Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 33-34 (2668-2669) 28 августа 2008 г.

ШКОЛА ДЛЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Летняя физико-математическая школа в новосибирском Академгородке открылась 3 августа, 23 августа состоялось ее официальное закрытие. Три недели, которые для 675 школьников стали не только путешествием в научный мир , но и во многом определили их будущее. О прошедшей ЛШ нашему корреспонденту Валентине Садыковой рассказывает директор кандидат физико-математических наук Игорь Марчук.

Иллюстрация

— В этом году в Летнюю школу приехало немного больше ребят, чем в прошлом. Основная часть — победители областных и краевых олимпиад по математике, физике и химии. Около шестидесяти человек поступили, сдав экзамены — те же олимпиадные задания — у нас в школе. Ребята приехали со всех регионов. Больше всего, примерно четверть, конечно, из Новосибирской области, довольно много из Бурятии, из Читинской области. Ребята очень активные, настроенные на учебу, посещали все лекции, работали на семинарах, участвовали в культурной программе.

У нас Комсотряд и воспитатели традиционно готовят внеучебную программу, которая запоминается «летнешкольникам» на всю жизнь. Спортивные состязания, концерты, защита фантастических проектов... Всё долго перечислять. Взять хотя бы два мероприятия — День коммунизма и День капитализма. Правда, День коммунизма нынче мы не проводили — дождь был. Заранее его не объявляют — коммунизм приходит внезапно. Обычно всех будят в 6 часов утра и выводят на стадион — после капитализма начинается коммунизм. Капитализм идет два дня: выпускается валюта — жоли, за эти деньги ребята выполняют всякую работу. Скажем, надо вымыть скамейки в актовом зале, ребята работают и получают свои жоли, на которые потом в столовой могут купить сладости. В эти дни открываются предприятия, фирмы, кафе, салоны, парикмахерские, работают предсказатели, хироманты, случается инфляция... В общем, жизнь очень насыщенная.

В первые дни работы ЛШ проходят олимпиады по математике, физике, химии, биологии. По их результатам мы можем судить, какого уровня подготовки пришли к нам школьники. После этого начинаются занятия, которые оканчиваются контрольной неделей. По ее результатам мы делаем набор школьников в ФМШ. Это и есть основная цель Летней школы.

Иллюстрация

— Вы довольны уровнем подготовки нынешних школьников?

— Уровень подготовки школьников, конечно, снизился по сравнению с тем, что был в первые десятилетия существования ЛШ, но мы должны работать с теми, кто к нам приходит, лишь бы они были обучаемы и хотели учиться. Дело ведь в том, что снижается не только уровень, но и желание, мотивация. Это первое. Второе — то, что сейчас в крупных городах много хороших школ, в том числе и физико-математического профиля. Но в сельских районах дети по-прежнему лишены возможности получить хорошее образование, поступив в ФМШ, они получают этот шанс. Кроме того, к нам снова стали приезжать ребята из Казахстана. Раньше их было много, но потом они стали иностранцами, и появились различные проблемы с оформлением и принятием. Мы проводим в Казахстане выездные школы и олимпиады, а в июле — Летнюю школу, и по ее результатам набираем ребят в нашу зимнюю ФМШ. Оплачивает пребывание наших преподавателей принимающая сторона — в Казахстане понимают, насколько важно качественное образование.

Прогноз по нынешнему набору пока хороший. Мы все понимаем, что демографическая яма углубляется, дно еще впереди, и когда мы видим, что набор в ЛШ оказался не хуже, чем в прошлом году, мы этому очень рады. Не очень удачный набор был два года назад, в прошлом году получше, нынче — еще лучше. Есть много ребят, которые для нашего уровня слабоваты, но очень хотят учиться. Опыт показывает, что они стараются и дотягивают до стандарта. Хуже, когда цель у поступающих — не получение знаний, а просто общение, тусовка, желание вырваться из-под родительской опеки. Такие тоже есть.

— Игорь Владимирович, а как с психологическим климатом в ЛШ?

— В этом плане всё хорошо — наша система отбора не даёт сбоев. Те, кто приезжают по приглашениям, прошли заочную школу. Они уже представляют наши требования, имеют четкую мотивацию учиться. Но всё равно, если бы набирали их по результатам экзаменов в ФМШ, выявлялись бы всякие проблемы — кто-то не смог учиться по состоянию здоровья, кто-то не смог бы жить в общежитии... А пребывание в Летней школе снимает их — ребята поварились в этом котле, взвесили свои возможности. ЛШ — это не только экзамены по физике и математике, но и по способности адаптироваться к новому образу жизни.

— Условия в общежитиях ФМШ, честно говоря, спартанские...

— Условия в последнее время улучшаются. Нам здорово помогает Сибирское отделение — на Летнюю школу каждый год дает миллион рублей, выделяет средства на ремонт общежитий и учебных корпусов. Губернатор выделил грант для нас (на конкурсной основе). Конечно, дома у многих условия очень хорошие, но и у нас уже двести мест вполне приличных. Одно общежитие уже в основном отремонтировано, к ремонту второго, правда, еще не приступали. Но вот я себя вспоминаю в этом возрасте: мне было абсолютно всё равно, какое это общежитие. И большинству детей также. Но когда родители приезжают и видят наше убожество, то часто не оставляют детей, хотя ребята хотят остаться.

— С питанием как?

— Питание хорошее. Я сам как директор часто обедаю вместе со школьниками.

— А пребывание детей кто оплачивает?

— Бюджетные деньги небольшие идут, но у нас ведь пребывание платное, и таким оно было всегда. Плата дифференцированная, в зависимости от доходов семьи. Некоторые хитрят: привозят ребенка на «Лэндкрузере», в справке пишут, что отец — директор, а зарплата у него — 4 тысячи рублей. Мы им не верим. Еще у нас есть система скидок для тех, кто хорошо учится. Причем эти скидки с Летней школы начинаются. Ребята, получившие все пятерки за итоговые экзамены, имеют 50-процентные скидки на семестр. А это немало. У нас годовая плата — 64 тысячи рублей, за семестр — 32, отличники платят только 16 тысяч. Лучшим ученикам дает стипендии УРСАБанк.

— И много у вас таких?

— Немного. Надо сдать на пятерки экзамены по математике, физике, химии, по этим же предметам проходят контрольные и собеседования. Можно сдавать все, в зачет идут лучшие оценки по предметам — математика обязательна, а по физике и химии зачитывается лучший вариант. Если по одному предмету есть тройки, четверки, а по другим — одни пятерки, то зачитываются только пятерки. За 20 баллов — скидка по оплате 50 %, 18-19 баллов — 25 % и 16-17 баллов — 15 %. Но при этом среди оценок не должно быть троек. У нас еще и за олимпиады скидки, и они все суммируются. Если занял первое место по одному предмету — получил скидку 50 %, если по двум — полностью освобождается от оплаты. Например, во втором семестре в прошлом учебном году половина учащихся получили снижение оплаты, а 25 из них были полностью освобождены от оплаты. То есть, кроме морального удовлетворения от хорошей учебы, есть и материальный стимул. Талантливые и прилежные учатся вообще бесплатно. И это правильно.

Фото А. Лаврентьева

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+471+1