ЗАЧЕМ НАМ НАУЧНО- ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА?
Б.Чиков, Директор Издательства СО РАН.
Академик А.Мигдал высказал замечательную мысль: "Как много узнали
бы читатели, если бы ученые считали своим долгом рассказать о
красоте своей науки". Кроме пищи ума для любознательных и
образовательного значения "красота науки" имеет также
колоссальную практическую ценность. Эта ценность прежде всего
заключается в подготовке общественного сознания к восприятию
опережающих идей и наукоемких технологий, в защите общества от
лженаучных идей и рецептов, а также в подготовке его к внедрению
передовых идей и технологий в промышленное производство и
хозяйственную деятельность. Значение этого тезиса уже можно
оценивать в цифрах: от использования "высоких технологий" США
имеют ежегодно более 100 млрд долларов (по мнению председателя
Союза промышленников России А.Вольского — до 700), а Россия —
одни слезы, да еще поставку за рубеж передовых технологий через
"утечку мозгов".
Специалисты знают, что в Сибирском отделении РАН имеются
необходимые практике разработки в области катализа,
вычислительных технологий, томографии, прикладной механики и
многих других направлений. А знает ли это широкая общественность,
в том числе молодежная, которая завтра будет определять
направления промышленного развития страны? Далеко не уверен.
Говоря словами писателя и популяризатора науки Митчела Уилсона:
"Ни одно научное достижение не может быть оценено (в обществе —
Б.Ч.), если не существует достаточно знаний в той области науки,
к которой оно относится".
Необходимость популяризации научных результатов очевидна, но...
воз и ныне в прошлом веке. Необходимо изменить отношение к такой
работе. Прагматическую цель ее можно видеть в следующем:
1. Сокращение колоссального разрыва между реально высоким уровнем
науки и посредственным образовательным уровнем общества в целом;
особое значение это имеет в случае руководителей производства и
социальной сферы.
2. Широкий и в доступной форме обмен идеями и сведениями о
научно-технических достижениях между научными направлениями и
дисциплинами.
3. Оперативная информация общественности о путях внедрения
научных достижений в практику.
Развитые страны переживают настоящий бум популяризации науки в
самых разных формах. На английском, французском, немецком,
японском и других языках издано множество ярких произведений и
продолжают издаваться удивительно интересные книги
познавательного характера — с детского возраста люди привыкают к
мысли, что достижения науки имеют практическое применение. Этот
подход нам вполне доступен, учитывая потенциал Сибирского
отделения; дело за талантливыми популяризаторами и средствами на
издание их книг.
Где вы, способные авторы и дальновидные спонсоры?
стр.
|