Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 48 (2683) 11 декабря 2008 г.

ОБРАЗОВАНИЕ: ШТОРМ РЕФОРМ
Часть 2. Высшее образование —
выстраиваются новые горизонты

В июле этого года на высоких совещаниях впервые была названа цифра: в России должно остаться 150-200 университетов (об этом шла речь в обзоре в «НВС» № 31-32 от 14.08.08). Позже уточнялось: 50 университетов и 150 институтов (КП 25.09). За прошедшие месяцы эта перспектива, как и другие предстоящие реформы, обсуждалась на всевозможных конференциях, круглых столах, встречах, в СМИ.

Наталья Притвиц

В настоящем обзоре — краткий свод некоторых обозначившихся на сегодня горизонтов в этой сфере. Так сказать, информация к размышлению.

Проект современной модели образования

По сообщению в «Поиске», так совпало, что 8 мая, прямо на следующий день после инаугурации президента Дмитрия Медведева, в вузы был разослан для широкого обсуждения проект современной модели образования, «ориентированной на решение задач инновационного развития экономики».

Согласно проекту (с текстом можно познакомиться на сайте Минобрнауки), к 2020 году система высшего профессионального образования в России должна состоять из 10-12 научно-образовательных комплексов мирового уровня, 20-40 исследовательских вузов (чья деятельность будет «поддерживаться на конкурсной основе и обеспечивать реализацию исследовательских программ по наиболее приоритетным направлениям развития науки и техники»), 100-150 крупных университетов регионального значения, реализующих многопрофильные программы для решения кадровых проблем субъектов Федерации. Оставшиеся вузы — университеты, академии и институты — будут предлагать, главным образом, программы бакалавриата (в том числе прикладного). 20 августа премьер Владимир Путин провел совещание по вопросам модернизации образования и науки. Тогда же министр А. Фурсенко получил поручение к осени подготовить детальный план модернизации госсектора науки и образования (П № 35, 29.08).

7 октября в «РГ» были опубликованы комментарии к поступившему в Правительство России проекту государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.». На вопросы корреспондента «РГ» отвечал один из разработчиков проекта — директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко.

По его словам, появится несколько категорий вузов, решающих разные задачи. Это федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, университеты регионального значения и институты, работающие по программам бакалавриата, в том числе прикладного. Новыми здесь являются первые две категории. Федеральные университеты ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов. Исследовательские — на кадровое обеспечение базовых технологических платформ, их научные школы должны определять устойчивость и конкурентоспособность отечественной экономики.

Формально созданы три федеральных университета — Сибирский, Южный и Дальневосточный. Эти вузы имеют большое территориальное значение и являются своего рода форпостами инновационных технологий в регионах. К ним прибавится еще как минимум два. Какие именно? Пока идет обсуждение. Федеральные университеты решают кадровые задачи крупных проектов территориального развития.

Что касается других вузов, то у них есть схожие программы развития. Однако далеко не все такие программы можно реализовать без крупных инвестиций. Поэтому там, где речь идет об опережающем развитии научных школ, кафедр, внедренческих коллективов, университету целесообразнее претендовать на статус исследовательского вуза. К 2012 году таких вузов будет ориентировочно 10-12. По исследовательским университетам вопрос как раз в разгаре обсуждения. Идея создания исследовательского университета состоит в развитии определенной технологии или комплекса технологий силами университетского коллектива при тесном взаимодействии с работодателями (РГ 7.10).

С федеральными университетами как будто ясно — они призваны обслуживать целевым образом нужды в кадрах регионов и крупных межрегиональных проектов, поэтому и создаются на определенных территориях. По поводу национальных исследовательских университетов точки зрения несколько различаются — см. ниже.

Федеральные и национальные
исследовательские университеты.
Не все еще ясно

На научно-практической конференции «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы» (П 31.10) вопросов было больше, чем ответов. В России деятельность по организации сети лидирующих вузов только начинается, и это поистине задача со многими неизвестными. Какие вузы войдут в сеть ФУ? Каким образом они будут образованы? По каким критериям отберут «точки роста»? Как действовать вузам, претендующим на гордое звание «федеральный»? Первый проректор СФУ Владимир Колмаков, рассказав о достигнутых к сегодняшнему дню показателях, о существенной поддержке со стороны края (там принят даже специальный закон, по которому идет финансирование федерального университета), порекомендовал претендентам в ФУ четко выстроить программу своего развития, подключить местные власти, а главное — найти региональную специфику, свою нишу.

Недавние парламентские слушания в Госдуме (П 28.11) были посвящены только правовому обеспечению создания и развития ФУ (что это будут автономные учреждения, ректора назначает правительство, предусмотрена должность президента университета, формирование Попечительского совета и т.д.).

По национальным исследовательским университетам вопросов не меньше.

3 октября 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании национальных исследовательских университетов на базе Московского инженерно-физического университета и Московского института стали и сплавов. (А ведь не так давно в СМИ (РГ 29.05, И 24.06) можно было прочесть, что именно они — МИФИ и МИСиС — возможно, станут федеральными университетами...).

12 ноября в «Известиях» опубликовано пространное интервью с ректором одного из этих вузов — МИСиС — Дмитрием Ливановым с программным заголовком: «Мы рассматриваем наш университет в качестве партнера ведущих компаний в процессе технологической модернизации». В планах ректора — создание университета мирового класса, тесное взаимодействие с ведущими российскими компаниями, которые будут принимать участие как в формировании содержания образовательных программ, так и в реализации совместных исследований и разработок, привлечение для преподавания людей с опытом практической работы в промышленности. Главная задача — сделать университет более динамичным и отвечающим на актуальные требования экономического развития страны.

На вопрос журналиста о месте в университете фундаментальной науки Д. Ливанов ответил: «Безусловно, новые исследовательские университеты должны стать не только центрами прикладных исследований и разработки самых передовых технологий, но и центрами фундаментальных исследований.

...Создаваемый национальный исследовательский технологический университет как раз и будет одним из способов преодолеть имеющийся разрыв между системой высшего образования и фундаментальными исследованиями«. Из интервью ясно следует, что все-таки ключевое слово в назначении нового университета — технологический (хотя в документах оно вроде не прописано). А как же все-таки с подготовкой кадров для фундаментальной науки?

В более ранних статьях, где обсуждалось создание вузов нового типа, ученые уже высказывали свою озабоченность.

Ректор ГУ-ВШЭ (Высшей школы экономики) Ярослав Кузьминов отмечал, что хотелось бы большей ясности с исследовательскими университетами. Приведя в пример Гарвард, получающий на исследования до 50 % бюджета, ректор ВШЭ заметил, что в наших ведущих университетах подобного типа фундаментальные исследования государством не финансируются. Необходимо таким вузам-лидерам увеличить финансирование хотя бы в два раза. Он предложил признать, что ресурсов выделяется недостаточно, и поставить вопрос об исследовательских университетах перед правительством (П 12.09.08).

Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий: «Идея исследовательского университета принадлежит Стэнфорду. И, как объяснил ректор Стэндфордского университета на юбилейном мероприятии своего вуза, „исследовательский университет“ — это такое место, где наука и образование связаны неразрывно. В исследовательском университете студент с первого курса постоянно находится в научной среде, проводит эксперименты и получает результаты. Американцы одними из первых поняли необходимость создания такого университета. Он — наиболее удобная площадка для привития молодежи интереса к науке. Сколько будет исследовательских университетов у нас? Я не хотел бы сегодня озвучивать эту цифру. Могу лишь отметить, какими главными критериями должен обладать такой университет. Он обязан иметь соответствующую научную базу, достаточное количество ученых. И программа его учебного плана должна быть основана на базе науки» (НГ 1.10.08).

Кстати, по поводу соотношения фундаментальных и прикладных исследований в наше время появились новые взгляды. Так, доктор экономических наук Е. Балацкий из Госуниверситета управления выступил с теоретической статьей «Прикладная фундаментальность», где доказывает, что прикладные исследования сейчас начинают доминировать над фундаментальными разработками и именно прикладные аспекты начинают генерировать новые достижения в науке (НГ 22.10).

Четкий ответ на вопрос — что же такое «национальный исследовательский» университет, дадут, наконец, поправки к закону об образовании, которые окончательно утвердят к весне будущего года. Как пояснил замминистра образования и науки РФ Александр Хлунов на онлайн-конференции в РИА Новости, такая категория устанавливается для университета, который в равной степени реализует образовательные программы высшего профессионального образования и выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования. Данная категория будет действительна для вуза в течение 10 лет. А отбирать вуз будут по результатам конкурса программ развития университетов. Предполагается, что таких университетов будет 15. Сегодня в этот список уже вошли МГУ, СПбУ, МИСиС и МИФИ (НГ 3.12).

Конечно, сибиряки надеются увидеть в нем и свои университеты.

Бакалавры и магистры

Как сообщают «Известия» (12.11.08) в своем обзоре, после трехлетних дискуссий Россия все-таки переходит на двухуровневое высшее образование: бакалавриат и магистратуру. С 2009 года абсолютное большинство вузов страны будут набирать абитуриентов только на бакалаврские программы. Традиционное пятилетнее высшее образование сохранится лишь в ограниченном числе высших учебных заведений. В основном это коснется специальностей оборонного направления, таких, которые обеспечивают безопасность страны, безопасность человека — не более 20-35 специальностей. Опыт, накопленный в странах, уже осуществивших этот переход, свидетельствует, что самые значительные трудности могут возникнуть в инженерном (техническом) образовании.

Работодатели пока настороженно относятся к этой квалификации. Вузам приходится делать все возможное для того, чтобы в этот переходный период выпускники бакалавриата были понятны для бизнес-сообщества. Подразумевается, что новые программы будут соответствовать требованиям со стороны профессиональных сообществ, так как будут разрабатываться с их участием.

Магистратура — вторая, высшая ступень высшего профессионального образования — сохранится не во всех вузах, а только в каждом четвертом. Она должна быть сосредоточена в университетах, активно ведущих реальную исследовательскую деятельность и обеспечивающих высокое качество образования. Таких университетов, по некоторым оценкам, не более 25 % от общего числа российских вузов.

Реформаторы говорят о необходимости принципиальной смены содержания и методов современного образования. Основа существующего высшего образования — лекционно-семинарская модель — не менялась уже более 250 лет. Содержание учебных курсов составляют упрощенные копии зачастую устаревших экономических, социальных, естественнонаучных или технических концепций. Система образования готовит людей к «уходящей» экономике. Причем эта тенденция характерна не только для нашей страны. Несоответствие того, чему учат, тому, что требуют социально-практические ситуации, — глобальный кризис мирового масштаба. Идеология «передачи знаний» должна смениться идеологией формирования компетенций (навыков коммуникации, поиска и анализа информации, самообразования, коллективной работы и проч.). Короче говоря, на смену передаче знаний приходит передача дееспособности.

Преимущество магистратуры — то, что в нее попадут не все повышает активность студентов в бакалавриате и затем позволяет готовить из уже отобранного контингента элитных специалистов. Увеличивающаяся самостоятельность вузов в части формирования учебных программ позволяет осуществлять реальную, глубокую целевую подготовку специалистов «под заказ», а также способствует привлечению стратегических партнеров из бизнеса к совместной работе. Выпускник бакалавриата может поступать в магистратуру и через несколько лет, и в другой вуз — по собственному выбору.

Сторонники этой концепции называют ее достоинством и ожидаемое увеличение привлекательности российского образования для иностранных студентов, что принесет заметный доход государству. И что еще более важно — экспорт образования обеспечит для страны не только прямую экономическую выгоду, но и экспансию своих социальных, экономических и технологических стандартов.

Вузовские новости у соседей
(П 17.10.08)

Украина

Президент Виктор Ющенко на совещании по проблемам высшего образования в Киеве подчеркнул, что Минобрнауки Украины «должно проводить более ясную национальную политику... Преподавание в вузах на украинском языке — это обязательная часть патриотического воспитания. Давайте избавляться от колониальной зависимости и будем достойными гражданами своего государства».

Белоруссия

В проекте Госпрограммы высшего образования в республике на 2008-2010 годы поставлена задача тесной увязки высшей школы с потребностями экономики. Планируется направить на реализацию программы большие деньги. Один из выступавших, председатель правления Национального банка РБ, подверг сомнению необходимость уменьшения объема подготовки специалистов в банковской сфере.

Молдавия

Президент Молдавии Владимир Воронин сообщил о планах отмены платного обучения в государственных высших и средних специальных учебных заведениях (оно останется только в частных). Планируется ввести этот порядок в течение двух-трех лет.

Страны ШОС

Министры образования государств-участников ШОС — Шанхайской организации сотрудничества (Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана, Узбекистана) подписали в Астане протокол о намерениях создать в ближайшие два года университет ШОС, призванный объединить интеллектуальные ресурсы ведущих национальных университетов. Университет не будет находиться в каком-то определенном месте — он будет работать по сетевому принципу. Основными языками обучения станут государственный язык страны местонахождения и/или китайский и русский. Наш министр Андрей Фурсенко считает, что взаимодействие в рамках ШОС не менее важно для России, чем участие в Болонском процессе (П 31.10.08).

Сокращения: И — «Известия»; КП — «Комсомольская правда»; НВС — «Наука в Сибири»; НГ — «Независимая газета»; П — «Поиск»; РГ — «Российская газета».

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+483+1