Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 49-50 (2684-2685) 25 декабря 2008 г.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Из выступления проф. Н.В. Пустового, председателя Совета ректоров вузов Новосибирской области, ректора НГТУ.

Иллюстрация

Прежде всего немного расскажу о наших общих проблемах. Каково на сегодняшний день состояние высшей школы страны, и как мы выглядим в глазах чиновничества России?

Общая численность вузов России составляет порядка 1430. Государственное высшее образование за последние 10 лет почти не изменилось, но за это время мы позволили организовать около 700 негосударственных вузов. Негосударственная часть высшего образования достаточно разнородна и имеет разную степень качества подготовки специалистов.

Структура подготовки специалистов в стране складывается следующим образом. По укрупненным направлениям подготовки по специальностям «экономика и управление», «гуманитарные науки» и «образование» готовится около трех с половиной миллионов студентов государственных и негосударственных вузов. Чуть меньше студентов на инженерных и научных направлениях. Я не знаю ни одного негосударственного вуза, который готовил бы физиков, математиков, самолетостроителей. Все негосударственные вузы сконцентрировались на блоках гуманитарных наук, экономике и управлении. По инженерно-физическим, научным, технологическим направлениям выпуск специалистов явно недостаточен. А вот в экономике и гуманитарных науках — перебор выпуска специалистов по сравнению с потребностью.

В Министерстве образования видят такой перспективный облик сектора высшего образования: на первом месте — федеральные университеты (Сибирский, Южный, Дальневосточный), затем — исследовательские университеты (МИФИ, МИСиС...) и далее — прочие вузы. Предполагается, что при создании федерального университета основополагающими являются геополитические соображения, а основной их миссией должно стать формирование кадрового и научного потенциалов комплексного социально-экономического развития региона. Для национальных исследовательских университетов существуют пять главных критериев: во-первых, генерация знаний, проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований, во-вторых, эффективная система подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных секторов экономики, в-третьих, высокая степень интеграции науки и образования, в-четвертых, международное признание научной и образовательной деятельности, в-пятых, наличие инновационного пояса, эффективная система коммерциализации научных результатов.

11 декабря в Москве мы активно участвовали в обсуждении вопроса об исследовательских университетах в Минобрнауки. Итог — все участники, выступавшие от имени своих вузов, настаивали объявить конкурс на звание исследовательского университета по строго разработанным критериям, чтобы можно было руководствоваться ими, а не геополитическими соображениями. Сегодня Минобрнауки предполагает проводить в жизнь следующие мероприятия в области подготовки специалистов в вузах страны:

— изменение аккредитационной и лицензионной политики — перераспределение контрольных цифр приема в пользу эффективных вузов, реорганизация или ликвидация неэффективных вузов и филиалов (компетенция Минобрнауки России);

— ускорение разработки комплекса профессиональных стандартов (компетенция работодателей);

— создание систем прогнозирования спроса на выпускников и мониторинга их трудоустройства (компетенция Минобрнауки России);

— повышение требовательности и личной ответственности высшего менеджмента образовательных учреждений;

— лишение лицензии на образовательную деятельность — ликвидация вузов (филиалов) по результатам аттестации, доля невыполненных аккредитационных показателей которых превышает 30 %;

— реорганизация в форме присоединения к сильным однопрофильным вузам («вузовский холдинг») либо снижение статуса и ограничение верхнего уровня подготовки выпускников до академического и (или) технического бакалавриата в случае невыполнения аккредитационных показателей от 10 % до 30 %;

— наблюдение в течение 1-2 лет за вузами, имеющими невыполненные показатели аккредитации, доля которых не превышает 10 %, и проведение внеочередных аттестационных мероприятий, результатом которых в случае сохранения замечаний может быть реализация сценария санации по пункту 2.

Предполагается, что в условиях выполнения этих критериев в течение двух-трех лет будет внимательное наблюдение за этими вузами и соответствующий конкурс... Полагаю, что ректорское сообщество отстоит ясность в подборе критериев по реальной оценке деятельности университетов, хотя государство вправе само изменять ту или иную структуру.

Перейду к характеристике высшей школы Новосибирска. Всего 25 государственных вузов, среди них 10 университетов. Около 140000 студентов (в том числе 71000 студентов на дневном обучении). В вузах работает свыше 20 тыс. сотрудников, в том числе около 7 тыс. преподавателей (среди которых более 1 тыс. докторов наук и более 3 тыс. кандидатов). Консолидированный бюджет новосибирской высшей школы в 2007 году составил около 8 млрд рублей (в том числе средства федерального бюджета свыше 4,2 млрд рублей).

Проводился анализ подготовки студентов по разным специальностям и направлениям. Из технического блока две или три специальности дублируются в вузах, а все остальные (их более 3000) являются оригинальными — такой широкий спектр специализации. А вот сплошные пересечения — при подготовке гуманитариев и юристов. Сегодня в госвузах существует 351 специальность, в негосударственных — 44. При этом доля подготовки специалистов в негосударственных вузах в Новосибирске мала и составляет лишь 5-7 %.

Динамика численности студентов вузов в Новосибирске характеризуется последние пять лет стабилизацией на уровне 138 тысяч человек. Из них порядка 85 тысяч человек обучаются с полным возмещением затрат (контрактники). То есть государство ежегодно финансирует подготовку в вузах Новосибирска 55 тысяч специалистов. Все остальные специалисты готовятся за счет средств родителей. Необходимо максимально честно информировать рынок труда о востребованности и подготовке специалистов. Если есть перебор по профессии, а родители желают подготовить ребенка именно по этой специальности, то это их личное дело. Граждане на свои собственные средства вправе покупать услугу по своему выбору, в том числе и образовательную.

О подготовке магистров. Сейчас в Новосибирске магистров немного — порядка полутора тысяч в восьми вузах. Но в соответствии с законом переходить на двухуровневую систему подготовки специалистов нам придется. Сейчас ведется уточнение по числу специальностей для магистратуры. В то же время принципиально важно разработать программу подготовки бакалавров таким образом, чтобы это был линейный специалист для массового производства со вполне завершенным образованием. И если бакалавр должен обладать как специалист требуемыми компетенциями подготовки, то нам придется пожертвовать какими-то вещами (может быть, физкультурой), чтобы при формировании учебного плана бакалавра главным стал уровень его профессиональной подготовки. Понятие «магистр» сейчас несколько расширено. Считают, что это — предаспирантура. Теперь магистр (техники и технологий) — это наиболее подготовленная часть потока студентов, которая получает наиболее расширенное фундаментальное и профессиональное образование. В новосибирских вузах сложилась достаточно ясная и понятная система подготовки специалистов для научно-технологического комплекса. Ведется как подготовка инженерных кадров, включающая систему отбора талантливой молодежи и целевую подготовку специалистов, так и подготовка кадров для науки, включающая довузовскую подготовку и систему отбора талантливой молодежи и «физтеховскую» систему обучения в вузе с возможностью подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре.

Вузами осуществляется тесное и эффективное взаимодействие с мэрией и администрацией области по развитию образования и повышению квалификации специалистов, по воспитанию и поддержке талантливой молодежи, по реализации программ развития города и области. Этими вопросами руководит Совет по высшему образованию при губернаторе области.

Другой общественный орган — Совет по интеграционному сотрудничеству — определяет политику взаимодействия вузов, отраслевых и академических институтов. Он работает с переменным успехом, но мы договорились с академиком А. Л. Асеевым о возможной встрече руководства СО РАН с Советом ректоров вузов Новосибирска, а также Советом ректоров Сибирского федерального округа, чтобы повнимательнее посмотреть некоторые вопросы системного взаимодействия и обсудить наши проблемы в рамках федерального округа. Нам друг без друга жить нельзя.

Важное направление — взаимодействие с предприятиями. У нас налажено активное сотрудничество и прямые контакты с предприятиями с большим количеством форм взаимодействия: целевая подготовка кадров, создание структурных подразделений предприятий в вузах, выполнение хоздоговоров. При Совете ректоров существует совет руководителей кадровых служб предприятий для координации работ по подготовке кадров нужных специальностей. В области достаточно сильная межрегиональная ассоциация руководителей предприятий, работающая в контакте с советом ректоров.

Мэрией и областной администрацией оказывается значительная поддержка талантливой молодежи по многим направлениям: именные стипендии студентам и аспирантам, гранты, конкурсы, студенческие бизнес-инкубаторы, работа по президентской программе подготовки специалистов. Полагаю, что подобные вещи есть и в других регионах.

Несколько слов о нашем техническом университете. Мы тоже победили в конкурсе инновационных проектов и на выигранные средства существенно обновили техническую базу для научных, учебно-научных и учебных лабораторий, приобретя компьютерное, серверное, телекоммуникационное, презентационное и специализированное оборудование. Но главное, мы изменили психологию преподавателей, осуществив переподготовку полутора тысяч человек. Преподаватели собственными глазами увидели, что такое новые образовательные технологии, новые лаборатории.

У нас ведется работа с представительствами ряда крупных зарубежных фирм — созданы совместные современные образовательные и исследовательские центры. В техническом университете успешно работает ряд центров коллективного пользования: центр лазерных и плазменных технологий, центр материаловедения и нанотехнологий, современные лаборатории синтеза наноструктурированных материалов, Grid-система, лаборатория ресурсосберегающих электротехнологий, лаборатория защиты информации и т.п.

У нас имеются свои инновационные структуры: инновационно-технологический центр, студенческий и технологический бизнес-инкубаторы на 100 рабочих мест, центр развития инновационных компетенций и технопарк НГТУ.

Далее приведу несколько предложений, которые региону нужно отстаивать. На федеральном уровне — создание в Новосибирске двух исследовательских университетов, один из которых ориентирован на фундаментальные исследования и подготовку специалистов для научной сферы, другой — на исследования и подготовку специалистов для инновационной экономики.

На региональном уровне требуется провести согласование структуры и объема подготовки специалистов с требованиями рынка труда и программой развития региона (МАРП, вузы, Фонд занятости, обладминистрация). Стало так много профильных общеобразовательных школ, что непонятно, на какие техникумы и вузы они ориентированы. Необходимо поработать и над уровнем образовательных программ с целью ликвидации разобщенности школ, техникумов и вузов по целям и задачам программ подготовки, продолжить работу по переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов в вузах.

Я убежден, что вузы Новосибирска и региона должны работать в полном контакте с учреждениями СО РАН. Наши вузы готовят грамотных специалистов, способных работать в академической среде. Нам же необходимы преподаватели с новыми знаниями. В стенах вузов есть научные коллективы, которые могут активно сотрудничать с научными школами академии. И все вместе будем работать на благо развития образования.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+484+1