Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 35-36 (2720-2721) 10 сентября 2009 г.

ПОЛЕВОЙ ПРОЕКТ —
СТУПЕНЬКА
К МАСТЕРСТВУ

Стратегия высшего профессионального образования в настоящее время направлена, в первую очередь, на подготовку высококвалифицированных специалистов. Активизация хозяйственного строительства и реализация трансконтинентальных проектов (газопроводы, нефтепроводы, автодороги, гидроэлектростанции) выявили необходимость подготовки специалистов в области археологии и охраны историко-культурного наследия, обеспечения спасательных и историко-культурных экспертных работ квалифицированными кадрами.

Л.В. Лбова, Л.В. Зоткина,
А.С. Кравцова, Е.В. Берсенева

Работа отделения археологии гуманитарного факультета НГУ не ограничивается только рамками учебных программ и производственных практик. В 2006 г. НГУ был начат многолетний проект «Сибирская археологическая полевая школа» (руководитель — профессор кафедры археологии и этнографии НГУ, заведующая научно-образовательным отделом Института археологии и этнографии СО РАН Л. В. Лбова) в рамках программы «Развитие механизма интеграции фундаментальных исследований и образовательной деятельности по археологии, этнографии и востоковедению в рамках УНЦ НГУ и ИАЭТ СО РАН» под руководством академика В. И. Молодина.

Иллюстрация
Лекция В. И. Молодина на памятнике Сопка-2.

В большинстве зарубежных стран Западной Европы, Америки и Азии уже более полувека существует традиция сочетания в рамках полевых школ междисциплинарных методических занятий, обучения работе на современной аппаратуре, практике камеральной обработки материала, привлечения специалистов мирового уровня для проведения лекций, семинаров и практических занятий, проведения полевых экскурсий, публикации справочного и методического материалов. Все это рассматривается как обязательная ступень в подготовке научных кадров и как эффективная форма отработки практических навыков. В России подобные мероприятия находятся на этапе становления и развития, а имеющийся опыт (проект «Сибирская археологическая полевая школа», НГУ, 2006-2009 гг.) показал эффективность этой технологии в подготовке специалистов высшей квалификации. Инициатива сибиряков была поддержана в этом году и Агентством образования, которым был выделен грант на проведение мероприятия.

Полевая школа является логическим продолжением традиций РАЭСК (региональных археолого-этнографических студенческих конференций), проведение которых в течение 50 лет является регулярным мероприятием. Проект направлен на поиск новых форм интеграции гуманитарной академической науки и высшего образования, повышение квалификации студентов старших курсов и аспирантов вузов Сибири и Дальнего Востока, развитие коммуникационных связей в молодежном научном сообществе регионов. Формы обучения состоят из лекций, практикумов, экспериментов, экскурсий, мини-конференций. Участниками школы являются аспиранты и студенты вузов и научных учреждений Сибири и Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Чита, Иркутск, Улан-Удэ, Красноярск, Кемерово, Барнаул, Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург), стран СНГ (Белоруссия и Киргизия). Активное участие в проекте принимают научные сотрудники ИАЭТ СО РАН, преподаватели и сотрудники Новосибирского, Московского, Иркутского госуниверситетов, Красноярского госпедуниверситета. Приглашались специалисты из США и Канады (Университет Аризоны и Университет Эдмонда). Создание оптимального механизма и условий для реализации форм междисциплинарного сотрудничества в области полевых исследований гуманитарных и естественных наук позволили привлечь к участию в программах школы различных специалистов не только из области археологии и музеологии, но и географии, геологии, биологии, антропологии, почвоведения, картографии, генетики, медицины и др.

Программа проведения полевой школы включает теоретические и практические курсы по основным направлениям: современные методы и методики полевой археологии; классификация и типология артефактов; методы естественных наук в археологических исследованиях; экспериментальная археология; геоархеология, реконструкция палеогеографических условий; охрана историко-культурного наследия.

Иллюстрация
Практикум по изготовлению сувениров.

Во время экскурсионных поездок участники школы знакомятся с различными по хронологии и типологии объектами (стоянками, местонахождениями в стратифицированном и экспонированном состоянии, могильниками различных типов, петроглифическими комплексами, памятниками истории нового и новейшего времени). Для каждого региона была проведена оценка туристических, историко-культурных, рекреационных и познавательных ресурсов. В рамках предыдущих проектов САПШ были подготовлены и реализованы программы мобильности и стажировок студентов НГУ по специализации «Археология» в Университете Бордо-1 (Франция, 2007-2008) и Университете Вайоминга (США, 2008) в рамках совместных научно-образовательных программ по проблемам палеолитоведения, культурной и физической антропологии.

Результатом эффективности работы проекта является не только возросшее количество поощрений и дипломов на студенческих конференциях различного уровня, но и успешно защищенные участниками проекта квалификационные дипломные работы по специальности, а также кандидатские диссертации.

Проект 2009 года является логическим продолжением трехлетнего опыта. 10-20 августа в Академгородке и в Новосибирской области проходила IV Сибирская археологическая полевая школа, посвященная 50-летию НГУ. На открытии выступил проректор НГУ по научной работе, член-корреспондент РАН  С. В. Нетесов. Общий тон школе задал прекрасный фильм об основателе сибирской науки — академике М. А. Лаврентьеве. Участникам было предложено прослушать курс лекций по истории отечественной археологии, основам минералогии и петрографии при анализе артефактов, междисциплинарным исследованиям памятников эпохи палеометалла, экспериментальной археологии, основам организации научно-исследовательской работы, принципам музейных коммуникаций и др. Слушатели имели возможность ознакомиться с новыми разработками специалистов из ИАЭТ СО РАН по автоматизированным системам генерализации полевых отчетов и посетили новый ЦКП СО РАН «Геохронология кайнозоя».

Иллюстрация
Экскурсия в Музее под открытым небом ИАЭТ СО РАН.

Незабываемые впечатления оставило посещение участниками школы полевого стационара Западно-Сибирского отряда ИАЭТ СО РАН. Академик  В. И. Молодин провел экскурсию по археологическим памятникам Венгеровского района Новосибирской области. Экскурсия проходила в два уровня, соответствующие двум этапам полевых археологических исследований: разведке и раскопкам. На первом этапе молодые исследователи получили возможность побывать на разновременных археологических объектах, как исследованных ранее, так и находящихся в процессе изучения: Ново-Тартасской палеолитической стоянке, памятнике эпохи палеолита Венгерово-5, неолитическом поселении Автодром-1, поселении раннего железного века Ложка-1, Усть-Тартасской курганной группе эпохи раннего железного века, погребальном комплексе эпохи неолита — раннего средневековья Сопка-2.

На втором этапе участники полевой школы наблюдали процесс раскопок на грунтовом могильнике Тартас-1, ознакомились с результатами археологического и геофизического картирования территории памятника и наиболее выразительным материалом, полученным в текущем полевом сезоне.

В процессе экскурсии были рассмотрены геоморфологические особенности, внешние признаки, типичные ландшафтные и стратиграфические условия расположения археологических памятников различных типов и эпох на территории Барабинской лесостепи. Особое внимание молодых исследователей было обращено к проблеме обнаружения археологических памятников, перспективным направлениям археологических исследований.

Экскурсионная форма полевых практик в рамках Сибирской полевой археологической школы, вероятно, и в дальнейшем будет способствовать повышению профессионального уровня студентов-археологов и начинающих специалистов, интегрированию теоретических знаний и практических навыков.

В рамках полевой школы молодежи представилась возможность принять участие в небольшой пресс-конференции с лауреатом Государственной премии в области науки и техники академиком В. И. Молодиным.

В. И. Молодин рассказал ребятам о существующих в мире практиках спасения историко-культурного наследия, что, к сожалению, отсутствует в нашей стране. «Сохранность памятников является одной из актуальных проблем археологии во все времена и, в особенности, сегодня. Безусловно, наша задача — сохранить уникальные памятники истории и археологии в том виде, в котором они дошли до нас. И в этом случае, конечно, археологи обязаны бороться за прекращение строительных работах в зонах концентрации историко-культурного наследия. Когда речь идет о памятниках, находящихся в аварийном состоянии, безусловно, они нуждаются в спасательных работах. В таких ситуациях задача археолога — максимально полно исследовать памятник, сохранить его для науки».

Таким образом, основным итогом проекта «Сибирская археологическая полевая школа» на сегодняшний день можно считать развитие кадрового потенциала вузов Сибири и Дальнего Востока, развитие учебно-методического базиса высшей школы, совершенствование форм и баз археологической практики. Опыт полевой археологической школы НГУ был высоко оценен коллегами в обсуждении доклада в рамках проходящей на Алтае III международной конференции «Полевые практики в системе высшего профессионального образования».

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+515+1