Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 6 (2691) 12 февраля 2009 г.

ПОХОД
ПО ИЗЛЮБЛЕННЫМ МЕСТАМ

Каждый год накануне Дня российской науки институты Академгородка открывают двери для всех желающих: студентов, школьников и прочих любопытствующих граждан, свободных в течение рабочего дня. Среди «прочих» — и автор этих строк.

Маргарита Гончарова

3 февраля,
Центральный Сибирский ботанический сад

В девять утра у малого зала Дома ученых уже выстроилась солидная очередь: дамы почтенного возраста, ученики вечерней школы во главе со своей учительницей, группа студентов-филологов НГУ, мамы с детьми и прочие лица. Поскольку в небольшой ПАЗик все желающие не поместились, первым рейсом к зданию института привезли старшее поколение, следом доставили молодежь.

Иллюстрация
В оранжерее Ботсада.

Активные пенсионеры-огородники быстро проскочили оранжерею и лабораторию «Гербарий» и сосредоточились на участке лаборатории интродукции пищевых растений, где, помимо ценной информации можно было почерпнуть ложечкой из баночек с соленьями и вареньями, приготовленными из выращенных в лаборатории экзотических овощей и фруктов. Школьники и студенты охотно позировали друг другу на фоне плодоносящих цитрусовых, среди лиан и прочей тропической растительности. Малыши фотографировали ярких рыбок в миниатюрном «природном» водоеме. Похоже, немногие из этих людей намерены в ближайшем будущем заняться изучением растительного мира... В чем же состоит интерес руководства института, терпящего такое паломничество?

В ответ на этот вопрос директор ЦСБС, чл.-корр. РАН Вячеслав Петрович Седельников улыбается: «Одно из направлений нашей работы — экологическое просвещение. В институте работает музей, посетить который школьники могут в любой рабочий день. Не все они смогут в дальнейшем стать студентами и аспирантами нашего института, но многие научатся понимать и беречь природу».

Заметим к слову, что молодые научные сотрудники и аспиранты в институте не редкость, поскольку практику привлечения студентов в летние экспедиции сотрудники лабораторий не оставляли ни на сезон. Это сказалось на результате работы: сегодня в коллективе 30 докторов и 70 кандидатов наук.

Но порой повышенный интерес любителей природы к Ботсаду огорчает его сотрудников. Сноубордисты, проложившие трассы на территории сада и переломавшие все кустарники на своем пути, почему-то упорно не желают обсудить ситуацию с руководством института. В летнее время огородники безжалостно выкапывают растения, составляющие уникальные экспозиции. И почему не жалко нежной газонной травы свадебным компаниям, чьи барышни на каблучках-«шпильках» ее просто выкорчевывают? Хотелось бы верить, что и они когда-то поймут, Ботанический сад — это чудесный уголок «дикой» природы, созданный руками умных, талантливых людей, и научатся не только любить его, но и беречь!

3 февраля,
Институт ядерной физики

Иллюстрация
ИЯФ: как объяснить восьмикласснику физику пучка электронов?

ИЯФ в сознании школьников почему-то ассоциируется с компьютерной игрой Half-Life. По крайней мере, именно слайд, изображающий черную фигуру в квадратных очках (фон игрового меню) вызвал бурную реакцию восьмиклассников школ № 162 и № 190 во время ознакомительной лекции-презентации. Как ни странно, рассказ о последнем достижении научного физического сообщества — Большом адронном коллайдере — такого эффекта не произвел, хоть и отразился на лицах глубоким почтением.

Путешествие по длинным подземным коридорам института — от одного ускорителя к другому, узкие металлические лестницы в три пролета, двери с таинственными табличками «Допуск строго ограничен» — все настораживало девчонок и мальчишек. Удивительный рассказ научного сотрудника института Антона Николаенко о таких сложных непонятных вещах, как взрывы, создающие маленькие кристаллы алмазов, или приборы, позволяющие по анализу грунта оз. Байкал установить число ледниковых периодов на Земле, выдержали немногие. Но самые стойкие задавали вопросы и даже пытались поддерживать связную беседу. На вопрос, не кажется ли ему экскурсионная работа со школьниками пустой затеей, Антон Николаевич возразил: «Это единственная возможность заинтересовать нашей работой, которая так отличается от обыденной жизни. Если сегодня мне удастся „зацепить“ интерес кого-то из них, возможно, лет через десять к нам в лабораторию придет работать новый сотрудник. Проводя экскурсии для школьников, мы работаем на долгосрочную перспективу».

4 февраля,
Центральный Сибирский геологический музей

В геологический музей можно приходить не однажды — и всякий раз получать удовольствие от приятного общения и уникальной экспозиции. В День открытых дверей музей выдержал натиск более 500 посетителей среднего и старшего школьного возраста. Мне повезло — я пристроилась к группе учеников 11/14 класса физматшколы, которых знакомил с экспонатами куратор минералогического и рудного отдела Станислав Михайлович Николаев. Разговор сразу зашел об отечественной науке, о нынешнем ее не самом блестящем состоянии и о светлом будущем, с коим совпадут первые шаги в науке и на производстве нынешних выпускников школ.

Иллюстрация
В Геологическом музее: с умными людьми всегда приятно побеседовать.

В геологическую науку — как и в науку вообще — нужны солидные вложения, которые непременно окупятся. В советской экономике 1 рубль, данный геологам, возвращался стране 25-ю рублями. В течение последних пятнадцати лет крупнейшие российские месторождения жили старыми данными геологической разведки. Но ситуация уже начала меняться. И новые поколения геологов непременно ожидает плодотворная исследовательская деятельность...

Мы обошли все витрины. Поговорили о нефти и об алмазах, о загадках метеоритов и способах выращивания искусственных рубинов, о промышленном применении волластонит-датолитового скарна и о магическом влиянии камней на человеческую судьбу. Расставались почти друзьями. Провожая фымышат, уже на лестнице Станислав Михайлович напутствовал: «Не распаляйте силы: постарайтесь уже сейчас определиться со своими научными интересами. А в музей заходите в любое время — буду рад».

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+489+1