Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2018

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 11 (2696) 19 марта 2009 г.

ГОТОВЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ
НОВЫХ ЗАДАЧ

22 марта исполняется 10 лет со дня создания Контрольно-ревизионного управления в качестве самостоятельного структурного подразделения аппарата Президиума СО РАН.

Е.С. Разум, начальник Контрольно-ревизионного управления СО РАН

В июле 1997 года руководством Сибирского отделения, учитывая значительные изменения в экономической, финансовой и бюджетной политике нашей страны, в том числе и Сибирского отделения как главного распорядителя бюджетных средств, было принято решение о возрождении ведомственного контроля. В результате в структуре Центральной бухгалтерии СО РАН был создан Контрольно-ревизионный отдел. Позже в соответствии с постановлением РАН № 25 от 26.01.99 и на основании решения Бюро Президиума Отделения Постановлением № 1500-80 от 22.03.99 создается Контрольно-ревизионый отдел СО РАН в качестве самостоятельного структурного подразделения штатной численностью 5 человек.

В 2002 г. в состав КРО СО РАН вводится налоговая группа, что повышает эффективность работы в плане контрольных мероприятий по налогообложению и предупреждению значительных штрафных санкций, по защите интересов учреждений Отделения в рамках рассмотрения решений по актам выездных налоговых проверок и выявления неправомерных действий налоговых органов по доначислению налогов. Выявленные нарушения налогового законодательства по проведенным проверкам позволяют учреждениям внести своевременно необходимые уточнения в налоговый учет, исправить ошибки в отчетности, избежать доначисления налоговыми органами сумм налогов, пени, штрафов.

В целях усиления внутриведомственного контроля за использованием бюджетных средств, выделенных на проведение капитального и текущего ремонта объектов Сибирского отделения, а также обоснованности произведенных затрат, связанных с выполнением ремонтных работ, в штатное расписание Контрольно-ревизионного отдела РСО № 521 от 16.10.2003 «Об усилении контроля за использованием средств на капитальный ремонт объектов СО РАН» вводятся две штатные единицы, в должностные обязанности которых входит проверка проектно-сметной документации, правильность применения индексов цен и нормативов, осуществление контрольных обмеров объемов работ.

В конце 2003 года в целях совершенствования структуры аппарата Президиума Сибирского отделения РАН и на основании решения Бюро Президиума Отделения распоряжением Президиума № 15000-602 от 11.12.2003 года Контрольно-ревизионный отдел преобразуется в Контрольно-ревизионное управление, на которое возлагаются полномочия по организации и проведению ведомственного контроля в Сибирском отделении.

Иллюстрация

В настоящее время в состав Управления входят: контрольно-ревизионный отдел, группа по налогам и сборам, группа по контролю проектно-сметной документации. Штатная численность 10 человек.

Основной задачей Контрольно-ревизионного управления является осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций учреждениями и организациями СО РАН, сохранностью денежных средств и товаро-материальных ценностей, достоверностью ведения бухгалтерского учета, своевременностью и полнотой выполнения обязательств перед бюджетом, вышестоящей организацией. Кроме того, перед КРУ СО РАН стоит задача выявления причин и условий, способствующих образованию незаконных расходов, потерь и совершению хищений, подготовка предложений по предотвращению и устранению нарушений финансово-хозяйственной дисциплины и предоставлению недостоверной отчетности.

Важными задачами являются также проверка эффективности расходования средств, выделенных на капитальный ремонт, наличия и правильности оформления проектно-сметной документации на текущие и капитальные ремонты, контроль за соблюдением налогового законодательства, правомерности исчисления полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

КРУ СО РАН активно участвует совместно с другими подразделениями аппарата Президиума в комплексных проверках институтов Отделения.

В настоящее время Управление обеспечивает основные формы финансового контроля: предварительный, текущий (плановые ревизии, внеплановые и тематические проверки), последующий и дистанционный контроль. В пределах своей компетенции на стадии предварительного контроля осуществляет работу по следующим направлениям: экспертиза проектов постановлений, распоряжений Президиума СО РАН и других документов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности учреждений Отделения; методическая помощь по финансовым вопросам учреждениям путем проведения семинаров и организационно-информационной работы.

В рамках реализации текущего контроля в соответствии с планами ревизий финансово-хозяйственной деятельности, утвержденным председателем Отделения на каждый год, проводятся ревизии и проверки. По итогам ревизий и проверок готовятся материалы, в которых отражаются нарушения нормативных и законодательных актов по проверяемым вопросам, выносятся предписания руководителям всех проверенных учреждений для рассмотрения материалов ревизий на оперативных совещаниях, обращения внимания ответственных работников на усиление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, разработки планов мероприятий, направленных на устранение нарушений и замечаний.

В рамках осуществления последующего контроля проводятся проверки устранения нарушений и недостатков, выявленных предыдущими ревизиями Управления и проверками органов государственного финансового контроля.

Проделан значительный объем работ по проверкам строительства жилья в Академгородке, осуществляемого на средства инвесторов — сотрудников Сибирского отделения. Проведена проверка отдельных финансовых вопросов по строительству 5-ти секционного жилого дома по ул. Терешковой, 33, домов по ул. Терешковой 31, ул. Золотодолинской 33а, ул. Коптюга. Руководству Отделения были предоставлены материалы и заключения: по анализу договоров и прочей документации по осуществлению строительства домов; выполнению сроков строительства; анализу движения денежных потоков за период строительства; по формированию цены 1 кв. м в каждом доме; анализу выполненных работ и направлению расходов, полученных от инвесторов денежных средств; правильности предъявления счетов инвесторам.

В целях осуществления программы жилищного строительства, сохранения и развития кадрового потенциала Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук, закрепления талантливых молодых учёных в сфере науки и технологий Администрацией области и Президиумом СО РАН было принято решение о государственной поддержке строительства и приобретения жилья в кредит для талантливых молодых учёных.

Для урегулирования финансовых вопросов кредитования и контроля за целевым использованием кредитных средств была создана постоянно действующая комиссия. В конце 2002 года КРУ СО РАН и УБУО СО РАН совместно с «Сибакадембанком» был разработан пакет документов по кредитованию строительства и приобретению жилья для молодых учёных. На конец 2002 года ряд молодых ученых получили кредиты. По распределению операций по выполнению механизма кредитования жилья на КРУ Отделения возложен сбор данных от «Сибакадембанка» по кредитам и суммам процентов по ним и взаимодействие с Обладминистрацией по суммам перечисления доли компенсации по уплаченным процентам. В течение 2002-2009 гг. Управлением проверялись представленные банком данные о требуемых объемах платежей по всем заемщикам, которые затем направлялись в администрацию НСО для компенсации доли процентных выплат на лицевые счета заемщиков. Кроме того, осуществлялась сверка расчетов между Департаментом развития промышленности и предпринимательства администрации НСО, Сибирским отделением РАН и Дополнительным офисом «Академический» ОАО «Сибакадембанк». По требованию руководства готовились аналитические материалы о суммах полученного кредита и состоянии расчетов с администрацией НСО. Учитывая положительный опыт по жилищному кредитованию, в соответствии с распоряжением губернатора Новосибирской области от 24.12.2004 г. № 1755-р «О мерах по развитию жилищного строительства и приобретения жилья для молодых ученых и специалистов ННЦ СО РАН» между администрацией НСО, Сибирским отделением РАН и ОАО «Сибакадембанк» 11 мая 2005 года было подписано Соглашение по развитию новой кредитной линии.

Управление в своей деятельности не стоит на месте, ведется постоянная работа по совершенствованию структуры и механизмов внутриведомственного контроля.

Начиная с 2005 года эффективно проводится работа по дистанционному контролю, которая осуществляется на основе анализа планов мероприятий по устранению нарушений в проверенных Управлением учреждениях. Кроме того, камерально проводился анализ отчетов о результатах мероприятий внутреннего контроля учреждений по проверкам, проведенных органами государственного финансового контроля в части соблюдения требований бюджетного законодательства, финансовой дисциплины и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, представляемых ежеквартально учреждениями Отделения и их филиалами. Прием отчетных форм о результатах контрольных мероприятий позволяет получить оперативную информацию о проверках, проведенных внешними контролирующими органами, о суммах нарушений и принятии мер по устранению выявленных нарушений с целью определения уровня внутреннего контроля и выявления типичных нарушений по учреждениям СО РАН.

С 2003 года осуществляется прием квартальных отчетных форм учреждений по налогам. Интегрированная информация анализируется в разрезе: видов налоговых платежей, сумм задолженности учреждений перед бюджетом на начало года и конец отчетного периода, сумм начисленных и перечисленных налоговых платежей за отчетный период, уплаты и перечисления налоговых платежей в каждом конкретном учреждении, по научным центрам и в целом по Сибирскому отделению РАН.

Полученные сводные данные используются для подготовки информации и дальнейшей работы руководству СО РАН, РАН и по запросам в исполнительные органы власти г. Новосибирска.

В связи с введением с 01.01.2004 г. нового законодательства по налогу на имущество организаций (гл. 30 НК РФ), отменившего часть льгот в отношении бюджетных организаций, Контрольно-ревизионное управление осуществляло сбор информации для планирования бюджетных ассигнований, необходимых для уплаты налога на имущество организаций. В целях получения средств на уплату налога из федерального бюджета были собраны реестры по налогу на имущество от организаций Сибирского отделения, не имеющих льгот по новому законодательству. После проведения анализа полученные реестры были обобщены и представлены в Минфин РФ для получения компенсации по этим налогам.

В связи с отменой с 01.01.2006 г. льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу Управлением в течение 2006 г. велась большая работа по составлению сводных реестров, их согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. При составлении реестров по налогу на имущество решались многочисленные вопросы в отношении объектов налогообложения, давались разъяснения о необходимости регистрации в территориальных налоговых органах имущества обособленных подразделений и отдельно стоящих объектов по месту их нахождения. При составлении реестров по земельному налогу рассматривались вопросы правомерности включения земельных участков в реестр в соответствии с указанием Минфина РФ, проверялось наличие правоустанавливающих документов и их соответствие требованиям законодательства, корректировались реквизиты учреждений СО РАН. Для подтверждения правомерности применения дифференцированных ставок земельного налога был сформирован и представлен в  Минфин РФ пакет нормативно-правовых актов представительных органов власти муниципальных образований об установлении ставок земельного налога на каждый земельный участок, принадлежащий учреждениям СО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования. Проводилась разъяснительная работа с учреждениями СО РАН по вопросам компенсации налога на имущество и земельного налога; в соответствии с требованиями Минфина РФ реестры неоднократно корректировались.

В связи с задержкой финансирования налога на имущество организаций и земельного налога, приведшей к доначислению налоговыми органами на местах бюджетным учреждениям Отделении пеней по данным налогам за несвоевременную их уплату и приостановлению операций по валютным счетам, готовились многочисленные письма в Правительство РФ, Минфин РФ, Федеральную налоговую службу РФ об ускорении выделения бюджетных средств, необходимости предоставления бюджетным учреждениям отсрочки по уплате данных налогов или выделении бюджетных средств на уплату начисленных по ним пеням. Оказывалась методическая помощь учреждениям Отделения по процедуре оформления отсрочки по уплате налогов в соответствии с налоговым законодательством.

В настоящее время в рамках доведенных до Сибирского отделения РАН лимитов бюджетных обязательств Контрольно-ревизионным управлением во исполнение постановлений Президиума СО РАН осуществляется сбор информации о потребности в бюджетных средствах на уплату налога на имущество и земельного налога, проводится поквартальное распределение по подведомственным учреждениям бюджетного финансирования с учетом текущих изменений налоговой базы (по налогу на имущество — движение основных средств, по земельному налогу — выделение и изъятие земельных участков, увеличение кадастровой стоимости, проведение межевания земельных участков, отмена льгот по уплате земельного налога по отдельным муниципальным образованиям и др.). В рамках проведения плановых ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений Управлением проверяется целевое использование бюджетных средств, выделенных на уплату налога на имущество и земельного налога.

В целях планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов для представления в Министерство финансов РФ Управлением готовились предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество в результате планируемого приобретения оборудования в соответствующие годы.

Коллектив Управления прошел испытание временем, проявил свои профессиональные качества и в дальнейшем готов выполнять поставленные перед ним руководством Сибирского отделения задачи.

Фото В. Новикова

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+494+1