Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 33-34 (2718-2719) 27 августа 2009 г.

НАБОР В ВУЗЫ 2009 ГОДА

В этом году он впервые прошел почти исключительно на основе итогов Единого государственного экзамена — ЕГЭ. За лето вскрылось много достоинств и недостатков новой системы. Впрочем, как отмечает РИА Новости, окончательно о ее эффективности можно будет судить только после первой экзаменационной сессии в вузах — тогда станет ясно, действительно ли новая система поставляет высшей школе образованных студентов, способных на основе школьной программы усваивать новый материал. А финальная проверка придется на первый выпуск зачисленных по результатам ЕГЭ потоков — в 2014-2015 годах.

Подготовил И. Глотов, «НВС»

Новые правила приема в вузы

В этом году школьникам не надо было сдавать вступительные экзамены — их зачисляли по результатам ЕГЭ, сданного в школе. Абитуриентам впервые было предоставлено право подавать копии документов лично или отправлять их по почте в неограниченное число вузов сразу на несколько факультетов. Зачисление впервые происходило в три этапа. И проходным баллом, тоже впервые, была сумма результатов, полученных на единых госэкзаменах.

Напомним, что в России ЕГЭ ввели в соответствии с условиями присоединения к Болонскому процессу — общеевропейской системе высшего образования. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки.

Список предметов, которые нужно сдавать в форме ЕГЭ, чтобы поступить в вуз на ту или иную специальность, появился в феврале (среди них два обязательных для всех вузов предмета — математика и русский язык). Вуз вправе выбрать абитуриентов по знанию трех и более предметов. В результате некоторые вузы на экономическую специальность требовали представить оценки ЕГЭ по математике, русскому и обществознанию, другие — по математике, русскому и иностранному, а некоторые включили все эти четыре экзамена в правила приема. У ряда учебных заведений появилось право провести свои дополнительные испытания.

О том, какие минимальные баллы по ЕГЭ были установлены министерством образования для приема заявлений в вузы, стало известно в июне. Однако сделать вывод о поступлении в тот или иной вуз по результатам госэкзамена тогда было нельзя. Зачисление шло на конкурсной основе. А на некоторые профилирующие предметы вузы могли устанавливать свой минимальный балл, подняв министерскую планку.

Министерство образования и науки приняло в феврале 2009 года новый трехступенчатый порядок зачисления студентов на первый курс. В соответствии с ним, 27 июля вузы должны были утвердить первые списки «рекомендованных к зачислению» абитуриентов, которым для переквалификации в студенты требовалось до 3 августа сдать в приемные комиссии оригиналы документов. Те, кто этого не сделал, освобождали места для резервистов второй очереди, имена которых нужно было назвать 5 августа. 13 августа одновременно с приказом о зачислении абитуриентов второй волны вузам предписали обнародовать третий список, члены которого должны заполнить все оставшиеся вакансии. 21 августа, согласно приказу министерства, кампания по приему первокурсников должна была завершиться. Об этом напоминает журнал «Власть».

Оценивая особенность вузовского набора этого года, Президент РФ Дмитрий Медведев заявил: «Мы двигаемся к ситуации, которая существует в развитых экономиках, образовательных системах — поступить в университет не так трудно, а учиться гораздо трудней». ЕГЭ расширил возможности абитуриентов и добавил новых проблем.

Особая тема для разговора о приемной кампании в вузы 2009 года — льготники. Это значительная категория молодежи, имеющая право на первоочередное зачисление. Их много — 153 категории. Это отслужившие 3 года по военному контракту, инвалиды и сироты, чернобыльцы... Также к категории льготников относятся победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд России, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионы и призеры Олимпийских, Параолимпийских игр и др. Отличники остались «с носом» — школьные медали никаких льгот при поступлении не давали.

Кто и как сдавал ЕГЭ в школе

По данным Министерства образования, всего единый государственный экзамен держали около 930 тысяч выпускников школ в 83 субъектах РФ и 52 иностранных государствах. Максимально возможный балл — 100 — набрали 2244 человека. На другом краю шкалы — более 30 тысяч школьников не получили в этом году аттестаты о среднем образовании, так как они не набрали минимального количества баллов по обязательным для ЕГЭ предметам — математике и русскому языку. Кроме математики и русского языка, в этом году школьники по выбору могли сдавать ЕГЭ по следующим предметам: биология, информатика и ИКТ, география, литература, английский, немецкий, французский, испанский языки, обществознание, химия, история, физика. Самыми популярными стали обществознание, история и физика. Меньше всего нашлось желающих сдавать испанский язык. Самыми «крепкими орешками» для ребят оказались информатика, география и немецкий язык — по ним процент неудачников, не преодолевших барьер, установленный министерством образования, составил соответственно 11%, 10% и 9%.

Поступай, куда хочешь

По информации ИТАР-ТАСС, цитирующего министра Фурсенко, на одну тысячу выпускников школ в этом году было выделено 420 бюджетных мест.

Равнодоступность плюс расширение прав абитуриента привели к явлению, которое глава Рособразования Николай Булаев, комментируя предварительные итоги вузовского приема, назвал «образовательным туризмом», а измученные приемной кампанией ректоры — «образовательным терроризмом». Речь идет о тех замечательных случаях, когда абитуриент подает заявление сразу в 50-100 вузов. По информации председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, конкурс этого года в местных вузах составил около 9 человек на место (в 2008 году — примерно 3,7). Парадокс нынешней приемной кампании в том, что реальное число абитуриентов снизилось, хотя конкурс многократно вырос, подчеркивает агентство «Балтинфо».

В этом году был впервые осуществлен социальный принцип — равная доступность образования для всех. Молодежь из регионов потянулась в столицу. «Они не верили, что такое возможно. Их пугали, что в Москве все только по блату и за большие деньги!» — говорит министр образования Андрей Фурсенко. Уже известно, что в питерские вузы ранее обычно поступали две трети питерцев и одна треть иногородних. Сегодня картина обратная. А тем временем, отмечает пресса, кое-кто из московских юношей и девушек, пытается поступать в провинциальные вузы, где ниже конкурс. До сих пор из столицы уезжали только в военные училища да в мореходки.

Предпочтения абитуриентов

На Дальнем Востоке традиционно на первом месте по востребованности оказались Институт экономики и управления и Тихоокеанский институт политики и права. Многие школьники, кроме обязательных предметов — русского и математики, сдали ЕГЭ по обществознанию, который учитывался при поступлении именно в эти вузы. В Иркутске, в Байкальском государственном университете экономики и права на 340 бюджетных мест претендовало около 20 тысяч абитуриентов. Об этом информировали «Вести» ГТРК Иркутска.

Чиновники призывают молодежь выбирать профессию инженеров, а не юристов и менеджеров. Первые итоги приема в вузы показали: молодежь призывами не заманишь, отмечает агентство «Балтинформ». Например, конкурс на физико-техническом факультете в Политехническом университете, не превышал 2 человека на место. На серьезную мужскую специальность «Приборы навигации и управления» Университета авиакосмического приборостроения план — 40 бюджетных мест, а идут на нее единицы. В Университете экономики и финансов 188 человек на место на специальность «Связи с общественностью». В «Военмехе» на первом этапе не добрали студентов на ракетостроение, но имеют 50 заявлений на одно место на факультете лингвистики.

Лауреат Нобелевской премии академик Жорес Алферов считает, что ситуация была предсказуемой. Молодежь — это барометр общества. Ее поведение отражает все, что происходит в стране. Молодежь отлично видит: инженеры сегодня не востребованы. Для того чтобы были нужны инженеры, нужно, чтобы функционировала промышленность, развивались ее высокотехнологичные отрасли. А их нет. Молодежь пойдет в инженеры, когда увидит, что инженеры востребованы. Пойдет, когда инженерам будут платить больше, чем юристам. Не надо забывать, что молодежь не лишена материальных стимулов, и не следует опираться только на ее энтузиазм. По данным Минобрнауки, неохотно абитуриент шел поступать в филиалы вузов — туда, где не обеспечивают качественное образование. Неважно с набором в негосударственных вузах. В кризис народ предпочитает, если и платить, то за учебу на внебюджетных отделениях госвузов. Тут хоть есть гарантия, что вуз не обанкротится в ближайшие годы и, проучившись два-три года, не останешься на улице.

Льготники

Абитуриенты, имеющие право поступать в вузы вне конкурса, выбирают в основном гуманитарные факультеты и обходят стороной технические. «Они избегают сложных специальностей, потому что понимают, поступив, все равно не смогут учиться, поскольку имеют минимальный запас знаний, о чем можно судить и по сертификатам ЕГЭ, которые они приносят», — сказал в беседе с корреспондентом «Росбалта» ответственный секретарь приемной комиссии «Военмеха» Вадим Лентовский.

В Новосибирске, по сообщению газеты «Навигатор», на экономический факультет НГУ, пользующийся особой популярностью, в этом году было подано 21 заявление от льготников на 20 имеющихся бюджетных мест. Приемная комиссия пришла в ужас, но, к счастью, беда миновала — большинство из заявителей по каким-то причинам не подали документы на зачисление. В середине августа в каждую группу на разных факультетах было зачислено в среднем 3-4 «льготника» и от 3 до 30 победителей и призеров олимпиад, что на некоторых направлениях составляет более 50% всех студентов.

Насколько проблема «льготников» масштабна для страны, можно оценить, лишь зная их примерную численность. Разные издания приводят совершенно разные цифры по поступающим в этом году в вузы льготникам. Весьма озадачивают сообщения о фальшивых справках, выявленных при проверках льготников по заболеваниям. Минздравсоцразвития выразило готовность перепроверить все поданные в вузы справки и призвало ректоров всех вузов предоставить их на эту проверку. Согласно правилам, «липовые» льготники могут быть отчислены на любом этапе обучения.

«Сегодня абитуриенты-инвалиды могут учиться в престижных вузах. Раньше приемные комиссии от них отбивались, теперь не удастся. Жаль, что правилами льготного поступления умело воспользовались энергичные люди. Псевдольготники своими действиями уже создали вокруг инклюзивного образования зону отторжения», — пишет «Независимая газета».

По сведениям председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, количество заявлений от абитуриентов Санкт-Петербургских вузов, претендующих на льготы, в 2009 году принципиально не изменилось в сравнении с приемными кампаниями прошлых лет. В этом году на 27,91 тысяч бюджетных мест на очные отделения 49 государственных вузов было подано около 3 тысяч заявлений от льготников. То есть, около 1,2 %. Но их хватило для того, чтобы переживало все общество...

Вузы, проводя прием льготников, находят порой оригинальные решения проблемы «липовых» инвалидов. Например, Университет — Высшая школа экономики (Москва), где абитуриентам сообщили, что в сентябре все первокурсники будут обязаны пройти полную диспансеризацию. После этого многие из них забрали заявления. А вот ректор Санкт-Петербургского государственного университета ИТМО повысил проходной балл на приоритетные специальности — у вуза на это есть право. В результате вне конкурса в этот вуз принято всего 37 человек из 1242. В Российской экономической академии им. Плеханова льготников для поступления отбирали по результатам ЕГЭ и среднему баллу аттестата. В Институте стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова решили провести три дополнительных экзамена.

Что ждет первокурсников

В вузах предполагают, что первая сессия для новичков может оказаться сложнее, чем для их предшественников. «Не совсем точно говорить, что у них не было вступительных экзаменов. У них вступительные экзамены будут совпадать с первой сессией», — заявляет Станислав Романов, ответственный секретарь приёмной комиссии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Преподаватели вузов и члены приемных комиссий в ответ на вопрос, кого они приняли, пожимают плечами и говорят, что только время покажет, какой уровень студентов получат вузы, а пока это «кот в мешке». Возможно, многим из поступивших суждено проучиться только до первой сессии. Но с учетом количества абитуриентов, принятых по льготам, вузы в этом году наполнятся студентами, уровень которых они будет вынуждены поднимать самостоятельно, изменяя учебные планы и делая все возможное, чтобы не исключать по результатам сессий целые группы.

На будущее

Чтобы исключить однобокость набора, Минобрнауки РФ готовит проект закона, по которому будет сокращено число категорий граждан, имеющих право на льготный прием в вузы. По словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, законопроект будет рассмотрен Госдумой в течение 2009 года, и есть надежда, что в приемную кампанию 2010 года нынешняя критическая ситуация со льготниками не повторится. А министр Андрей Фурсенко заявил, что надо вводить квоты для льготников. Об этом сообщает агентство «Росбалт». Однако в настоящее время Россия готовится ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов, которая соблюдается большинством европейских стран. Любое квотирование мест для инвалидов при поступлении в вузы может быть истолковано как нарушение этой конвенции и прав человека.

Пространство для усовершенствований в новой системе есть. Так, участники Первого всероссийского педагогического форума, состоявшегося в Санкт-Петербурге, в письме на имя Президента РФ предлагают ввести двухступенчатую систему итоговой аттестации в форме ЕГЭ, при которой первая часть экзамена является итоговой для получения аттестата, а вторая — вступительным экзаменом в вуз.

В вузах рассчитывают, что в наступающем учебном году в школах следует активизировать профориентацию, чтобы во время приёмной кампании такого ажиотажа, как этим летом, можно было избежать.

Министр образования РФ Фурсенко сообщил, что порядок приема в российские вузы в 2010 году будет утвержден до 1 октября этого года и меняться после этого уже не будет, передает РИА «Новости». Министр напомнил, что сроки утверждения плана были определены президентом Дмитрием Медведевым. А также отметил, что в скором времени будет создана комиссия по оценке проведения ЕГЭ, чьи рекомендации будут учтены при составлении нового порядка приема в вузы в 2010 году.

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+514+1