Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 16 (2701) 23 апреля 2009 г.

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС:
ПРИЧИНЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ,
ОТРАСЛЕВЫЕ И СТРАНОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

А.Г. Коржубаев, д.э.н., профессор, уполномоченный СО РАН
по вопросам сотрудничества с Китаем,
заведующий кафедрой политической экономии ЭФ НГУ

А.В. Островский, д.э.н., профессор, заместитель директора
Института Дальнего Востока РАН,
заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы

«Владельцы капитала будут стимулировать население покупать все больше и больше дорогих товаров, зданий и техники. Толкая их тем самым к тому, чтобы они брали все более дорогие кредиты, до тех пор, пока кредиты не станут невыплачиваемыми. Невыплачиваемые кредиты ведут к банкротству банков, которые будут национализированы государством, что в итоге и приведет к установлению коммунизма».

Карл Маркс, 1867 г.

Главная причина кризиса 2007—2009 гг., начавшегося в США в августе 2007 г., — несоответствие уровня и характера развития производительных сил (и производства) уровню и характеру развития производственно-финансовых отношений. Особенности нарушения основного закона политической экономии в современном мировом экономическом порядке проявились, прежде всего, в диспропорциях отраслевой и региональной структуры концентрации производства и финансов. Можно выделить основные проявления таких диспропорций:

— несоответствие объемов производства уровню доходов по странам и регионам, в том числе душевых доходов;

— гипертрофированная структура относительных цен на товары и услуги;

— гипертрофированная структура отраслей по странам и регионам, сомнительная специализация ряда богатых (в денежных терминах) стран в международном разделении труда;

— значительные диспропорции в квалификации и цене рабочей силы в мире, индивидуальных оценках праздности и дохода от занятости по странам, торговым и экономическим блокам;

— значительные региональные диспропорции в производстве и потреблении энергоносителей, особенно в части душевых показателей;

— страновые и региональные диспропорции в структуре относительных цен на сырье и энергоносители;

— внутренняя экономическая, в том числе эмиссионная, политика ряда крупных стран, в первую очередь США;

— внутренняя и внешняя финансовая и кредитная политика развитых стран и их кредитно-финансовых государственных и частных учреждений;

— высокая страновая дифференциация в образовательном уровне населения; значительные диспропорции в уровне НИОКР и технологическом уровне экономики различных стран.

Классическое начало кризиса — жизнь не по средствам. Как и случилось в США. На протяжении последних десятилетий (особенно с прихода администрации Р. Рейгана в 1981 г.) происходила значительная, не обеспеченная соответствующим выпуском товаров и услуг эмиссия долларов и государственных казначейских обязательств США при продолжающемся сокращении доли американской экономики в мировой экономике, особенно в части реального производства. Государственный долг США достиг почти 80 % ВВП (около 11 трлн долл.) или свыше 18 % мирового ВВП.

Во внутренней политике США (особенно с приходом администрации Б. Клинтона в 1993 г.) происходила активная кредитная экспансия, особенно на потребительском рынке и рынке недвижимости. Наблюдалось превышение размеров кредитования над стоимостью активов, под которые были выданы кредиты.

Схожая ситуация — азиатский кризис 1998—1999 гг., усиленный тогда махинациями международных финансистов (Дж. Сорос и др.).

Сейчас сработала следующая схема: невозврат долгов по ипотечным кредитам — банкротство страховых организаций — банкротство банков — снижение объемов либо прекращение кредитования, в том числе международных транзакций — снижение объемов инвестиций (прямых и портфельных) и финансирования текущей деятельности — снижение производства — сокращение занятости — сокращение доходов — уменьшение спроса — падение деловой активности, дальнейшее сокращение инвестиций, производства и занятости.

Влияние кризиса на экономику
и важнейшие отрасли промышленности
России

«Люди покупают алмазы из тщеславия, золото — по глупости; т.к. они не способны запустить в действие систему, основанную на чем-то другом. Между тщеславием и глупостью я выбираю тщеславие... Тщеславие — очень хорошая основа для процветания».

Гарри Оппенгеймер,
президент «De Beers», 1957 г.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса в мире в целом и практически во всех странах, в той или иной мере вовлеченных в мирохозяйственные связи, происходит снижение инвестиционной активности, замедляется рост спроса на конечную и технологическую продукцию, энергоносители, откладывается реализация многих инфраструктурных, энергетических, производственных, а также инновационных, особенно венчурных, проектов.

В этой ситуации повышается значение развития и внедрения передовых НИОКР как определяющего фактора конкурентоспособности традиционных и новых отраслей экономики, увеличивается роль реальных активов, сырьевых ресурсов, технологий. Кризис, как это и должно быть, расставит всё по своим местам.

В этих условиях у России появляется шанс не просто спасти, перестроить и модернизировать экономику, но реализовать свой значительный потенциал по усилению позиций в региональном и международном разделении труда за счет технологически и экономически оптимального освоения сырьевых и энергетических ресурсов, создания адекватной банковской системы, эффективного использования достаточно высокого образовательного и квалификационного уровня населения.

Мировой финансовый кризис не мог не затронуть такую ключевую отрасль экономики России, как нефтегазовый комплекс (НГК), формирующую в последние годы 45—50 % доходов федерального бюджета и обеспечивающую свыше 60 % экспорта. Россия — крупнейший в мире производитель и экспортер нефти и газа как по энергетической ценности, так и в денежном выражении. Нефтегазовый комплекс — важный элемент российской экономики и глобальной системы энергообеспечения. В 2008 г. добыча нефти и газа составила около 1,1 млрд т нефтяного эквивалента или 1153 млн т условных углеводородов (УУВ), включая 488 млн т нефти, 665 млрд куб. м газа. Экспорт нефти и нефтепродуктов превысил 350 млн т, газа — 203 млрд куб. м.

Влияние кризиса на НГК России проявилось в следующих как положительных, так и негативных процессах:

— снижение цен на нефть, в ближайшей перспективе — и на газ;

— сокращение темпов роста спроса на нефть и газ;

— снижение цен на инвестиционную продукцию для НГК — металлы, трубы, оборудование;

— девальвация рубля по отношению к основным мировым валютам, прежде всего к доллару и евро;

— изменение условий кредитования;

— снижение капитализации компаний.

В целом в 2008 году финансовая ситуация в НГК России развивалась крайне неравномерно. Рост цен на нефть марки «Urals» в январе-июле 2008 года с 89,5 долл./бар. до 129,7 долл./бар. обеспечил значительный рост финансовых показателей нефтяных компаний, приток иностранной валюты в страну, увеличение налоговых поступлений в бюджет и в специальные фонды (Резервный фонд, Фонд национального благосостояния), рост золотовалютных резервов. Во втором полугодии произошло значительное снижение цен на нефть: к декабрю 2008 года они снизились до 39,2 долл./бар. В целом среднегодовая экспортная цена нефти составила около 94 долл./бар., что значительно превышает уровень 2007 года — 69 долл./бар. Основная часть нефтяных компаний, получивших значительный прирост общей выручки и прибыли в первом и во втором кварталах 2008 года, с учетом трехмесячного лага в изменении таможенных пошлин имела значительные убытки в четвертом квартале.

Ожидается, что в НГК России произойдет некоторое (на несколько месяцев) замедление реализации добывных и инфраструктурных проектов, после чего именно этот отраслевой комплекс станет локомотивом вывода экономики из кризиса, формирования значительного технологического и конечного спроса.

Кризис в Китае:
мероприятия по преодолению

Иллюстрация

В 2008 г. рост ВВП в Китае не снизил темпов и составил 9 %. Реально китайская экономика почувствовала на себе влияние мирового финансового кризиса только в IV квартале 2008 года, когда темп роста ВВП составил всего 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. В 2009 г. прогнозируется снижение темпов роста ВВП до 7 % в год, что находится в рамках планов, намеченных на XVII съезде КПК в октябре 2007 г. и на 1-й сессии ВСНП в марте 2008 года. В настоящее время кризис в Китае пока практически не заметен за исключением отдельных отраслей промышленности (текстильная и легкая промышленность) и приморских провинций (Гуандун, Цзянсу, Шаньдун), находящихся в сильной зависимости от объемов экспорта производимой ими продукции. Следует отметить сохраняющийся рост доли капитальных вложений в экономику, который составил уже 57,2% ВВП в 2008 г. (абсолютный рост на 25,5% по сравнению с 2007 г.). Особо значительно вырос объем инвестиций в железнодорожное строительство — всего 135 проектов на сумму 1,656 трлн юаней (свыше 250 млрд долл.).

Для преодоления кризисных явлений Госсоветом КНР разработана программа из десяти направлений, которая была озвучена на Центральном рабочем совещании по вопросам экономики Китая в декабре 2008 года. Только на развитие этой программы правительство КНР выделило 4 трлн юаней (свыше 600 млрд долл.). Приоритетными стали сельское хозяйство, строительство инфраструктуры, новых высоких технологий, экономичного жилья, развитие транспортной сети, восстановительное строительство в пострадавших от землетрясения зонах провинции Сычуань, программа повышения доходов сельских жителей за счет повышения норм обязательных закупок зерна и субсидий для крестьян, сокращение налогов на добавленную стоимость, поощрение технических инноваций.

Для большей доступности кредитных средств на реализацию антикризисных программ предусмотрен рост банковских кредитов на приоритетные проекты и снятие ограничений на получение кредитов. Эти сферы, по прогнозам китайских властей, потянут за собой другие отрасли, такие как цементная промышленность и металлургия, которые будут развиваться опережающими темпами по сравнению с другими отраслями промышленности. При этом в Китае была снижена ставка рефинансирования Народного банка (выполняет функции ЦБ) до 3 % годовых, а средняя банковская учетная ставка по кредитам — 5,58 % в год.

Определяющий момент реализации антикризисной программы — расширение внутреннего спроса, особенно в сельских районах КНР, где проживает более 800 млн человек. Предполагается, что реализация этой задачи должна быть достигнута за счет развития рынка недвижимости, автомобилей, а также сельского кредитно-потребительского рынка. По-прежнему сохраняется большой объем сбережений населения в китайских банках — около 20 трлн юаней (свыше 3 трлн долл.), с помощью которых можно расширить внутренний спрос.

Наиболее острая проблема — растущая безработица в связи с разорением большого числа работающих на экспорт в США и Европу предприятий текстильной и легкой промышленности. Только в провинции Гуандун в 2008 году было закрыто более 10000 предприятий. Однако, анализируя ситуацию с занятостью в целом по стране на протяжении последних лет, следует отметить, что в Китае насчитывается примерно 12 млн предприятий всех форм собственности и отраслей экономики. Ежегодно по всей стране закрывается 1 млн предприятий и создается 1 млн новых предприятий, и в этот кругооборот рабочей силы вовлечено примерно 20—30 млн человек, большую часть которых составляют сельские мигранты из внутренних районов Китая. В условиях мирового финансово-экономического кризиса руководство КНР выдвинуло план по стабилизации безработицы на уровне 4,5 % в городах и создания 9 млн рабочих мест.

Ситуация на финансовом рынке Китая, который в наибольшей степени пострадал от мирового кризиса, не оказывает сильного влияния на состояние китайской экономики в целом и на положение основных китайских банков. В настоящее время кредиты под приоритетные проекты Госсовета КНР выдаются по более низким процентным ставкам, чем средняя по стране — 5,58 % годовых.

На наш взгляд, наиболее серьезное влияние мировой кризис окажет на внешнюю торговлю Китая. В течение многих лет экспорт являлся важным фактором, стимулирующим высокие темпы экономического развития страны. Но в условиях финансового кризиса уменьшается внешний спрос, что оказывает негативное влияние на наращивание китайского экспорта.

В 2008 году по-прежнему происходил рост как экспорта — 1,43 трлн долл. США, так и импорта — 1,13 трлн долл. США. Ожидается, что в 2009 г. темпы роста экспорта и импорта составят примерно 8—9 %, что ниже показателей предшествующих лет — примерно 18—20 % прироста в год. В сфере внешнеэкономических связей Китай будет сокращать объем внешней торговли с США и странами Евросоюза, однако в настоящее время по-прежнему происходит рост экспорта китайских товаров в США из-за дешевизны продукции, что привлекает американских бизнесменов. По итогам 2008 года объем внешней торговли КНР со странами ЕС составил 425,6 млрд долл., с США — 333,7 млрд долл., с Россией — 56,7 млрд долл.

Перед США по-прежнему стоит вопрос, как сократить растущий дефицит внешней торговли с Китаем. Одновременно КНР активно развивает торговлю со странами АСЕАН и экономически развитыми странами и территориями АТР — Республикой Корея, Японией, Тайванем и Гонконгом, которые в меньшей степени оказались подвержены воздействию мирового финансового кризиса.

В 2008 году в КНР наблюдался наибольший приток привлеченных иностранных инвестиций — 92,4 млрд долл., хотя в 4-м квартале 2008 года произошло снижение его темпов. На наш взгляд, при определенных условиях Китай получил возможность избавиться от зависимости китайского юаня от американского доллара и после перехода к полной конвертируемости юаня со временем сможет превратить его в резервную валюту в азиатской части мира — в странах Юго-Восточной и Восточной Азии.

Перспективы мирового
финансово-экономического кризиса

Уже сейчас наблюдается значительная неравномерность масштабов и глубины кризиса в различных странах и регионах. Как продемонстрировал в 1975 году на Юбилейной сессии Академии наук (посвященной 250-летию Академии) на результатах исследований Римского клуба академик П. Л. Капица и обосновал в 1998 году на основе широкой статистической информации академик А. Э. Конторович, количественно фиксируемым индикатором экономического развития и, соответственно, глубины фактического спада выступает спрос на энергию.

В современных условиях всеобщего спада спрос на энергоносители, в первую очередь, на нефть и газ, в Азии продолжает возрастать, а финансовые и кредитные ресурсы во многих странах региона (на Ближнем Востоке, в АТР) остаются избыточными. Реализуемый в нефтегазовом комплексе России курс на диверсификацию экспортных поставок, организацию прямого выхода на крупнейших платежеспособных потребителей нефти и газа в основном соответствует долгосрочным экономическим процессам. Беспокойство вызывает медленная технологическая модернизация добычи и переработки нефти и газа, сокращение объемов и научного обеспечения геологоразведочных работ.

Переход мировой экономики в фазу оживления и последующего подъема возможен во второй половине 2009 — начале 2010 года и будет происходить неравномерно по странам и регионам. В дальнейшем продолжится трансформация региональной структуры мирового ВВП, произойдут изменения в структуре резервных валют и финансовых инструментов, включая ослабление позиций доллара и евро в качестве средств международных расчетов. В долгосрочной перспективе повысятся относительные цены сырьевых и энергетических ресурсов. Будут происходить серьезные изменения в структуре, технологическом уровне и степени научного обеспечения экономических процессов.

Преодоление глобального кризиса произойдет как за счет действия рыночных сил, так и согласованных действий органов государственного управления крупнейших стран.

В качестве первоочередных мер оживления мировой экономики необходимы:

— реструктуризация текущей задолженности стран и организаций, путем передачи реальных активов должников кредиторам, а в случае их отсутствия — гарантированных правительствами долговых обязательств;

— переход на торговлю сырьевыми товарами, прежде всего нефтью и газом в национальных валютах стран-производителей;

— трансформация казначейских обязательств США и долларов на счетах банковских и финансовых организаций в реальные активы на территории США, либо активы резидентов США в других странах;

— формирование новой структуры активов МВФ с учетом состояния и масштабов экономик и финансовых систем стран, их производственного потенциала, обеспеченности невозобновляемыми природными и энергетическими ресурсами: 20 % — доллар США (экономика составляла в начале 1950-х гг. свыше 50 % мировой экономики, сейчас — менее 23 % при устойчивой тенденции к дальнейшему снижению); 25 % — евро; 10 % — японская иена; 10 % — фунт стерлингов Великобритании; 10 % — юань КНР; 10 % — рубль РФ; 5 % — рупия Индии; 10 % — швейцарский франк и валюты других политически стабильных стран, с относительно развитыми финансовыми системами, обеспеченных природными ресурсами либо имеющих значительный индустриальный потенциал. Это прежде всего Канада, Австралия, Норвегия, Бразилия, Казахстан, ЮАР, Южная Корея;

— обеспечение свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между странами, региональными группами, торговыми блоками, последовательное сокращение таможенных барьеров.

Дальнейшее продвижение России вперед может быть обеспечено за счет диверсификации отраслевой и региональной структуры экономики и при обеспечении большей открытости в части привлечения прямых инвестиций в технологическое развитие национального хозяйства, создание новых производств. Потребуется усиление государственного регулирования и контроля над экономическими процессами, расширение государственного заказа и государственных капиталовложений в создание объектов производственной, транспортной и коммунально-бытовой инфраструктуры.

Необходимо обеспечить макроэкономический рост, финансовую и валютную стабилизацию (недопущение значительной инфляции и значительных колебаний курса рубля), наращивание экспорта при изменении его структуры в направлении технологически более емкой продукции, стимулирование НИОКР и расширение использования новейших технологий, построение более здоровой и сильной банковской системы.

В этих условиях важнейшая задача Российской академии наук, залог успешного развития РАН и СО РАН в ближайшей и долгосрочной перспективе — повышение уровня и эффективности научного обеспечения всех финансово-экономических и производственно-технологических процессов, участие в обосновании принятия крупных государственных и хозяйственных решений.

стр. 8-9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+499+1