в должный вид, всё, что можно, склеено. Стала понятна технология их изготовления. Это была не штамповка по модели — каждая вещь изготавливалась отдельно, нет двух одинаковых. Штучная работа высочайшего класса.

Иллюстрация Иллюстрация
Серебряные бляхи — украшения конской упряжи с изображениями единорога.

Что касается серебряной бляхи с античным мифологическим сюжетом — это настоящий вклад в мировую сокровищницу искусства. Аналогов этой вещи в музейных коллекциях мира нет. Есть сходные по назначению и композиции. Вещей этого периода — I века до н.э. — вообще сохранилось очень мало. Изделия из драгоценных металлов очень часто переплавлялись. Сохранить их могла только могила. И она сохранила.

Сейчас ее детали всё еще выявляются. Эта работа — медленная и необычайно кропотливая. Как с переводной картинки — рисунок проступает не сразу. Кажется, нашел и сразу всё понял. Но прошел год, расчистился еще один слой, и выступили детали, которые в корне меняют ситуацию. Требуется время. Вещь должна отлежаться и почиститься.

Иллюстрация
Лаковая чашечка.

Настоящим вызовом реставраторам стало спасение лаковых чашечек. Задача сохранения мокрых лаков возникла впервые в истории — до этого деревянная основа лаковых изделий всегда была сухой. С сухими тоже есть свои проблемы, но мокрые разрушаются совсем по-другому. Проблема сохранения мокрого лака была достойно решена единственным в стране специалистом по восточноазиатским лакам Владимиром Гербовичем Симоновым (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им.ак. И. Э. Грабаря, г. Москва). Чашечки собраны, сохранены, китайская надпись на одной из них прочитана и готовится к публикации. Она указывает на определенную дату — конец первого века до н.э.

А знаки на донышках чашек не имеют никакого отношения к самим китайским чашкам — это знаки хунну, и здесь сомнения быть не может. Я бы сказала, что это первые тамги хунну, которые известны науке. Если обратиться к хорошо изученным сарматским тамгам того же времени, которых сейчас собран обширный корпус, ноин-улинские имеют среди них лишь самые приблизительные аналогии. В то же время, в Монголии на скалах можно увидеть похожие.

Уже подготовлена публикация о колеснице. Внешний облик ее определен, можно сделать реконструкцию. Это была парадная колесница на двух человек, легкая и очень нарядная. Лакированная, с преобладанием красного цвета, металлические детали позолочены. Всё говорит о ее статусном характере — она, несомненно, принадлежала очень знатному лицу. Как он эту колесницу получил? В дар? В качестве военной добычи? Подобные колесницы хорошо известны по китайским рисункам, рельефам. В погребальном комплексе Цинь Шихуан-ди есть бронзовые модели в одну треть натуральной величины. В ханьских могилах находят маленькие копии колесниц, сделанные из дерева и бронзы. Но иногда находят и детали настоящих колесниц, причем часто именно в могилах хунну.

В этом году мы всё же ненадолго выехали в Монголию — подыскивали курган для раскопок на следующий год. Выбор нового объекта работ — очень серьезная задача. Курган, который мы раскопали в 2006 году, оказался 18-метровой глубины. Мало того, что он был очень глубокий и потребовалось пять месяцев работы, но и материал был в очень плохом состоянии. Потребовалось два года тяжелейшего труда, чтобы привести его в нормальный, а иногда и вернуть вещам первоначальный вид. Поэтому мы сейчас выбирали курган с учетом уже полученных знаний, стараясь понять, какая будет его глубина, сколько сил и средств понадобится.

В прошлом году вместе с нашими геофизиками из ИНГГ СО РАН двумя методами исследованы межкурганное пространство возле 20-го Ноин-улинского кургана и сами курганы. Межкурганное пространство оказалось практически стерильным — там не было ничего, кроме небольших прокалов — следов кострищ — и отдельных крупных камней. Но геофизические методы дали очень хорошую картину самого кургана: каменную ограду, сейчас задернованную, каменное перекрытие первого уровня, дромос. Так что подготовка к следующему полевому сезону идет очень основательно.

Проблем остается много, и главная — то, что мы должны осенью коллекцию по договору передать в Монголию. Считается, что закончен один из циклов работы с вещами. За это время мы их законсервировали и отреставрировали. У нас было меньше двух лет на эту работу, для которой и десяти лет мало. Но, тем не менее, вещи сохранены и уже скоро будут возвращены на родину. Церемонию передачи хотим обставить торжественно, потому что за этим — огромный труд.

Вот почему археолог иногда не может поехать в поле.

На снимках —
отреставрированные находки из 20-го Ноин-улинского кургана.
Фото С. Зелинского

стр. 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+470+1