Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 14 (2699) 9 апреля 2009 г.

СТРАТЕГИИ ОБСУДИЛИ
В УЛАН-УДЭ

2 апреля под руководством полномочного представителя Президента РФ в Сибирском Федеральном округе А. В. Квашнина в столице Республики Бурятия г. Улан-Удэ состоялись два совещания: по вопросам реализации проектов создания особых экономических зон в Сибирском Федеральном округе и разработки Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.

В работе совещаний приняли участие Президент-Председатель Правительства Республики Бурятия  В. В. Наговицын, губернатор Алтайского края А. Б. Карлин, губернатор Забайкальского края Р. Ф. Гениатулин, представители Томской и Иркутской областей, Республики Алтай и Федеральных органов исполнительной власти. От Сибирского отделения РАН в совещаниях приняли участие академики А. Л. Асеев и В. В. Кулешов, члены-корреспонденты РАН Б. В. Базаров и А. К. Тулохонов.

Иллюстрация

На совещании по вопросам реализации проектов создания особых экономических зон было подробно рассмотрено состояние дел по реализуемым на территории Сибирского Федерального округа проектам создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа (ТР ОЭЗ): «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай, «Ворота Байкала» в Иркутской области и «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. По сообщению руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ  А. А. Алпатова, предусматривается значительный объем государственных инвестиций на общую сумму 33 млрд руб., запланировано строительство 150 объектов инфраструктуры, подготовлена необходимая нормативно-правовая база, создана система управления ОЭЗ. Практически все проекты находятся на высоком уровне готовности: проведены землеустроительные и кадастровые работы, подготовлена проектная документация, проведены конкурсы по привлечению компаний-резидентов, подготовлены бизнес-планы. Например, в рамках проекта ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» предусмотрено строительство дорог и объектов инфраструктуры, гостиниц в п. Турка и Пески, семейного курорта в п. Горячинск, горного курорта на г. Бычья. Предполагается привлечение до 1 млн туристов в 2017 г. Основные проблемы в случае байкальских ОЭЗ связаны с соблюдением жестких требований Федерального закона об охране озера Байкал и подготовкой высококвалифицированных кадров для работы в ОЭЗ. В выступлениях академиков А. Л. Асеева и В.В. Кулешова отмечалось, что для успешной реализации проектов ТР ОЭЗ необходима их увязка с инвестиционными проектами, реализуемыми на территории Байкальского региона. Необходимо применение новых экологически чистых технологий в строительстве и энергетике, мониторинг состояния био-, лесных и водных ресурсов, состояния атмосферы и контроля сейсмичности, изучение потенциальных клиентов ТР ОЭЗ в России и в странах зарубежья. Желательно увеличение числа ОЭЗ на территории Сибири. Часть поставленных проблем может быть решена при привлечении институтов Сибирского отделения РАН. Особое внимание на совещании было уделено Томской технико-внедренческой зоне (ТВЗ), в строительство которой, по сообщению заместителя губернатора Томской области А. М. Малышева, вкладывается 3,5 млрд руб. В ТВЗ зарегистрировано 37 компаний-резидентов, в том числе такая крупная, как ОАО «Сибур-холдинг». Уже сейчас ставится вопрос о дальнейшей судьбе ТВЗ — останется ли она площадкой для опытных производств или превратится в ТВЗ промышленного типа. Было подчеркнуто, что в условиях кризиса желательно привлечение инвестиций со стороны государственных корпораций.

На гораздо менее оптимистичной ноте прошло совещание по вопросам Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Как известно, работа над Стратегией была поручена фонду «Центр стратегических разработок». На заседании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области 12 февраля 2009 г. (председатель — первый вице-премьер И. И. Шувалов) она была отправлена на доработку с участием ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «РЖД» и других крупных российских компаний, а также Сибирского и Дальневосточного отделений РАН. Однако из сообщения представителя фонда С. А. Белоновского и представителей Минрегионразвития РФ стало ясно, что работа над Стратегией не организована должным образом, и в имеющемся варианте документа решения Государственной комиссии не учтены. Критические замечания по этому поводу прозвучали в выступлении А. В. Квашнина, который отметил, что в Стратегии не сформулированы концептуальные положения по созданию стимулов для граждан РФ к проживанию на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, как и в Сибири в целом (в имеющемся документе демографическую проблему предлагается решать за счет привлечения мигрантов из стран Средней Азии), по проблеме реализации крупных инвестиционных проектов, в частности, развитию нефте-, газоперерабатывающей и гелиевой промышленности на востоке Сибири, по комплексному развитию транспорта, энергетики и базовых отраслей промышленности на востоке России. В выступлениях А. Л. Асеева и В. В. Кулешова отмечалось отсутствие в Стратегии инновационной составляющей, в то время как госкорпорации «Ростехнологии» и «Роснанотехнологии» уже реализуют на территории Иркутской области масштабные проекты по производству биобутанола и поликремния соответственно. Необходимо увязать Стратегию с имеющимися программами развития энергетического комплекса Сибири и Дальнего Востока и социально-экономического развития Сибири, программами развития отраслей промышленности. Наконец, важными являются проблемы экономического сотрудничества и гуманитарного взаимодействия с многонаселенными и бурно развивающимися сопредельными государствами, такими как Китай, Корея и Япония. По этим направлениям работы над Стратегией роль Сибирского отделения РАН также представляется весьма значительной.

Наш корр.
Фото предоставлено ОИЦ СФО

стр. 1

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+497+1