Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 16 (2701) 23 апреля 2009 г.

ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗМОЖНОСТИ
ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Из выступления вице-президента РАН академика С. М. Алдошина.

Иллюстрация

Прежде всего, хотелось бы сказать несколько слов о результатах, полученных при выполнении пилотного проекта, в котором мы участвовали в течение последних лет, в целом по Академии наук. Начиная пилотный проект, мы планировали, что финансовое обеспечение Академии наук должно вырасти, а заработная плата — приблизиться к 30 тысячам в месяц в среднем для научных сотрудников. Фактически эти цифры достигнуты. В результате выполнения пилотного проекта бюджетное финансирование в РАН выросло более чем в два раза, примерно с 23 млрд рублей в 2005 г. до 52 млрд рублей в 2008 г., из которых около 85 % идет на финансирование научных учреждений. С учетом всех источников финансирование Академии наук увеличилось в два раза, достигнув в 2008 г. 78 млрд рублей против 39 млрд рублей в 2005 году. К сожалению, это привело к некоторому изменению доли фонда заработной платы в общих расходах РАН — для того чтобы выполнить условия пилотного проекта, доля фонда зарплаты увеличилась до 52 % в 2008 г.

Большим достижением последних лет стало выделение существенных денег на обновление материально-технической базы. Понятно, что данных средств явно недостаточно, и генеральный план, об элементах которого говорил Н. З. Ляхов, это демонстрирует. Но, тем не менее, по всей Академии наук за 2006—2008 гг. было получено и закуплено оборудования примерно на 5,9 млрд рублей. Очень важно, что за эти годы произошло принятие Программы фундаментальных научных исследований до 2012 г. Важное достижение — продолжение финансирования программ Президиума, программ Отделений, которые на конкурсной основе поддерживают приоритетные направления развития фундаментальных наук. В то же время, вызывает сожаление недостаточное участие институтов РАН в выполнении федеральных целевых программ — доля объемов работ, выполненных в рамках ФЦП, остается низкой и составляет 6—7 %. Полномочный представитель президента по СФО А. В. Квашнин говорил здесь о стратегии национальной безопасности. В ее развитии также самым активным образом принимала участие Российская академия наук. За эти годы для правительства было подготовлено более двух тысяч документов по различным направлениям.

Теперь я хотел бы коснуться тех проблем, которые у нас возникли в результате выполнения пилотного проекта. Вы знаете, сколько было споров, разногласий, обсуждений по поводу применения стимулирующих выплат. Имелись проблемы по утверждению порядка проведения конкурсов на замещение должностей научных работников, по разработке квалификационных требований. В 2006 году вышел совместный приказ Минобрнауки и Минздравсоцразвития России о порядке введения стимулирующих надбавок. И хотя РАН имела свою точку зрения и всегда высказывала ее, этот порядок был введен. Впрочем, надо сказать, что в Сибирском отделении такой порядок разработали задолго то того, как он был предложен Министерством образования и науки, и эффективно его использовали. Поэтому в результате выполнения совместного приказа был накоплен положительный опыт, в том числе по всей Академии наук, а в конце прошлого года на основании этого опыта и в связи с выполнением пилотного проекта было принято постановление Президиума РАН, которое прекратило действие данного приказа и утвердило новую систему стимулирующих надбавок. Таким образом, все три этапа пилотного проекта выполнены. Фактически на сегодняшний день он закончен.

Еще один из аспектов выполнения пилотного проекта — это опыт проведения сокращения. За прошедшие годы мы должны были сократить 21 % штатной численности. Сокращение проходило в соответствии с трудовым законодательством и в основном за счет вакантных единиц, имевшихся в институтах. В результате того, что вакансии были сокращены, приток специалистов уменьшился: в сравнении с 2005 годом, когда в Академию наук мы принимали примерно тысячу молодых сотрудников ежегодно, в 2008 смогли взять только 630 человек, что явно недостаточно. Прием в аспирантуру тоже уменьшился. Стипендия аспиранта — примерно полторы тысячи рублей, хотя институты стараются им помочь, берут на полставки. Число очных аспирантов в РАН по сравнению с 2005 годом сократилось с 7 тысяч человек примерно до 6 тысяч и даже меньше в 2008 году. Возникли также большие проблемы в связи с тем, что прежде всего надо было повышать зарплату научным сотрудникам. В результате образовалась сильная диспропорция между научными сотрудниками и вспомогательными подразделениями, которую все институты пытались ликвидировать. К счастью, в конце прошлого года было принято постановление о переводе вспомогательных подразделений на новую форму оплаты труда, и на сегодняшний день это различие удалось выровнять.

Немного о текущей финансовой ситуации в РАН в условиях финансового кризиса. Вы знаете, что цифры, которые были утверждены на 2009 год, сейчас корректируются, причем в сторону уменьшения. В настоящее время сокращение бюджетного финансирования Академии наук составляет примерно 2,5 млрд рублей. Это пока еще не катастрофическая цифра. Несмотря на это сокращение, финансирование в 2009 году будет заметно выше, чем в 2008 г. Если ситуация останется на этом уровне, Российская академия наук с трудом, но выполнит свои обязательства в 2009 году. Тем не менее, даже такое сокращение сильно сказалось на прочих расходах: капитальном строительстве, капитальном ремонте. С учетом изношенности имущественного комплекса это вызывает обеспокоенность в Академии наук. Хорошо, что по валютным контрактам государство пошло на компенсацию разницы в курсе по всем Отделениям, что несколько сбалансировало потери, понесенные в начале года.

Теперь о проблемах имущественно-земельного комплекса Российской академии наук. Вы знаете, что сейчас происходит ликвидация Межрегионального территориального управления Росимущества по РАН. Мы считаем это решение совершенно неправильным и несколько раз пытались это объяснить. Учреждения Академии наук находятся в 69 регионах Российской Федерации, следовательно, существует опасность того, что единый имущественный комплекс будет разбит на 69 частей, в результате чего будет потерян контроль за управлением. Ведь именно благодаря созданной за последние десять лет целостной системе управления имуществом и земельными фондами РАН удалось спасти крупный федеральный имущественный комплекс. А ликвидация МТУ Росимущества по РАН сразу же дала о себе знать во всех регионах — фактическое отсутствие администрирования арендных платежей привело к тому, что большинство институтов в настоящее время не могут их получать.

Мы об этом несколько раз говорили в правительстве. Было дано распоряжение найти приемлемый вариант решения. На сегодняшний день оно заключается в том, что должны быть созданы четыре подразделения по регионам (по Сибирскому отделению в Новосибирске, на Дальнем Востоке, на Урале и в Санкт-Петербурге) и одно при центральном аппарате Росимущества, которое будет возглавлять один из заместителей председателя Росимущества по центральному региону. Эта схема очень похожа на существующую, только вместо филиалов появятся территориальные подразделения. Однако эти договоренности выполняются медленно, а процесс ликвидации МТУ Росимущества по РАН продолжается, что создает серьезные проблемы. Один из аргументов со стороны власти о причинах закрытия МТУ по РАН был следующим: в соответствии с новым положением всё территориальное управление имуществом должно осуществляться по территориальному принципу (хотя Российская академия наук не должна попадать под этот закон в силу ее присутствия на 69 территориях).

Несколько слов о земле. Не так давно мы начали ревизию участков с тем, чтобы понять, какое количество земель нужно для развития учреждений и организаций Академии наук, сколько земель нужно для развития инновационной деятельности, строительства жилья, и есть ли земельные участки, от которых РАН готова отказаться. И здесь надо сказать слова благодарности в адрес Анатолия Васильевича Квашнина, потому что благодаря его поддержке, обращению к Президенту страны, к этой проблеме было привлечено внимание. В прошлом году премьер-министр В. В. Путин заявил, что будет найдено решение по строительству жилья для молодежи и кадровых сотрудников на землях Академии наук. РАН подготовила все предложения, до конца года мы их согласовывали, но, к сожалению, проблема до сих пор так и не решена. Здесь надо работать с Фондом поддержки жилищного строительства — они настроены на сотрудничество.

Что касается генерального плана развития, Сибирское отделение, как всегда, впереди. Раньше в СО РАН был разработан очень интересный способ оценки эффективности работы институтов и определения стимулирующих надбавок, сегодня мы слышим уже о генплане развития Сибирского отделения. Действительно, это очень важное дело, потому что в соответствии с постановлением правительства, которое было принято в начале прошлого года, любое выделение финансирования будет увязано с тем, существует ли генеральный план развития ведомства. РАН тоже должна иметь свой генплан — он очень важен, чтобы отстаивать свои позиции перед руководством страны, в том числе, по имущественному и земельному комплексам. Совсем недавно на оперативном заседании было принято решение о подготовке такого генерального плана, затем этот вопрос обсуждался на Президиуме РАН, и сейчас подготовлено распоряжение президента.

Этот план должен быть связан с теми задачами фундаментальных исследований, которые стоят перед Российской академией наук, соотнесен с теми приоритетными направлениями, которые утверждены Президентом страны, и с двумя основополагающими документами РАН — Планом фундаментальных исследований до 2025 года и Программой фундаментальных исследований до 2012 года. Для решения этих задач должны быть созданы необходимые материально-технические условия. Это, прежде всего, финансирование, состояние материально-технической базы, необходимость ее реконструкции и создания новых элементов, а также вопросы кадрового обеспечения — обновления, омоложения РАН, приема на работу молодежи. Некоторые методические рекомендации уже разработаны и в самое ближайшее время будут доведены до Сибирского отделения.

Не так давно был утвержден план инновационной деятельности РАН. Он готовился долго, болезненно, поскольку имеющееся законодательство фактически закрывает Академии наук возможность участия в инновационной деятельности. Надо, чтобы этот документ не противоречил существующему законодательству, но определял некую программную линию развития. Шагом вперед было бы разрешение создания вузам малых предприятий, но провести это через правительство пока не удалось. Я надеюсь, что к лету документ будет принят, однако это поставит следующие задачи — по вопросам передачи и закрепления интеллектуальной собственности.

Очень актуально также создание и развитие особых экономических зон и технопарков. Сегодня вся Академия наук внимательно следит за приобретением «технопаркового опыта» в Сибирском отделении. Я думаю, решение всех этих проблем должно определить возможность дальнейшего развития Академии наук как основного генератора знаний, который в России отвечает за фундаментальные исследования, а также ее место в инновационной системе.

Подготовила Ю. Александрова, «НВС»
Фото В. Новикова

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+499+1